Судья: Орлова А.Г. Дело № 33-26322/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Асташкиной О.Г.,
при секретаре Пенчук В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 ноября 2014 года апелляционную жалобу Ахулковой Елены Николаевны на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 02 сентября 2014 года по делу по заявлению Ахулковой Елены Николаевны об оспаривании действий налогового органа,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Ахулковой Е.Н. – Русяева Н.А., представителя ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области – Яковец Н.А.,
установила:
Ахулкова Е.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований (л.д. 59-66), просила признать недействительными (отменить):
- уведомление ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области от 06.11.2013 № 27654 в части доначисления налога и пени за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- требование ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области от 26.12.2013 № 608265 в части доначисления налога и пени за 2010 год;
- требование ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области от 24.01.2014 № 27626 в части доначисления налога и пени за 2010 год;
а также обязать ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области сообщить о дате произведенного зачета переплаты по земельному налогу в счет имевшейся у Ахулковой Е.Н. задолженности по уплате налога.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 87 000 кв. м, расположенного на территории сельского поселения Соколовское Солнечногорского муниципального района. На 01.01.2010 указанный земельный участок относился к категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения», имел вид разрешенного использования – «для дачного строительства».
Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2010 № 732/42 категория земель изменена на «земли поселений», а вид разрешенного использования – на «для строительства образовательно-оздоровительного комплекса». В сентябре 2010 года в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены соответствующие изменения.
По мнению заявителя, налоговый орган необоснованно не учел изменение категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, применив повышенную ставку земельного налога (1,5% вместо 0,2%) с января 2010 года, в результате чего размер земельного налога увеличился с 116 385,12 рублей до 872 888,40 рублей.
Заявитель считает, что она вообще не должна платить налог за землю за 2010 год, поскольку ставки налога на 01.01.2010 не были утверждены. Соответственно, и налоговое уведомление, и налоговые требования недействительны.
Кроме того, на 01.01.2010 у заявителя имелась переплата по налогам, которая налоговым органом не была учтена в счет погашения земельного налога, что повлекло необоснованное начисление пеней. Надлежащий отчет о наличии переплаты и его использовании налоговым органом, несмотря на заявления, не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя Русяев Н.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области Киселева Е.Н. с заявлением не согласилась, пояснив, что расчет земельного налога произведен правильно. Имевшаяся переплата по земельному налогу была учтена по иным земельным участкам, налоговые обязательства по которым заявитель также имеет, о чем ей дан мотивированный ответ.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 02 сентября 2014 года заявление Ахулковой Е.Н. удовлетворено частично. Признаны недействительными направленные заявителю ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области: уведомление от 06.11.2013 № 27654 в части доначисления земельного налога и пени за 2010 год, требование от 26.12.2013 № 608265 в части доначисления земельного налога и пени за 2010 год, требование от 24.01.2014 № 27626 в части доначисления земельного налога и пени за 2010 год, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в части указания налоговой ставки, не соответствующей 0,2%, а также доначисленного не исходя из этой ставки земельного налога и пени за период с января по сентябрь 2010 года. В удовлетворении остальных требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе Ахулкова Е.Н. просит отменить указанное решение в части отказа в удовлетворении ее требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ахулкова Е.Н. не явилась. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Ахулковой Е.Н. – Русяева Н.А., представителя ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области – Яковец Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что в налоговый период 2010 года Ахулкова Е.Н. являлась собственником нескольких земельных участков, расположенных на территории Солнечногорского муниципального района Московской области, в том числе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 87 000 кв. м, расположенного на территории сельского поселения Соколовское.
Не оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2010 составляла <данные изъяты> рублей.
На 01.01.2010 указанный земельный участок относился к категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения», имел вид разрешенного использования – «для дачного строительства».
Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2010 № 732/42 категория земель изменена на «земли поселений», а вид разрешенного использования – на «для строительства образовательно-оздоровительного комплекса». В сентябре 2010 года в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены соответствующие изменения. При этом кадастровая стоимость земельного участка не пересчитывалась и ее цифровое значение не менялось.
В силу ст. 388 Налогового кодекса РФ (НК РФ) истица является плательщиком земельного налога.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
По смыслу приведенной нормы в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налоговый орган вправе применять ставки, установленные в п. 1 ст. 394 НК РФ.
Налоговые ставки на территории сельского поселения Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области на период с 2009 года установлены решением Совета депутатов сельского поселения Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области от 30.09.2008 № 29/2 «О земельном налоге на территории сельского поселения Соколовское Солнечногорского муниципального района Московской области», опубликованным в газете «Сенеж» от 02.09.2010 № 70, а именно:
…0,2 процента от кадастровой стоимости земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства (дачного хозяйства), а также под размещение гаражных кооперативов, индивидуальных гаражей и других объектов для хранения автомобилей;…
…1,5 процента от кадастровой стоимости прочих земельных участков.
Указанным решением признано утратившим силу с 01.01.2009 решение Совета депутатов от 30.10.2007 № 23/2 «О земельном налоге», которым были установлены аналогичные налоговые ставки.
Согласно налоговому уведомлению № 196393 (л.д. 42) ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области исчислила Ахулковой Е.Н. земельный налог за 2010 год на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.
В уведомлении отражена кадастровая стоимость земельного участка и налоговая ставка (0,2%), которая применена для начисления земельного налога. В том же налоговом уведомлении указано, что размер переплаты (излишне уплаченных налогов) на дату составления налогового уведомления составляет «0» рублей, и что при наличии переплаты размер налога, подлежащего уплате, указывается за минусом переплаты по налогу.
Налоговым органом Ахулковой Е.Н. были также направлены:
уведомление от 06.11.2013 № 27654 в части доначисления налога и пени за 2010 год (л.д. 41), в котором расчет налога в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> произведен исходя из налоговой ставки 1,5% с 01.01.2010 без изменения кадастровой стоимости;
требования от 26.12.2013 № 608265 (л.д. 23, 77) и от 24.01.2014 № 27626 (л.д. 26) об уплате земельного налога, пени, в том числе за 2010 год в отношении земельного участка <данные изъяты>, с указанием размера задолженности с учетом пересчитанной суммы налога.
При этом, в налоговом уведомлении от 06.11.2013 (л.д. 41) указано о наличии переплаты по состоянию на 06.11.2013 в сумме <данные изъяты> рублей, а также разъяснено, что при наличии переплаты размер налога, подлежащего уплате, указывается за минусом переплаты по налогу.
Таким образом, налоговым органом Ахулкова Е.Н. была уведомлена о наличии у нее переплаты и ее размере.
Направление заявителю налоговых уведомлений и требований подтверждается реестром заказной корреспонденции, из чего следует, что в силу п. 4 ст. 52, п. 4 ст. 57 НК РФ у налогоплательщика Ахулковой Е.Н. возникла обязанность по уплате налога.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, разъяснениями, содержащимися в письме Управления ФНС России по Московской области от 18.05.2011 № 19-22/26647@ «О расчете земельного налога в связи с изменениями сведений о кадастровой стоимости земельных участков», а также в письме Минфина России от 18.08.2010 № 03-05-05-02/66, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия налогового органа по применению повышенной налоговой ставки (1,5% вместо 0,2%) при исчислении суммы земельного налога в отношении принадлежащего Ахулковой Е.Н. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за период с января по сентябрь 2010 года являются незаконными.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Ахулковой Е.Н. были предметом рассмотрения суда, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 02 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахулковой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи