ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2016 года город Наро-Фоминск.
Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Врио председателя суда Другаченко И.В., при секретаре Бирулиной Н.П., с участием представителя прокурора Сергиев-Посадского гарнизона - помощника военного прокурора Наро-Фоминского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Косован А.О., ответчика - военнослужащего в/ч № старшего прапорщика Ливанцова В.П., представителя филиала №2 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского» Министерства обороны РФ Чеснокова С.А., в помещении военного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Сергиев-Посадского гарнизона, поданного в интересах филиала №2 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского» Министерства обороны РФ о привлечении к материальной ответственности военнослужащего в/ч № старшего прапорщика Ливанцова <данные изъяты>,
установил:
Военный прокурор Сергиев-Посадского гарнизона обратился в суд с иском в интересах филиала № 2 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского» Министерства обороны РФ о взыскании с Ливанцова затрат, понесенных лечебным учреждением в связи со стационарным лечением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года военнослужащего в/ч № рядового Морозова М.С., общей стоимостью в сумме <данные изъяты>. В исковом заявлении прокурор указал, что в соответствии с приговором 94 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Ливанцов был признан виновным в причинении Морозову тяжкого вреда здоровью, в связи с чем, последний находился на стационарном лечение в госпитале.
Прокурор и представитель начальника филиала № 2 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского» Министерства обороны РФ в судебном заседании заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
При этом представитель филиала №2, уточнив исковые требования, просил увеличить размер исковых требований к Ливанцову до <данные изъяты>.
В судебном заседании ответчик Ливанцов исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно расчетных листом из филиала № 2 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского» Министерства обороны РФ №, №, №, №, № и № и расчёту исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ общая стоимость медицинских услуг за стационарное лечение Морозова М.С. составляет ДД.ММ.ГГГГ.
На основании акта исполнения обязательств по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Морозову был изготовлен протез кисти косметический стоимостью <данные изъяты>.
На основании ч.1 ст.3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ военнослужащие несут ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Статьёй 5 указанного Федерального закона установлено, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен умышленными действиями военнослужащего, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате их действий.
Согласно п.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1973 года № 4409-8 «О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий» средства, затраченные на стационарное лечение граждан в случаях причинения вреда их здоровью в результате умышленных преступных действий (за исключением причинения вреда при превышении пределов необходимой обороны или в состоянии сильного душевного волнения, вызванными неправомерными действиями потерпевшего), подлежат взысканию в доход государства с лиц, осужденных за эти преступления.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 года № 9 «О практике применения судами Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1973 года «О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий» (абз. 3 п. 7) судам необходимо учитывать, что возмещению подлежат только те средства, которые израсходованы на лечение потерпевшего, вызванное причинением вреда его здоровью умышленными преступными действиями осужденного.
Таким образом, изложенные нормативные положения и соответствующие разъяснения указывают на то, что затраты на лечение потерпевшего подлежат взысканию с физического лица только при совершении им умышленного преступления в отношении этого потерпевшего.
В соответствии с приговором 94 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Ливанцов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.293 УК РФ.
При этом субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
В связи с чем, поскольку Ливанцов признан виновным в совершении преступления, совершённого им по неосторожности, он в соответствии со ст.5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» не подлежит привлечению к материальной ответственности в связи с нахождением потерпевшего Морозова М.С. на лечении.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Сергиев-Посадского гарнизона, заявленных в интересах филиала №2 ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского» Министерства обороны РФ, о привлечении к материальной ответственности военнослужащего в/ч № старшего прапорщика Ливанцова В.П. на сумму <данные изъяты>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Верно.
Врио председателя Наро-Фоминского
гарнизонного военного суда
И.В. Другаченко