Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1873/2016 ~ М-1747/2016 от 21.07.2016

      2-1873/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Великий Устюг             31 августа 2016 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,

при секретаре Остроумовой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепиковской Н.А. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации СП Юдинское и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации,

ус т а н о в и л :

Истец Клепиковская Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации СП Юдинское, администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.

В обоснование иска указала, что она зарегистрирована по адресу: ..., а с 2009 года фактически постоянно проживает по адресу: .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: ..., где она не зарегистрирована, но постоянно проживает. Вследствие наводнения пострадало ее имущество первой необходимости. Факт ее постоянного проживания по адресу: ... может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также документами, приложенными к исковому заявлению. Просит суд установить факт ее постоянного проживания по адресу: ..., и обязать ответчиков включить ее в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.

Исковые требования истец Клепиковская Н.А. в судебном заседании поддержала.

Представитель администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель ответчика Лопатникова Е.С. с иском полностью не согласилась, в связи с тем, что 23 апреля 2016 года Клепиковская Н.А. обратилась в администрацию района с заявлением о включении ее в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества по адресу: .... Её заявление администрацией Великоустюгского района рассмотрено, она признана пострадавшей в результате ЧС, за ней признано право на включение в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей по адресу: ..., что подтверждает справка отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Великоустюгского района. Таким образом, право на получение компенсаций, предусмотренных законом, истец уже реализовала. Представители ответчиков - администрации СП Юдинское и Правительства Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что истец длительное время нарушает ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность. Просит выяснить в судебном заседании, по какой причине истец не обратилась в уполномоченный орган для осуществления регистрации по месту жительства. При вынесении решения по делу просит учесть указанные факты.

Третьи лица Мухина Е.М. и Шехирев Р.М. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, с требованиями согласны.

Свидетели Ш.В. и Б.Н. в судебном заседании подтвердили факт постоянного проживания истца по адресу: ....

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17 апреля 2016 года «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р. Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.

В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ....

Комиссией было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 23 апреля 2016 года зафиксировано, что в доме по адресу: ... частично утрачено имущество первой необходимости, сумма финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости - 50 000 рублей на 1 проживающего.

Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями № 2-4-87-24-7 от 03 октября 2014 года по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-0 и 06 октября 2008 г. N619-0-11).

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из положений статей 2 и 3 Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в их взаимосвязи со статьей 20 ГК РФ следует, что действующее законодательство связывает место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, хотя и не исключает возможности признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.

Согласно паспорту гражданина РФ Клепиковская Н.А. с 21 октября 1994 года зарегистрирована по адресу: ....

Из справки отдела ЖКХ администрации Великоустюгского муниципального района от 29 августа 2016 года следует, что истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... включена в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей по данному адресу.

В судебном заседании истец пояснила, что денежные средства в размере 10 000 рублей ею получены.

Учитывая указанные обстоятельства, правовую природу предусмотренных законом выплат единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, право на которые может быть реализовано только с привязкой по одному адресу места жительства, суд считает обоснованными возражения представителя администрации района о том, что истец уже реализовала предусмотренное законом право на получение компенсационных выплат, в связи с чем отсутствуют основания для включения ее в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признании за ней права на указанные выплаты.

Поскольку истец просит установить факт постоянного проживания именно для включения в указанные списки и получения выплат, то и ее требования об установлении факта постоянного проживания не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Клепиковской Н.А. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации СП Юдинское и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья -         Т.Г. Зеленская

2-1873/2016 ~ М-1747/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клепиковская Нина Александровна
Ответчики
Правительство Вологодской области
Администрация сельского поселения Юдинское
Администрация Великоустюгского района
Другие
Мухина Елена Михайловна
Министерство финансов РФ
Шехирев Руслан Михайлович
Суд
Великоустюгский районный суд Вологодской области
Судья
Зеленская Т.Г.
Дело на странице суда
velikoustugsky--vld.sudrf.ru
21.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2016Передача материалов судье
22.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2016Судебное заседание
05.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2016Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее