УИД 63RS0027-01-2020-003173-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2020 года г.Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,
при секретаре Рыбалко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2719/2020 по исковому заявлению Сараевой Ольги Владимировны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сараева О.В. предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка, указав при этом следующее.
Истцом на основании Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Главой администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области был приобретен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», с не уточненной площадью 250 кв.м., с кадастровым номером№, с местоположением: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Принимая во внимание, то, что площадь земельного участка была ориентировочной, с целью надлежащего оформления права собственности на данный земельный участок истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» для проведения кадастровых работ для уточнения местоположения границ и площади земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ работником ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» кадастровым инженером Гришиной Еленой Александровной был подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес> на этапе сбора исходных данных, были получены следующие документы: Свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, Ответ Администрации муниципального района Ставропольский на запрос о предоставлении информации № от ДД.ММ.ГГГГ, Согласие на обработку персональных данных №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, Уведомление о предоставлении материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов № от ДД.ММ.ГГГГ, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжение о вступлении в должность № от ДД.ММ.ГГГГ, Материалы инвентаризации и сведения архива Ставропольского отдела Управления Росреестра по Самарской области № б/н от ДД.ММ.ГГГГ
При анализе исходных данных выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок, отсутствуют. И в документе об образовании также нет никакой графической информации о границах земельного участка.
С целью получения иных документов, определяющих местоположение границ земельного участка, был сделан запрос в администрацию муниципального район Ставропольский о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. По такому запросы был предоставлен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что графическая информация о местоположении границ земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес> в информационной системе градостроительной деятельности отсутствует.
В соответствии с данными Чертежа инвентаризации земель, предоставленного архивом Управления Росреестра по Самарской области, видно, что с 1994 года участок существует в схожих границах.
Определить местоположение границы земельного участка на местности возможно из Чертежа инвентаризации земель, а также относительно смежных участков, местоположение которых уже уточнено.
Так как фактическая конфигурация земельного участка несколько отличается от той, что была в 1994 году, то граница земельного участка проведена в соответствии с существующими ограждениями.
В результате площадь участка составила 783 кв.м.
Площадь земельного участка по сведениям ЕГРН составляет 250 кв.м.
Права смежных землепользователей не нарушены. Споров по границам нет.
Таким образом, разница в 533 кв.м. между площадью по сведениям ЕГРН и фактической площадью, не превышает предельный минимальный размер земельного участка (600 кв.м.) установленный Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жигули.
Следовательно, границы земельного участка могут быть уточнены в соответствии с данными представленными в межевом плане.
Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в государственном земельном кадастре отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, полученную по результатам измерений, выполненных с точностью, соответствующей требованиям Росреестра.
При выявлении кадастровым инженером обстоятельств, препятствующих учету изменений земельного участка во внесудебном порядке, а в данном случае таким обстоятельством является несоответствие фактической конфигурации земельного участка имеющимся графическим материалам, обращение в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, с приложением межевого плана, представленного в электронном виде, т.е. соблюдения заявительного характера ненормативно.
В связи с чем истец был вынужден обратиться за защитой своих прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением, в котором просит:
установить местоположение границ земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 783 кв.м., с кадастровым номером: № с местоположением: <адрес> в координатах:
Обозначение характерных точек границы |
Уточненные координаты | |
X |
Y | |
н1 1318674.07 |
404875.52 |
1318674.07 |
н2 |
404874.83 |
1318680.13 |
н3 |
404872.93 |
1318679.79 |
н4 |
404871.09 |
1318679.45 |
н5 |
404862.51 |
1318678.03 |
н6 |
404846.93 |
1318675.43 |
н7 |
404832.78 |
1318672.43 |
н8 |
404805.79 |
1318666.94 |
н9 |
404808.84 |
1318648.53 |
н10 |
404837.02 |
1318653.39 |
н11 |
404833.89 |
1318667.43 |
н12 |
404857.26 |
1318671.06 |
н13 |
404871.11 |
1318673.35 |
н1 |
404875.52 |
1318674.07 |
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 17.11.2020г. к участию в деле были привлечены: ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области; ФГБУ Национальный Парк Самарская Лука; Министерство Природы в Самарской области, Управление Росимущества в Самарской области; ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, смежные землепользователи: Попова Наталья Петровна, а также Администрация с.п.Жигули м.р.Ставропольский Самарской области в качестве третьих лиц.
Истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. При этом, воспользовался своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Представитель истца Корчагин А.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении без своего участия.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Ставропольский в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Представитель третьего лица Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Представитель третьего лица Министерство Природы Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.
Представитель третьего лица ФГБУ Национальный Парк «Самарская Лука» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания были извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва просят принять решение на усмотрение суда. Не возражает о рассмотрении без участия представителя ФГБУ.
Представитель третьего лица ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении без своего участия. Согласно представленного отзыва, просил в заявленных требованиях истцу отказать в полном объеме.
Третье лицо Попова Н.П., являющаяся смежным землепользователям, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, согласно письменного заявления просила о рассмотрении дела без своего участия, против удовлетворения требований истца не возражала.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», с не уточненной площадью 250 кв.м., с кадастровым номером: №, с местоположением: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-17).
Согласно положениям ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статьей 15 ЗК РФ закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно сведениям из ЕГРН границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ работником ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» кадастровым инженером Гришиной Еленой Александровной был подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, на этапе сбора исходных данных, были получены следующие документы: Свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, Ответ Администрации муниципального района Ставропольский на запрос о предоставлении информации № от ДД.ММ.ГГГГ, Согласие на обработку персональных данных №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, Уведомление о предоставлении материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов № от ДД.ММ.ГГГГ, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжение о вступлении в должность № от ДД.ММ.ГГГГ, Материалы инвентаризации и сведения архива Ставропольского отдела Управления Росреестра по Самарской области № б/н от ДД.ММ.ГГГГ
При анализе исходных данных выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок, отсутствуют. И в документе об образовании также нет никакой графической информации о границах земельного участка.
С целью получения иных документов, определяющих местоположение границ земельного участка, был сделан запрос в администрацию муниципального район Ставропольский о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. По такому запросы был предоставлен ответ № от 10.10.2018г, о том, что графическая информация о местоположении границ земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, в информационной системе градостроительной деятельности отсутствует.
В соответствии с данными Чертежа инвентаризации земель, предоставленного архивом Управления Росреестра по Самарской области, видно, что с 1994 года участок существует в схожих границах.
Определить местоположение границы земельного участка на местности возможно из Чертежа инвентаризации земель, а также относительно смежных участков, местоположение которых уже уточнено.
Так как фактическая конфигурация земельного участка несколько отличается от той, что была в 1994 году, то граница земельного участка проведена в соответствии с существующими ограждениями.
В результате площадь участка составила 783 кв.м.
Площадь земельного участка по сведениям ЕГРН составляет 250 кв.м.
Права смежных землепользователей не нарушены. Споров по границам нет.
Таким образом, разница в 533 кв.м. между площадью по сведениям ЕГРН и фактической площадью, не превышает предельный минимальный размер земельного участка (600 кв.м.) установленный Правилами землепользования и застройки сельского поселения Жигули.
Следовательно, границы земельного участка могут быть уточнены в соответствии с данными представленными в межевом плане.
Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в государственном земельном кадастре отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, полученную по результатам измерений, выполненных с точностью, соответствующей требованиям Росреестра.
При выявлении кадастровым инженером обстоятельств, препятствующих учету изменений земельного участка во внесудебном порядке, а в данном случае таким обстоятельством является несоответствие фактической конфигурации земельного участка имеющимся графическим материалам, обращение в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, с приложением межевого плана, представленного в электронном виде, т.е. соблюдения заявительного характера ненормативно.
Межевой план специалиста ООО «ЗЕМ СТАНДАРТ» Гришиной Е.А. научно-технически и нормативно обоснован, содержит логичные, последовательные и обоснованные выводы, четко изложены действия и этапы работ, которые провел кадастровый инженер по обоснованию границ земельного участка, выполнен в соответствии с нормами ст.22 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 ФЗ РФ от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ФЗ РФ от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 06.11.2018г. №32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"
По смыслу п. п. 2, 7 ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 7, п. п. 3, 4 ст. 8, п. п. 8, 10 ст. 22, п. 9 ст. 29, пп. 3 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения ЕГРН о границах земельных участков должны соответствовать их фактическому местоположению на местности.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Граница проведена в соответствии с фактическим использованием с учетом сведений ЕГРН на смежные земельные участки, ранее поставленные на государственный кадастровый учет по материалам межевания.
В результате площадь земельного участка составила 738 кв.м.
Площадь земельного участка, по сведениям ЕГРН составляет 250 кв.м.
Таким образом, разница между зарегистрированной и фактически используемой площадью составляет 533 кв.м, что не превышает предельный минимальный размер земельного участка (600 кв.м), установленный ПЗЗ с.п.Жигули. Права смежных землепользователей не нарушены. Споров по границам нет.
В соответствии с Решением ФГБУ НП «Самарская Лука» от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ., – эксплуатация земельного участка по назначению (в том числе для строительства индивидуального жилого дома) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не влечет за собой возрастания суммарного антропогенного воздействия на экосистему национального парка «Самарская Лука».
Из письменного отзыва ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:32:1903001:1281 входит в границы национального парка «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании национального парка «Самарская лука», Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» №333 от 10.08.1984 и Положения о Национальном парке «Самарская Лука» утвержденного приказами Минприроды России №69 от 25.02.2015 и №358 от 10.07.2017г.
В силу п.2 ст.95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В настоящее время на указанном земельном участке зона с особыми условиями использования территории отсутствует.
В соответствии с разделом 3 пп.5 п.10 Приказа Минприроды России от 25.02.2015г. № «Об утверждении Положения о национально парка «Самарская Лука», на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорого, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристической инструкции, музеев и информационных центов, объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Положением.
На основании п.11, 11.4 раздела 3 указанного выше Положения, на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе Зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В зоне хозяйственного назначения допускаются, в том числе строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Доказательств тому, что установление границ земельного участка, собственником которого является СараеваО.В., нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в судебное заседание не представлено.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
При разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков(п.21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
В материалы дела также предоставлено письменное заявление собственника смежного участка Поповой Н.П., согласно которого она является собственником смежного земельного участка с участком, принадлежащим истцу, споров по границам земельных участков не имеет, не возражает против установления местоположения границ участка Сараевой О.В.
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного акта установленная граница вносится в ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017).(Аналогичная позиция содержится в Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, А23-5138/2014)
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения конфигурации, площади и координат земельного участка, споры о границах отсутствуют, границы на местности определены. Доказательства обратного не представлены.
Поскольку материалами дела подтверждено, что имеется расхождение между фактическими границами земельных участков сторон, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании ст.12, 209, 304 ГК РФ, 209 ГК РФ, ст.11.1, 15 ЗК РФ, ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сараевой Ольги Владимировны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка – удовлетворить.
установить местоположение границ земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 783 кв.м., с кадастровым номером: №, с местоположением: <адрес> в координатах, установленных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Гришиной Е.А.:
Обозначение характерных точек границы |
Уточненные координаты | |
X |
Y | |
н1 1318674.07 |
404875.52 |
1318674.07 |
н2 |
404874.83 |
1318680.13 |
н3 |
404872.93 |
1318679.79 |
н4 |
404871.09 |
1318679.45 |
н5 |
404862.51 |
1318678.03 |
н6 |
404846.93 |
1318675.43 |
н7 |
404832.78 |
1318672.43 |
н8 |
404805.79 |
1318666.94 |
н9 |
404808.84 |
1318648.53 |
н10 |
404837.02 |
1318653.39 |
н11 |
404833.89 |
1318667.43 |
н12 |
404857.26 |
1318671.06 |
н13 |
404871.11 |
1318673.35 |
н1 |
404875.52 |
1318674.07 |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья В.Л. Магда
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2020 года