Дело №12-638/21
Р Е Ш Е Н И Е
26 августа 2021 года судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым Злотников В.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, проживающий по адресу: <адрес>,
привлечен к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Центральный районный суд <адрес> с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции защитник ФИО1 поддержал жалобу по основаниям, изложенным в ней, представитель административного органа возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Судом установлено, что государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ФИО1 не были предприняты все возможные необходимые меры для своевременного и надлежащего исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за вышеуказанное деяние признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в частях 2 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно чч. 4 и 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол по делу об административном правонарушении составлен должностным лицом Госкомрегистра в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в его отсутствие.
В материалах дела имеется уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное ФИО1, которое, согласно реестру отправки почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ было сдано на почту ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное лицо о составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом извещено не было.
Имеющийся в деле скриншот смс-сообщения от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления протокола, отправленного на номер +79780291627, не свидетельствует о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола, поскольку согласно материалам дела телефонный номер, которым пользуется ФИО1 - +79787235119.
Кроме того, представленный скриншот не позволяет сделать вывод о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола, поскольку материалы дела не содержат согласие ФИО1 на смс-извещение.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Кроме того, согласно предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, срок устранения нарушения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, в предписании также было указано, что информацию об исполнении предписания или ходатайство о продлении срока исполнения предписания необходимо предоставить до ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется определение должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило ходатайство о продлении срока исполнения предписания, в удовлетворении которого было отказано ввиду того, что ходатайство поступило ДД.ММ.ГГГГ, а также поскольку не были приложены документы, подтверждающие принятие необходимых мер.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции защитником представлена копия решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым вышеуказанное определение должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства признано незаконным с возложением обязанности повторно рассмотреть ходатайство.
В судебном заседании представитель административного органа пояснила, что данное решение суда в Госкомрегистр не поступало, по его поступлению будет принято аналогичное определение об отказе в удовлетворении ходатайства.
Таким образом, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлено, что должностным лицом, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, было нарушено права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что выразилось в составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, а также в принятии незаконного определения об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания.
Данным обстоятельствам не была дана надлежащая оценка мировым судьей при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления.
Принимая во внимание, что нарушение права ФИО4 на защиту относится к существенным нарушениям, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемое постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья: