Решение по делу № 2-39/2017 (2-1429/2016;) ~ М-1491/2016 от 09.11.2016

Дело № 2-<...>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской                          31 июля 2017 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                     Селюдеевой О.Г.,

при секретаре                                 Шульгиной Н.Н.,

с участием представителя истца                    Тхорик Е.Б.,

представителя ответчика ГКУ КК «Комитет по лесу»     Губанова Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Юрковой <Н.С.> к ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерству природных ресурсов Краснодарского края об установлении границ земельного участка лесного фонда,

    

установил:    

    Юркова Н.С. первоначально обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, в котором просила:

    - установить границы земельного участка с кадастровым номером <...>, согласно межевому плану от 26.06.2015;                 - обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае установить (уточнить) границы преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <...>;

    - обязать кадастровую палату по Краснодарскому краю внести в кадастровый учет сведения о границах лесного участка с кадастровым номером <...>.

    В последующем Юркова Н.С. уточнила исковые требования и с учетом заключения землеустроительной экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела, предъявив их также и к Министерству природных ресурсов Краснодарского края и окончательно просила:

    - установить границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <...> в соответствии со вторым вариантом, таблица № 2 экспертизы № <...> по гражданскому делу № <...>.

    Уточненные исковые требования Юркова Н.С. мотивировала тем, что 25.10.2006 между нею и ФГУ «Мостовской лесхоз» заключен договор аренды № <...> участка лесного фонда на основании Протокола лесного конкурса № <...> от 16.10.2006 для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

    Согласно акту технического обследования лесной площади, выставленной на конкурс для передачи в аренду из лесного фонда ФГУ «Мостовской лесхоз» от 27.07.2006, участок расположен в лесах первой группы на территории Беноковского лесничества в кв. № <...>, часть выдела № <...>, площадь<...> га, часть выдела № <...>, площадь-<...> га, общая площадь-<...> га.

    25.11.2008 согласно приказу Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 02.11.2008 № 893 «О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 25.10. 2006 № 131» на вышеназванный земельный участок, находящийся в государственной собственности, государственное учреждение «Комитет леса» и она заключили договор аренды № <...> сроком на 49 лет для ведения рекреационной деятельности.

    Согласно пункту 1.2. местоположение, площадь и границы лесного участка соответствуют данным, что и в договоре от 25.10.2006, номер учетной записи в государственном лесном реестре <...>. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложении № 1 и № 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора). Земельный участок арендатором принят по факту на местности согласно акту приема-передачи лесного участка от 16.07.2009.

    За время нахождения в аренде земельного участка она исправно платит арендную плату, что подтверждается квитанциями об указанных платежах.

    В соответствии со ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

    Согласно ст.4.1 Федерального закона РФ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» до января 2015 года допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

    Таким образом, арендодатель обязан был передать ей земельный участок с установленными границами и поставленный на кадастровый учет.

Между тем, с 2012 года она самостоятельно пыталась поставить на кадастровый учет предоставленный ей в аренду участок, тратила свои собственные средства за предоставляемую услугу кадастрового инженера по составлению межевого плана.

    26.05.2015 арендованному участку лесного фонда был присвоен кадастровый номер <...> и выдан кадастровый паспорт. Однако, в паспорте указано, что границы земельного участка не установлены с требованиями земельного законодательства.

    Она повторно обратилась к кадастровому инженеру с целью проведения межевых работ и внесения в кадастровый учет сведений о границах арендованного ею участка.

    26.06.2015 кадастровый инженер подготовил межевой план. По его заключению уточняемый земельный участок сформирован в границах лесного фонда на территории ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером <...>

    Межевой план не принят кадастровой палатой по причине несогласования границ участка с заинтересованными лицами на местности.

К специфике постановки на кадастровый учет таких объектов недвижимости, как лесные участки, относится то, что в соответствии с п. 6. ст. 39 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ образуемых лесных участков производится без их установлении на местности, независимо от требований заинтересованных лиц.

    Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67,69,92 данного Кодекса. Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь участков определяется на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам или лесотаксационным выделам их границам и площади.

    Согласно ст.4.2. Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ лесной план признается юридически действительным.    Ею представлены письменные доказательства: выкопировки из планшета Беноковского и Мостовского лесничества, выписка из государственного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах, которые позволяют определить границы лесничества и именно конкретного арендуемого Юрковой Н.С. земельного участка.

    Поскольку предоставленный ей земельный участок является частью земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <...> и по сведениям государственного кадастра недвижимости границы исходного участка установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно письму Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 17.09.2015, то в силу п.6. ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

    Часть 3 ст. 25 Закона о кадастре в виде исключения допускает кадастровый учет земельного участка, образуемого посредством выдела из преобразуемого земельного участка или его раздела, если преобразуемый участок сохраняется в измененных границах.

    В ходе рассмотрения дела судом назначена землеустроительная экспертиза №<...>, по заключению которой имеет место реестровая ошибка в сведениях кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...> по отношению к земельному участку с кадастровым номером <...> Для исправления реестровой ошибки экспертами предложено два варианта перемещения границ арендованного ею земельного участка. Со вторым вариантов она согласна и просит удовлетворить исковые требования по второму варианту, предложенному экспертом.

    В судебном заседании Тхорик Е.Б. поддерживала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, указанным выше.

    Представитель ответчика ГКУ КК «Комитет по лесу» Губанов Н.И. возражал против удовлетворения исковых требований, считая, что их учреждение не является надлежащим ответчиком, поскольку не имеет полномочий по распоряжению землями лесного фонда. Предоставленный Юрковой Н.С. земельный участок относится к землям лесного фонда, что подтверждается информацией из государственного лесного реестра,, выписками из таксационных описаний, копиями лесоустроительным планшетов, планами лесных насаждений, картами-схемами лесничеств, являющихся первичными источниками об отнесении земельного участка к лесному фонду. При этом Губанов Н.И. пояснил, суду, что на лесном участке, переданном в аренду Юрковой Н.С., объектов самовольного строительства в виде термальной скважины не имеется.

    Ответчик –Министерство природных ресурсов Краснодарского края – в суд представителя не направил, возражений не представил, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен.

    Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае <К.А.Г.> в своем отзыве от 07.12.2016 № <...> (л.д.54-59) просил отказать Юрковой Н.С. удовлетворении исковых требований по основаниям, подробно указанным в нем, в том числе в связи с тем, что в нарушение действующего законодательства в границах арендуемого истицей земельного участка расположен объект самовольного строительства – термальная скважина, что не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка.

    Представитель третьего лица -Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому края Гречанная Л.А., решение вопроса по иску оставила на усмотрение суда.

    Представитель третьего лица – администрации Мостовского городского поселения в судебное заседание не явился. В своем заявлении от 20.01.2017 № <...> глава поселения <Б.С.А.> просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, оставив решение вопроса по иску Юрковой Н.С. на усмотрение суда.

    Заслушав участников судебного заседания, допросив эксперта <П.С.Н.>., изучив материалы дела, суд находит исковые требования Юрковой Н.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что 25.11.2008 между ГУ Краснодарского края «Комитет по лесу» и Юрковой Н.С. был заключен договор аренды лесного участка общей площадью <...> га, расположенный по адресу: <...>, номер учетной записи в государственном лесном реестре <...><...>, сроком на 49 лет. Приложением № 1 к указанному договору является схема расположения и границ лесного участка.

    Согласно акту приема-передачи указанный земельный участок был передан истице 16.07.2009.

    Из кадастрового паспорта земельного участка от 26.05.2015 № <...> следует, что он имеет кадастровый номер <...>.

    Сообщением директора Мостовского лесничества филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» <М.С.В.>. от 26.12.2016 подтверждается, что на арендуемом истицей земельном участке, указанном в решении объектов самовольного строительства в виде термальной скважины – нет. В связи с чем доводы представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае со ссылкой на наличие на земельном участке термальной скважины - суд находит несостоятельными.

    С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, кадастровым инженером <Б.С.Э.> был изготовлен межевой план, из которого следует, что данный земельный участок сформирован на территории ранее учтенного (декларированного) земельного участка с кадастровым номером <...>

    Письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 11.09.2015 № <...> кадастровому инженеру <Б.С.Э.> на его обращение по вопросу согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <...> было разъяснено, что в предоставленной им схеме расположения лесного участка, являющегося приложением № 1 к договору аренды земельного участка от 25.11.2008 № <...>, указано более точное расположение данного земельного участка, чем в предоставленном им межевом плане. Кроме того, в результате исправления кадастровой ошибки конфигурация и размере сторон земельного участка с кадастровым номером <...> значительно изменились.

    Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости.

В частности, Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

    Согласно ч.6 ст.47 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Такой план от 25.11.2008, заверенный руководителем департамента лесного хозяйства Краснодарского края <Б.А.Д.> имеется в материалах дела (л.д. 30).

    В соответствии с ч. 1 ст. 42.8 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 10 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Согласно ч.10 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

    Согласно экспертному заключению № <...> от 29.05.2017, выполненному ООО «Центр экспертизы управления собственностью - Юг» на основании определения суда от 28.03.2017, имеет место реестровая ошибка в сведениях кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, Мостовское городское поселение, по отношению к земельному участку с кадастровым номером: <...>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Мостовской район, Мостовское лесничество, Беноковское участковое лесничество, квартал <...>, части выделов <...>. Реестровая ошибка была допущена лицом, выполнившим кадастровые работы, и заключается в том, что при проведении кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером <...> в кадастровом квартале: <...> не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером <...>, выданного по договору аренды лесного участка №<...> от 25 ноября 2008 года и договора №<...> от 25.10.2006 года, что и привело пересечению границ данных земельных участков.

    Оснований не доверять указанному выше заключению эксперта - у суда не имеется, оно выполнено квалифицированным экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и сторонами не оспаривалось. Эксперт <П.С.Н.> в судебном заседании пояснил, что реестровая ошибка заключается в пересечении границ (наложении) земельного участка с кадастровым номером <...> на земельный участок с кадастровым номером <...>.Для исправления реестровой ошибки предложено два варианта, согласно первому из которых произойдет перемещение земельного участка с кадастровым номером <...> в границы земельного участка с кадастровым номером <...>, в связи с чем потребуется изменение границ последнего участка, его новое межевание, что повлечет существенные расходы для государственного бюджета. В соответствии со вторым вариантом земельный участок с кадастровым номером <...> будет смещен в квартал <...> выдел <...>, при этом не произойдет наложения на сторонние участки. Координаты указаны в соответствии с международной системой координат, точность которых является более высокой, чем ориентиры лесоустройства.

    Согласно п. 3 ст. 61 ФЗ от 13.07. 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

С учетом изложенного, принимая во внимание вариант № 2 исправления реестровой ошибки, предложенный экспертом, суд находит исковые требования Юрковой Н.С. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░.░.> - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.11.2008 № <...>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ -░░» ░░ 29.05.2017 № <...> (░░░░░░░ №2). ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

1: Y - 2280776.36 X - 411762.85; 2: Y - 2280727.09 X - 411754.33;

3: Y - 2280694.58 X - 411951.67; 4: Y - 2280743.85 X - 411960.19;

1: Y - 2280776.36 X - 411762.85.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

2-39/2017 (2-1429/2016;) ~ М-1491/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юркова Нина Сергеевна
Ответчики
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"
ТУ Росимущества в Краснодарском крае
Другие
Тхорик Елена Борисовна
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии
Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Суд
Мостовской районный суд Краснодарского края
Судья
Селюдеева Оксана Геннадиевна
Дело на сайте суда
mostovskay--krd.sudrf.ru
09.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2016Передача материалов судье
14.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2016Подготовка дела (собеседование)
20.12.2016Подготовка дела (собеседование)
29.12.2016Подготовка дела (собеседование)
12.01.2017Подготовка дела (собеседование)
20.01.2017Подготовка дела (собеседование)
02.02.2017Подготовка дела (собеседование)
09.02.2017Подготовка дела (собеседование)
27.02.2017Подготовка дела (собеседование)
07.03.2017Подготовка дела (собеседование)
27.03.2017Подготовка дела (собеседование)
27.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2017Судебное заседание
14.06.2017Производство по делу возобновлено
19.06.2017Судебное заседание
04.07.2017Судебное заседание
19.07.2017Судебное заседание
31.07.2017Судебное заседание
04.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2018Дело оформлено
03.10.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее