2-1873/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Великий Устюг 31 августа 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,
при секретаре Остроумовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепиковской Н.А. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации СП Юдинское и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации,
ус т а н о в и л :
Истец Клепиковская Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации СП Юдинское, администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указала, что она зарегистрирована по адресу: ..., а с 2009 года фактически постоянно проживает по адресу: .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: ..., где она не зарегистрирована, но постоянно проживает. Вследствие наводнения пострадало ее имущество первой необходимости. Факт ее постоянного проживания по адресу: ... может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также документами, приложенными к исковому заявлению. Просит суд установить факт ее постоянного проживания по адресу: ..., и обязать ответчиков включить ее в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.
Исковые требования истец Клепиковская Н.А. в судебном заседании поддержала.
Представитель администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель ответчика Лопатникова Е.С. с иском полностью не согласилась, в связи с тем, что 23 апреля 2016 года Клепиковская Н.А. обратилась в администрацию района с заявлением о включении ее в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества по адресу: .... Её заявление администрацией Великоустюгского района рассмотрено, она признана пострадавшей в результате ЧС, за ней признано право на включение в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей по адресу: ..., что подтверждает справка отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Великоустюгского района. Таким образом, право на получение компенсаций, предусмотренных законом, истец уже реализовала. Представители ответчиков - администрации СП Юдинское и Правительства Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что истец длительное время нарушает ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность. Просит выяснить в судебном заседании, по какой причине истец не обратилась в уполномоченный орган для осуществления регистрации по месту жительства. При вынесении решения по делу просит учесть указанные факты.
Третьи лица Мухина Е.М. и Шехирев Р.М. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, с требованиями согласны.
Свидетели Ш.В. и Б.Н. в судебном заседании подтвердили факт постоянного проживания истца по адресу: ....
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17 апреля 2016 года «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р. Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ....
Комиссией было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 23 апреля 2016 года зафиксировано, что в доме по адресу: ... частично утрачено имущество первой необходимости, сумма финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости - 50 000 рублей на 1 проживающего.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями № 2-4-87-24-7 от 03 октября 2014 года по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-0 и 06 октября 2008 г. N619-0-11).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из положений статей 2 и 3 Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в их взаимосвязи со статьей 20 ГК РФ следует, что действующее законодательство связывает место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, хотя и не исключает возможности признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Согласно паспорту гражданина РФ Клепиковская Н.А. с 21 октября 1994 года зарегистрирована по адресу: ....
Из справки отдела ЖКХ администрации Великоустюгского муниципального района от 29 августа 2016 года следует, что истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... включена в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей по данному адресу.
В судебном заседании истец пояснила, что денежные средства в размере 10 000 рублей ею получены.
Учитывая указанные обстоятельства, правовую природу предусмотренных законом выплат единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, право на которые может быть реализовано только с привязкой по одному адресу места жительства, суд считает обоснованными возражения представителя администрации района о том, что истец уже реализовала предусмотренное законом право на получение компенсационных выплат, в связи с чем отсутствуют основания для включения ее в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признании за ней права на указанные выплаты.
Поскольку истец просит установить факт постоянного проживания именно для включения в указанные списки и получения выплат, то и ее требования об установлении факта постоянного проживания не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Клепиковской Н.А. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации СП Юдинское и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья - Т.Г. Зеленская