ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 27 февраля 2018 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Калугиной С.В.,
при секретаре Польшиковой Е.И.,
с участием истца Куликова А.В.
представителя ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» Савельева Н.А.
ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по искуКуликова А.В. к КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района», Департаментусоциальной защиты Воронежской областио признании права на присвоение звания«Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Куликов А.В. обратился с иском, в котором указал, что он имеет стаж работы в локомотивном депо более 23 лет. В период работы он был награжден знаком отличия «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км».
Имея указанную награду, он обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» по вопросу получения звания «Ветеран труда». Однако в предоставлении документов на присвоение ему звания «Ветеран труда» было отказано на том основании, что решение о награждении его ведомственной наградой было принято заместителем Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения, а не министром путей сообщения.
Данный отказ он считает необоснованным и просит суд признать незаконным решение КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» об отказе в направлении документов, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец Куликов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» в судебном заедании исковые требования не признал, пояснил, что истец не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» заместителем Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения, а не министром путей сообщения, как того требует закон Воронежской области № 69-ОЗ от 07.07.2006 года «О присвоении звания «Ветеран труда»», просил в иске отказать.
Третье лицо – Департамент социальной защиты Воронежской области надлежащим образом извещено о дне разбирательства дела, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица – Департамента социальной защиты Воронежской области.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Куликов А.В. обратился в КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» по вопросу получения звания "Ветеран труда". При этом истец представил документы, подтверждающие необходимый специальный стаж для присвоения звания "Ветеран труда" и удостоверение к значку «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км», которыми он был награжден 06.08.2003 года на основании приказа Департамента локомотивного хозяйства Министерства транспорта РФ. (л.д.29)
23.11.2017 года истцу было отказано в принятии документов на присвоение ей звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что решение о награждении его значком не федеральным органом исполнительной власти. (л.д.27-28)
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом Воронежской области «О присвоении звания «Ветеран труда»» от 7 июля 2006 года № 69-ОЗ.
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7, статья 10).
Конституционный суд Российской Федерации, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", указал, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (Определение от 01.04.2008 г. № 479-О-П).
В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, Определения от 12 июля 2006 года № 350-О, от 01.04.2008 года № 479-О-П).
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Порядок присвоения гражданам почетных званий регламентируется также Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995г. №1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» и Положениями об отдельных почетных званиях, утвержденных этим же Указом и последующими изменениями и дополнениями к нему.
Согласно ст.7 ФЗ «О ветеранах» наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания Ветеран труда подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде, практика определения и учета которых обобщена письмом Минтруда России от 7.10.1998г. №5635-КС О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания Ветеран труда.
К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Исходя из содержания ст. 78 Конституции РФ - Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с Положением о нагрудных значках "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 5000000 км", утвержденным приказом Министерства путей сообщения СССР N 29Ц от 18.07.1985 года, награждение этими значками производилось приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги. Министерством путей сообщения Российской Федерации данный приказ был включен в перечень действующих на основании приказа № 5Ц от 11.04.1995 года.
По смыслу положений п. п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Из содержания п. 3 Положения о нагрудных значках "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 5000000 км", утвержденного приказом Министерства путей сообщения СССР N 29Ц от 18.07.1985 года следует, что награждение значком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 5000000 км" производилось приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги или его заместителя ведающего локомотивным хозяйством. Положение не предусматривало награждение работников указанными значками иными лицами (в том числе, руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, из содержания Положения усматривается, что министром (руководителем федерального органа исполнительной власти) полномочие по награждению работников соответствующими ведомственными наградами самостоятельно не производилось, а было делегировано в предусмотренном законом порядке главному управлению локомотивного хозяйства.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворения исковых требований, поскольку нагрудный знак "За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км" следует учитывать в качестве ведомственного знака отличия в труде, поскольку он учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения.
Последствия реформы железнодорожного транспорта путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и создания единого хозяйствующего субъекта ОАО "Российские железные дороги" не исключают право истца на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
С учетом того, что истец на момент обращения в органы социальной защиты, является пенсионером по выслуге лет, был награжден ведомственным значком, он имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Учитывая, что приведенные истцом в обоснование своих исковых требований доводы нашли свое подтверждение в суде и признаны судом обоснованными, суд отвергает доводы ответчика, приведенные в обоснование своих возражений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск Куликова А.В. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Лискинского района" в принятии документов на присвоение Куликову А.В. звания "Ветеран труда".
Признать за Куликовым А.В. на присвоение звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 27 февраля 2018 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Калугиной С.В.,
при секретаре Польшиковой Е.И.,
с участием истца Куликова А.В.
представителя ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» Савельева Н.А.
ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по искуКуликова А.В. к КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района», Департаментусоциальной защиты Воронежской областио признании права на присвоение звания«Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Куликов А.В. обратился с иском, в котором указал, что он имеет стаж работы в локомотивном депо более 23 лет. В период работы он был награжден знаком отличия «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км».
Имея указанную награду, он обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» по вопросу получения звания «Ветеран труда». Однако в предоставлении документов на присвоение ему звания «Ветеран труда» было отказано на том основании, что решение о награждении его ведомственной наградой было принято заместителем Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения, а не министром путей сообщения.
Данный отказ он считает необоснованным и просит суд признать незаконным решение КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» об отказе в направлении документов, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец Куликов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» в судебном заедании исковые требования не признал, пояснил, что истец не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» заместителем Департамента локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения, а не министром путей сообщения, как того требует закон Воронежской области № 69-ОЗ от 07.07.2006 года «О присвоении звания «Ветеран труда»», просил в иске отказать.
Третье лицо – Департамент социальной защиты Воронежской области надлежащим образом извещено о дне разбирательства дела, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица – Департамента социальной защиты Воронежской области.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Куликов А.В. обратился в КУВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» по вопросу получения звания "Ветеран труда". При этом истец представил документы, подтверждающие необходимый специальный стаж для присвоения звания "Ветеран труда" и удостоверение к значку «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км», которыми он был награжден 06.08.2003 года на основании приказа Департамента локомотивного хозяйства Министерства транспорта РФ. (л.д.29)
23.11.2017 года истцу было отказано в принятии документов на присвоение ей звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что решение о награждении его значком не федеральным органом исполнительной власти. (л.д.27-28)
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом Воронежской области «О присвоении звания «Ветеран труда»» от 7 июля 2006 года № 69-ОЗ.
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7, статья 10).
Конституционный суд Российской Федерации, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", указал, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (Определение от 01.04.2008 г. № 479-О-П).
В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, Определения от 12 июля 2006 года № 350-О, от 01.04.2008 года № 479-О-П).
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Порядок присвоения гражданам почетных званий регламентируется также Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995г. №1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» и Положениями об отдельных почетных званиях, утвержденных этим же Указом и последующими изменениями и дополнениями к нему.
Согласно ст.7 ФЗ «О ветеранах» наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания Ветеран труда подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде, практика определения и учета которых обобщена письмом Минтруда России от 7.10.1998г. №5635-КС О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания Ветеран труда.
К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Исходя из содержания ст. 78 Конституции РФ - Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с Положением о нагрудных значках "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 5000000 км", утвержденным приказом Министерства путей сообщения СССР N 29Ц от 18.07.1985 года, награждение этими значками производилось приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги. Министерством путей сообщения Российской Федерации данный приказ был включен в перечень действующих на основании приказа № 5Ц от 11.04.1995 года.
По смыслу положений п. п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Из содержания п. 3 Положения о нагрудных значках "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 5000000 км", утвержденного приказом Министерства путей сообщения СССР N 29Ц от 18.07.1985 года следует, что награждение значком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" и "За безаварийный пробег на локомотиве 5000000 км" производилось приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства по представлению начальника железной дороги или его заместителя ведающего локомотивным хозяйством. Положение не предусматривало награждение работников указанными значками иными лицами (в том числе, руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, из содержания Положения усматривается, что министром (руководителем федерального органа исполнительной власти) полномочие по награждению работников соответствующими ведомственными наградами самостоятельно не производилось, а было делегировано в предусмотренном законом порядке главному управлению локомотивного хозяйства.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворения исковых требований, поскольку нагрудный знак "За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км" следует учитывать в качестве ведомственного знака отличия в труде, поскольку он учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения.
Последствия реформы железнодорожного транспорта путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и создания единого хозяйствующего субъекта ОАО "Российские железные дороги" не исключают право истца на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
С учетом того, что истец на момент обращения в органы социальной защиты, является пенсионером по выслуге лет, был награжден ведомственным значком, он имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Учитывая, что приведенные истцом в обоснование своих исковых требований доводы нашли свое подтверждение в суде и признаны судом обоснованными, суд отвергает доводы ответчика, приведенные в обоснование своих возражений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск Куликова А.В. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Лискинского района" в принятии документов на присвоение Куликову А.В. звания "Ветеран труда".
Признать за Куликовым А.В. на присвоение звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья