Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего - судьи Магомедова И.М.. при секретаре - ФИО4. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» о признании незаконным решения МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» о признании незаконным решения МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В обоснование иска указывается, что истец является матерью ребенка-инвалида. Ею было подано заявление в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как семье, имеющего ребенка инвалида согласно муниципальной услуге о постановке на учет на основании подпункта «а» пункта 2.9.1. Административного регламента предоставления муниципальной слуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного постановлением администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.18/02-3550/21 ей отказано в предоставлении муниципальной услуги. В своем отказе МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий указало на отсутствие выписки из технического паспорта, а также сослалось на то, что при проверке представленных сведений и расчета обеспеченности общей площадью жилых помещений, установлено отсутствие права истца на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда РД по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. Учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в городе Махачкале установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. <адрес> жилого помещения принадлежащего на праве собственности матери ФИО2 (ФИО1), составляет 66,4 кв.м. на состав семьи 4 человека (т.е. более 15 кв.м. на одного члена семьи).
Считает данное решение незаконным, поскольку ни она, ни члены ее семьи, а именно: сын ФИО3, сын ФИО9 A.M., жилого помещения не имеют. О чем имеются справки из АО «Ростехинвентаризации-Федеральное БТИ» по РД.
Истец просит суд признать незаконным решение МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.18/02-3550/21 об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» восстановить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках нуждающихся и имеющих право на получение жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма.
В судебном заседании истец ФИО2 доводы иска поддержала, просила удовлетворить исковое заявление в полном объеме.
В судебное заседание представитель Администрации <адрес> не явился, письменных возражений не направил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшение жилищных условий» по доверенности ФИО5 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, обосновав это тем, что истец не подпадает под требования действующего законодательства для постановки на соответствующий учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы, суд признает исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 данной статьи Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 49 ЖК РФ наделяет правом получить жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в таких жилых помещениях по установленным данным Кодексом основаниям, а из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации - ряд иных категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 данного Кодекса; при этом критериями, при наличии которых граждане признаются таковыми, выступают, по общему правилу, фактическое наличие у них жилого помещения и его характеристики - площадь и пригодность для проживания (пункты 1 - 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
В частности, Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Частью 4 ст. 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что истец является матерью ребенка-инвалида. Ею было подано заявление в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как семье, имеющего ребенка инвалида согласно муниципальной услуге о постановке на учет на основании подпункта «а» пункта 2.9.1. Административного регламента предоставления муниципальной слуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного постановлением администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.18/02-3550/21 ей отказано в предоставлении муниципальной услуги. В своем отказе МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий указало на отсутствие выписки из технического паспорта, а также сослалось на то, что при проверке представленных сведений и расчета обеспеченности общей площадью жилых помещений, установлено отсутствие права истца на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда РД по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. Учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в городе Махачкале установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. <адрес> жилого помещения принадлежащего на праве собственности матери ФИО2 (ФИО1), составляет 66,4 кв.м. на состав семьи 4 человека (т.е. более 15 кв.м. на одного члена семьи).
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела истцом в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» вместе с заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, был подан полный пакет необходимых документов, в связи с чем, довод отказа ответчика о том, что ею не был предоставлен технический паспорт, является необоснованным.
Другой довод отказа ответчика о том, что матери ФИО6 принадлежит жилое помещение общей площадью 66,4 кв.м. на состав семьи из 4 человек, т.е. более установленной нормы в 15 кв.м. на 1 члена семьи, суд также считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно справкам Филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РД за ФИО2 и ее сыном ФИО3 объекта недвижимости (индивидуальное жилье, домовладение, квартира) по <адрес>, не значится.
Из акта проверки жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией, действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № проверила жилищные условия проживания гр. ФИО2
Обследованием установлено, что жилая площадь, на которой проживает истица, состоит из 2 комнат и составляет 36 кв.м., и на данной площади также проживают ФИО1 (ее мать), ФИО3 (сын), ФИО7 (сын), общая площадь помещения составляет 66,4 кв.м.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что истец с матерью более не проживает, общее хозяйство не ведет, у нее свои дети и своя обособленная семья, которая не имеет в собственности какого-либо жилья, и нуждается в улучшении жилищных условий, а также имеет в составе семьи ребенка-инвалида.
В этой связи, отказ ответчика в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условии» о признании незаконным решение МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, удовлетворить.
Признать незаконным решение МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «<адрес>» отДД.ММ.ГГГГ №.18/02-3550/21 об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» восстановить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках нуждающихся и имеющих право на получение жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке, через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированного решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.М. Магомедов