Дело № 2-1304/2018
(24RS0057-01-2018-001626-71)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 25 декабря 2018 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Тупаленко В.М.,
с участием истца Андрияновой О.В., представителя ответчика Герилович Т.Ю. (по доверенности),
при секретаре судебного заседания Бычковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андриянова О.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края о признании права на досрочную трудовую пенсию, -
УСТАНОВИЛ:
Истец Андриянова О.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением (с учетом уточнений) к пенсионному органу обосновывая требования тем, что 04.07.2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением пенсионного органа № от 20.10.2018 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Не согласившись с решением ответчика, просит признать его незаконным, включить в стаж работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости период работы в должности воспитателя в школе-интернате им. А.Укубаева Дзержинского РОНО с 12 ноября 1985 года по 26 декабря 1985 года, нахождения на курсах повышения квалификации с 12 апреля. 2012 года по 18 апреля 2012 года, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить и выплатить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 04.07.2018 года.
При рассмотрении дела истец Андриянова О.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Герилович Т.Ю. (по доверенности) исковые требования не признала, сославшись на то, что Андриянова О.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с недостаточностью требуемого стажа. Истица обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Оценка пенсионных прав по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится в строгом соответствии со Списками должностей и учреждений и правилами. В стаж на соответствующих видах работ по подпункту 19 части 1 статьи 30 Закона зачтены периоды, стаж по которым составил 24 года 10 месяцев 19 дней. Не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы истца: с 12.04.2012 года по 18.04.2012 года - курсы повышения квалификации, поскольку в соответствии с «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначен» трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, данный вид деятельности не включается в специальный трудовой стаж; с 12.11.1985 года по 26.12.1985 года – в качестве воспитателя в школе интернате в Державинском РОНС (Казахстан), поскольку достоверность сведений о стаже за период работы на территории Республики Казахстан не подтверждена. В связи с чем правовых оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Андриянова О.В. не имеется.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.
Так, согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случаях, установленных Законом.
Согласно ст. ст. 27, 28 Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, Правила исчисления которого, утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения согласно пункту 1 статьи 6 Соглашения производится по месту жительства.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-2369-18 даны разъяснения, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР не только за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
Согласно п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04 июля 2018 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением № от 15.10.2018 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Стаж на соответствующих видах работ составляет 24 года10 месяцев 19 дней (требуется 25 лет), не включены периоды с 12.04.2012 года по 18.04.2012 года - курсы повышения квалификации, в соответствии с «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначен» трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, данный вид деятельности не включается в специальный трудовой стаж; с 12.11.1985 года по 26.12.1985 года – в качестве воспитателя в школе интернате в Державинском РОНС (Казахстан), поскольку достоверность сведений о стаже за период работы на территории Республики Казахстан не подтверждена,
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
При этом вопрос о включении периодов трудовой деятельности, осуществляемой в других государствах гражданами, не застрахованными в российской системе обязательного страхования, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. N 9-П не рассматривался.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
Согласно записям в трудовой книжке истца ЕТ-1 № от 12.11.1985 года, Андриянова О.В. с 12.11.1985 года принята на должность воспитателя в школу-интернат СШ им. Укубаева (приказ №-к от 12.11.1985), 26.12.1985 года уволена по собственному желанию (приказ № от 06.02.1986 года); с 29.08.2008 года (приказ № от 29.08.2008 года) принята на должность воспитателя группы предшкольной подготовки в муниципальное общеобразовательное учреждение Темринская начальная общеобразовательная школа №, 01.09.2009 года принята переводом в МОУ Гляденская ООШ№11 воспитателем группы предшкольной подготовки, учителем начальных классов, 31.12.2017 года уволена по собственному желанию (приказ № от 31.12.2017 года), с 01.01.2018 года (приказ № от 29.12.2017 года) работает в должности учителя начальной общеобразовательной школы в Темринской начальной общеобразовательной школе филиал Муниципального общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы, по настоящее время.
Как следует из справки ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района № от 19.11.2018 года, Андриянова О.В. с 12.11.1985 года (приказ № от 12.11.1985 года) была назначена воспитателем в школу-интернат СШ им. Укубаева, освобождена от занимаемой должности с 26.12.1985 года (приказ № от 06.02.1986 года).
Принимая во внимание то, что Андриянова О.В. в период с 12 ноября 1985 года по 26 декабря 1985 года работала в должности воспитателя в школе-интернате им. А.Укубаева Дзержинского РОНО Республики Казахстан, поименованной Списком и Перечнем, доказательств опровергающих указанные сведения стороной ответчика не представлено, указанный период работы подлежит включению в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии Андриянова О.В. .
В периоды с 12 апреля 2012 года по 18 апреля 2012 года, истец находилась на курсах повышения квалификации, с отрывом от производства, в спорный период за ней сохранялись место работы и среднемесячная заработная плата, что подтверждается выпиской из приказа № от 05.04.2012 года, а также удостоверением о краткосрочном повышении квалификации.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Из изложенного следует, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 12 апреля 2012 года по 18 апреля 2012 года, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.
При таких обстоятельствах, с учетом включения спорных периодов, в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, стаж педагогической работы истицы составил более 25 лет, следовательно, за ней следует признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 04.07.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Признать решение Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края№ от 15.10.2018г. незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности Андриянова О.В. периоды работы в должности воспитателя в школе-интернате им. А.Укубаева Дзержинского РОНО с 12 ноября 1985 года по 26 декабря 1985 года, нахождения на курсах повышения квалификации с 12 апреля. 2012 года по 18 апреля 2012 года, признав за ней право на досрочную трудовую пенсию.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости Андриянова О.В. с 04 июля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Шарыповский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.М. Тупаленко