Дело № 12-1/2022 (12-16/2021)
РЕШЕНИЕ
р.п. Вача 17 января 2022 года
Судья Вачского районного суда Нижегородской области Юрин М.В., рассмотрев жалобу должностного лица - генерального директора АО «КПХИ» Шмелева Е.А. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 10.11.2021 о привлечении генерального директора АО «КПХИ» Шмелева Евгения Алексеевича к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия Орловой О.Е. № 06-878/2021 от 10.11.2021 должностное лицо-генеральный директор АО «КПХИ» Шмелев Е.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не оспаривая существо допущенного нарушения, должностное лицо -генеральный директор АО «КПХИ» Шмелев Е.А. обратился в суд с жалобой с просьбой об уменьшении размера административного штрафа до10 000 рублей.
В обоснование доводов жалобы указано, что в рамках проверки был установлен факт разлива нефтепродуктов на почве. Нефтепродукты также зафиксированы в колодце-отстойнике. При этом, АО «КПХИ» в лице генерального директора Шмелева Е.А. оперативно приняло меры по локализации, а затем и ликвидации разлива нефтепродуктов. По состоянию на 08.10.2021 работы выполнены в полном объеме, что подтверждается фотографиями, а также соответствующими документами, ссылка на которые приведена в жалобе.
В этой связи, ссылаясь на положения ч.2.2 ст. 4.1. КоАП РФ заявитель просит снизить размер назначенного штрафа.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, генеральный директор АО «КПХИ» Шмелев Е.А., представитель административного органа, чье постановление по делу об административном правонарушении оспаривается, Орлова О.Е., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства по жалобе, в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Суд, пересматривающий дело по жалобе, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административной ответственности, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей и иными документами.
В соответствии с положениями ст. 30.7 КоАП РФ основанием отмены постановления являются наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а так же существенное нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с положениями ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2002 № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ), регулирующего отношения по использованию и охране земель в РФ, целями охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в т.ч. для восстановления плодородия почв.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- сохранению почв и их плодородия;
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнения, истощения, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соотвествии с положениями ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ запрещается:
- сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» почвы отнесены к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в число основных принципов осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, входят охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Исследованием материалов дела установлено, что 17.09.2021 с 13 ч. 50 мин. до 14 ч. 15 мин. сотрудниками отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее Управления) на основании обращения гражданина (вх. № 12995-ЦА-ОГ от 07.09.2021) и приказа от 15.09.2021 № 1188 «Об утверждении рейдового задания на проведение выездного обследования» проведено обследование территории земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: Нижегородская область, Вачский район, с. Казаково, ул. Луговая, в координатах: 55.765340, 42.769363. В ходе обследования территории земельного участка был подтвержден факт разлива нефтепродуктов на почве. Нефтепродукты также зафиксированы в колодце-отстойнике. Земельный участок, на котором зафиксирован разлив нефтепродуктов, не разграничен, категория земель-земли населенных пунктов. Рядом с колодцем имеется деревянный, местами разрушенный забор, за которым на территории земельного участка с кадастровым номером 52:36:0010001:708, расположенного по адресу: Нижегородская область, Вачский район, с. Казаково, ул. Заводская, д.1, зафиксирована металлическая емкость, со следами слива/пролива нефтепродуктов. Земельный участок вблизи емкости раскопан. В результате разлива нефтепродуктов произошло загрязнение почвы нефтепродуктами а также захламление земельного участка строительными отходами (бой кирпича, плитки), о чем составлен соответствующий Акт выездного обследования от 17.09.2021 № б/н.
29.10.2021 в отношении должностного лица - генерального директора АО «КПХИ» Шмелева Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ по факту невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель на указанных участках земель.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по ст. 8.7 ч. 2 КоАП РФ, о чем свидетельствует постановление административного органа от 10.11.2021, из содержания которого усматривается, что в ходе выездного обследования территории АО «КПХИ» по адресу: Нижегородская область, Вачский район, с. Казаково, ул. Заводская, д.1, земельный участок 52:36:0010001:708, сотрудниками отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия констатировано, что должностное лицо - генеральный директор АО «КПХИ» Шмелев Е.А., имея возможность соблюдения требований Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, должным образом не организовал работу по контролю за содержанием земель, по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, в результате которых происходит деградация земель, в связи с чем, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Исходя из положений ч.1,ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3).
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Факт нарушения должностным лицом требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель по указанному выше адресу объективно подтвержден доказательствами по делу об административном правонарушении: Актом выездного обследования № б/н от 17.09.2021 с фототаблицей, в котором зафиксировано выявленное нарушение; выпиской из ПТО УОНВОС; объяснением Шмелева Е.А.; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22.09.2021 с фототаблицей; протоколом взятия проб и образцов от 22.09.2021 с фототаблицей; актом отбора проб почвы № 465 от 22.09.2021; протоколами количественного химического анализа (КХА) от 12.10.2021 № 1295-Поч, № 1296-Поч, № 1297-Поч, № 1298-Поч; приказом № 91 от 14.11.2020; приказом № 118 от 15.11.2021; свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2014, содержащем сведения о собственнике земель, расположенных по адресу: Нижегородская область, Вачский район, с. Казаково, ул. Заводская, д.1; выпиской из ЕГРЮЛ от 28.12.2021; протоколом об административном правонарушении № 06-878/2021 от 29.10.2021.
Указанные доказательства суд, пересматривающий дело по желобе, находит относимым, допустимыми, достоверными, а в их совокупности, достаточными для вывода о виновности должностного лица в совершении инкриминированного правонарушения.
Состав административного правонарушения образует бездействие лица, выражающееся именно в не проведении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, неосуществление которых влечет ухудшение качественного состояния земель.
Обязанность по сохранению почв и их плодородия: защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, в результате которых происходит деградация земель: ликвидации последствий загрязнения, возникла у АО «КПХИ», генеральным директором которого является Шмелев Е.А., с момента регистрации права собственности, т.е. с 09.06.2014, так как земельный участок с кадастровым номером 52:36:0010001:708, с которого произошел разлив нефтепродуктов, находится в собственности АО «КПХИ» (свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2014 52-АЕ № 425337).
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, является формальным, то есть административному органу достаточно доказать факт невыполнения мероприятий, перечисленных в данной статье КоАП РФ. Наступление негативных последствий (ущерб земельному участку) в данном случае не имеет правового значения и не подлежит доказыванию административным органом.
Процедура и срок давности привлечения генерального директора АО «КПХИ» Шмелева Е.А. к административной ответственности соблюдены.
Данных о том, что генеральный директор АО «КПХИ» Шмелев Е.А. как на момент совершения административного правонарушения, так и на момент вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, не являлся субъектом административной ответственности, суду, пересматривающему дел по жалобе, не представлено и материалы дела таковых сведений не содержат.
Таким образом, учитывая, что на момент совершения вменяемого должностному лицу административного правонарушения объект недвижимости, расположенный по вышеуказанному адресу на праве собственности, принадлежал АО «КПХИ», генеральным директором которого является Шмелев Е.А., и, учитывая положения ст. 12, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, а также положения ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регламентирующих обязанности собственника, в данном конкретном случае, АО «КПХИ», генеральным директором которого является Шмелев Е.А., по улучшению, защите принадлежащих ему земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что указанное свидетельствует о вине должностного лица - генерального директора Шмелева Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Права должностного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу не имелось.
Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора АО «КПХИ» Шмелева Е.А. возбуждено и рассмотрено с соблюдением требований ст.ст.28.1, 29.6 - 29.11 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд, пересматривающий дело по жалобе полагает необходимым изменить оспариваемое постановление административного органа в части назначенного должностному лицу наказания.
Принимая такое решение, суд, пересматривающий дело, учитывает, что в соответствии с положениями ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом, по смыслу закона при назначении административного наказания, наряду с иными, учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
Согласно части 2.2 ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
Суд, пересматривающий дело по жалобе, оценивая данные о личности должностного лица, привлекаемого к ответственности, сведения о его имущественном положении, в частности сведения о ежемесячном доходе, размер которого незначительно превышает сумму назначенного штрафа, наличие у Шмелева Е.А. кредитного обязательства, размер ежемесячных платежей по которому составляет почти половину ежемесячного дохода, исходя из фактических обстоятельства настоящего дела, приходит к убеждению о том, что наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей может повлечь избыточное ограничение прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
В этой связи, учитывая приведенные выше обстоятельства, принятие Шмелевым Е.В., как генеральным директором АО «КПХИ» определенных мер по устранению допущенных нарушений земельного законодательства, сведения о его имущественном положении, подтвержденные документально, суд, пересматривающий дело по жалобе полагает возможным применить по настоящему делу положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить должностному лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – генеральному директору АО «КПХИ» Шмелеву Е.А. административное наказание в виде штрафа в размере 25000 руб.
В связи с этим обжалуемые постановление должностного лица подлежат изменению в части назначенного административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – генерального директора АО «КПХИ» Шмелева Е.А. удовлетворить частично.
Постановление главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-878/2021 от 10.11.2021 о привлечении должностного лица -генерального директора АО «КПХИ» Шмелева Е.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, изменить.
Снизить размер назначенного по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ должностному лицу - генеральному директору АО «КПХИ» Шмелеву Евгению Алексеевичу административного штрафа до 25000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда путем подачи жалобы через Вачский районный суд Нижегородской области в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - подпись
Копия верна: судья М.В. Юрин