Дело № 2-62/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.
при секретаре Мининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 11 января 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Шабуниной Ирины Геннадьевны к ГБОУ «Старопросветская школа» о признании права на получение компенсационных выплат по коммунальным услугам,
УСТАНОВИЛ:
Шабунина И.Г. обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с иском к ГБОУ «Старопросветская школа» о признании педагогического стажа в период работы с 12.01.2003 по 19.07.2014 в должности дежурного по режиму в Просветской областной специальной школе, в соответствии с Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781.
В последующем изменила исковые требования, просила признать за собой десятилетний педагогически стаж, признать за ней право на получение педагогических льгот, в том числе компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Указала, что работала в должности дежурной по режиму с января 2003 года по 2014 год по дату закрытия специальной школе. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, должность дежурного по режиму дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Всем сотрудникам, поступающим на работу в данной должности предоставлялся педагогический отпуск в размере 56 календарных дней и выплачивалось возмещение по коммунальным услугам в размере 100%. Истец льготой по коммунальным услугам не пользовалась, так как такую льготу получал ее муж. Согласно новому положению от 2017 года об оплате коммунальных услуг назначается в фиксированной сумме 1200 руб. каждому члену семьи, имеющему десятилетний педагогический стаж. С заявлением на предоставление такой льготы она обратилась в Просветскую школу в августе 2017 года, в чем ей было отказано, так как в Постановлении Правительства РФ от 08.08.2013 г. должность по которой она работала отсутствовала. В связи с изложенным просит признать за собой этот стаж, так как до вступлению в силу указанного закона истцом отработано 10 положенных лет, просит признать за собой право на получение педагогических льгот, в том числе предоставление компенсации на оплату жилого помещения, отопления, освещения.
Затем вновь изменила заявленные требования, просила признать за собой право на получение компенсационной выплаты по коммунальным услугам (отопление, освещение) на основании десятилетнего педагогического стажа.
В судебное заседание истец Шабунина И.Г. не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее поясняла, что педагогического образования не имеет, компенсационные льготы и выплаты она не получала в связи с тем, что льготы получал ее муж.
Представитель ответчика ГБОУ «Старопросветская школа» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Малахова Н.А., директор образовательного учреждения, действующая на основании Устава, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что в настоящее время школа, где работала истица уже закрыта. Дежурные по режиму в настоящее время по положению относятся к учебно-вспомогательному персоналу. В начале года был собран необходимый перечень документов для направления в отдел социальной защиты населения, так как от них школа получает реестр тех, кто имеет право на получение льгот. Шабуниной И.Г. было отказано.
Представитель третьего лица ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Ранее представил отзыв, в котором указал, что 10.06.2016 Управлением ПФР вынесено решение № 1148781 о назначении Шабуниной И.Г. страховой пенсии по старости. Период работы истицы в ГБОУ «Старопросветская школа» в должности дежурной по режиму с 12.01.2003 г. по 19.07.2017 г. зачтен в общий страховой стаж, каких-либо справок, подтверждающих педагогический стаж по данному периоду в пенсионном деле нет, согласно ИЛС Работодатель отчитывается за данный период без кода льготы. Не один из периодов работы, зачтенных в страховой стаж Шабуниной И.Г. не рассматривался как педагогическая деятельность, в материалам пенсионного дела № есть документ об образовании Шабуниной (Орловой) И.Г.: диплом БТ № Шадринского финансового техникума, специальность «Государственное страхование», квалификация «Финансист». Исковые требования истицы не обоснованы и удовлетворению не подлежат. Оставляют решение на усмотрение суда и просят рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Столярова Н.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что Правительство Курганской области является ненадлежащим участником по делу, так как никакие права и интересы Правительства не затрагиваются, а также иск заявлен истцом к ненадлежащему ответчику. Главным распорядителем льгот в Курганской области является Департамент образования и науки, как курирующий орган образования.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие третьего лица, в котором указано, что в Соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 21 августа 2017 года № 318 финансовое обеспечение расходов связанных с предоставлением образовательными организациями педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, компенсации, производится за счет средств областного бюджета, предоставляемых органам местного самоуправления в форме субвенций в соответствии с законодательством Курганской области.
Представитель третьего лица Главного управление социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Ранее в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Главного управления. В отзыве указали, что по информации, полученной от ГКУ «Управление социальной защиты населения № 9» Шабунина И.Г. получателем мер социальной поддержки по линии органов социальной защиты населения не являлась и не является. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в Курганской области осуществлялась по месту их работы (пенсионерам – по последнему месту работы по соответствующей специальности), в связи с чем ГУСЗ по Курганской области не располагает информацией о предоставлении Шабуниной И.Г. вышеуказанной компенсации как в период с 2003 года по 2013 год. Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 предусматривалось предоставление компенсаций по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе компенсации оплаты жилых помещений, отопления, освещения. Указанные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там. Вместе с тем полагают, что работа в должности «дежурной по режиму» в образовательных организациях, не может рассматриваться как работа по педагогический специальности, а истец, работавшая в данной в должности не относится к педагогическим работникам. Следовательно, период работы в данной должности не может быть засчитан в стаж работы по педагогической специальности. Ссылку Шабуниной И.Г. на Постановление Правительства РФ от 2002 г. № 781 считают несостоятельной, так как данное постановление не регулирует правоотношения по компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Представитель третьего лица Администрации Кетовского района Курганской области Кузьмина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Специальная школа находилась в федеральном введении, в связи с чем, выплаты Кетовским районом не осуществлялись.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что Шабунина И.Г. 04.12.2000 принята на работу в Просветскую областную спец-школу интернат инспектором по кадрам (приказ №-к от 04.12.2000), 12.01.2003 переведена в должность дежурной по режиму (приказ № от 10.01.2003), 19.07.2014 уволена в связи с ликвидацией учреждения (приказ №-к от 18.07.2014), что также подтверждается личной карточкой Шабуниной И.Г. и трудовой книжкой.
Уставами государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Просветская специальная общеобразовательная школа», утвержденными приказом Главного управления образования Курганской области № 207 от 21.02.2007 и приказом Главного управления образования Курганской области № 2206 от 18.11.2011, установлено, что Просветская специальная общеобразовательная школа является государственным казенным специальным учебно-воспитательным учреждением, некоммерческой организацией. Местонахождение Учреждения: <адрес>. Учреждение является специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа.
Должностной инструкцией № 25 дежурного по режиму установлено, что основное назначение должности дежурного по режиму – ответственно нести дежурство во время смены, добросовестно выполнять свои функциональные обязанности. Требования к кандидату на должность заключаются в наличии среднего профессионального образования и подготовки по установленной программе, без требования к стажу.
Согласно должностной инструкции по режиму, разработанной на основе квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 № 593 требования к квалификации заключаются в наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительной специальной подготовке по установленной программе без предъявления к стажу работы.
Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на ограничение своих законных прав на меры социальной поддержке в виде компенсации расходов льготной категории граждан.
В силу ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года (до 1 сентября 2013 года - Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»).
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам также регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Так согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам на территории Курганской области до 01.09.2017 регулировался Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».
Статьей 2 данного Закона было установлено, что к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, относятся педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, работники культуры организаций культуры, медицинские и фармацевтические работники организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, специалистам Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, руководители и специалисты, занятые в государственной системе социальных служб.
Частью 1 ст. 24-1 Закона Курганской области от 30.08.2013 N 50 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области" установлено, что педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 рублей (далее - компенсация). Компенсация предоставляется указанным в абзаце первом настоящего пункта лицам, для которых работа в образовательных организациях, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организациях является основным местом работы.
Частью 3 указанного Закона установлено, что право на компенсацию сохраняется за педагогическими работниками, руководителями, заместителями руководителей, руководителями структурных подразделений и их заместителями образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области на педагогических и руководящих должностях в образовательных организациях, находящихся в ведении Курганской области, муниципальных образовательных организациях, а также на педагогических должностях в организациях социального обслуживания и медицинских организациях Курганской области, составляет не менее 10 лет и они продолжают проживать там.
В судебном заседании Шабунина И.Г. указывала, что не имеет педагогического образования, ранее не получала меры социальной поддержки, поскольку данным право пользовался ее супруг, которому данные меры социальной поддержки предоставлялись на всех членов семьи. Поскольку с 01.09.2017 порядок предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам в Курганской области изменился, данная мера социальной поддержки стала предоставляться непосредственно педагогическому работнику. Указывала, что она в период с 12.01.2003 по 19.07.2014 (более 10 лет) работала в должности «дежурной по режиму», которая на основании Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в настоящее время получает пенсию, поэтому имеет право на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник. При этом, не оспаривала, что пенсия ей была назначена не в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Должность дежурного по режиму поименована в п. 1 указанного, а место работы подпадает под понятие в специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа.
Согласно п. 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, работа в должности дежурного по режиму засчитывается в педагогический стаж до 01.11.1999. А поскольку работа истца в должности дежурного по режиму имела место в период после ноября 1999 года, то данный стаж не мог быть включен в педагогический стаж.
Кроме того, нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулируют порядок назначения пенсии и не регулирует вопросы установления права на меры социальной поддержки, в связи с чем, данные нормы не могут быть применены при рассмотрении вопросов о правах на получение мер социальной поддержки.
Истец также указывала, что в соответствии со ст. 334 Трудового кодекса Российской Федерации в период работы в должности дежурного по режиму, ей как педагогическому работнику предоставлялись дополнительные дни к отпуску.
В соответствии со статьей 334 Трудового кодекса Российской Федерации педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 334 Трудового кодекса российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" было утверждено приложение, согласно которому установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, согласно приложению, в том числе дежурному по режиму.
Вместе с тем, данные нормы закона регулируют порядок предоставления отпусков работникам образовательных учреждений и не регулируют вопросы отнесения должностей к должностям педагогических работников.
Должность дежурного по режиму, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" отнесена к должности учебно-вспомогательного персонала, то есть не является педагогической должностью.
Согласно номенклатуре должностей педагогических работников, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", должность дежурного по режиму не относится к должностям педагогических работников.
Поскольку должность дежурного по режиму не отнесена к педагогическим должностям, оснований для признания за Шабуниной И.Г. наличия 10 летнего педагогического стажа отсутствует.
Поскольку Шабунина И.Г. не имеет педагогического образования, у нее отсутствует 10 летний педагогический стаж, ранее она не получала меры социальной поддержки как педагогический работник, то отсутствуют основания для признания за Шабуниной И.Г. мер социальной поддержки по получению компенсации по оплате жилого помещения, освещения и отопления на основании Закона Курганской области от 30.08.2013 N 50.
На основании изложенных выше обстоятельств в удовлетворении исковых требований Шабуниной И.Г. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░)- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░