Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Североуральск 16 февраля 2015 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сармановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания - Степановой Е.В.,
с участием помощника прокурора г.Североуральска Богатырева О.А.-М.,
представителя Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» - Ковалик М.Д., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» о признании представления прокурора г.Североуральска об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму от 06.10.2014 №01-06-2014,
у с т а н о в и л :
Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» (далее МУП «Комэнергоресурс») обратилось в Североуральский городской суд с заявлением об оспаривании представления прокурора г.Североуральска о противодействии терроризму, указав в обоснование, что 07 октября 2014 года МУП "Комэнергоресурс" получило представление прокурора г.Североуральска об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, вынесенное по результатам проведения проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму на опасных производственных объектах МУП "Комэнергоресурс".
По мнению прокурора, в ходе проверки были выявлены существенные нарушения правил безопасности при хранении и работе с хлором:
-склад хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска не имеет сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 метра, с глухими, плотно закрывающимися воротами.
-и отсутствие лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов склада хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска и склада хлора очистных сооружений г.Североуральска.
С данными нарушениями МУП "Комэнергоресурс" не согласно по следующим основаниям.
В соответствии с Приложением к свидетельству о регистрации А 54-06139 от 28.02.2014 следует, что в перечень опасных производственных объектов МУП "Комэнергоресурс" входит Участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции. Т.е. склада хлора насосно-фильтровальной станции в деятельности МУП "Комэнергоресурс" не имеется.
Участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции, не является обособленно стоящим объектом, он входит в территорию насосно-фильтровальной станции, которая расположена в капитальном строении.
Помещение, в котором расположен непосредственно участок подготовки воды ( хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции находится за плотно закрывающимися металлическими дверями.
Кроме того, по всему периметру территории насосно-фильтровальной станции имеется ограждение в виде бетонных столбов с несколькими рядами колючей проволоки.
Также у предприятия заключен договор на охрану данного объекта со специализированной организацией,- отделом вневедомственной охраны, в соответствии с которым территория оборудована камерами наружного видеонаблюдения, имеется тревожная кнопка с выводом на ПЦО ОВО.
Ограждение здания, в котором расположен участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции, не предусмотрено проектом. В проекте застройки данного объекта предусмотрена и имеется в наличии водяная завеса, представляющая собой перфорированную трубу.
В соответствии со ст. 135 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2013 года №554 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред", на который ссылается Прокурор в своем представлении, указано, что вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада. Сплошное глухое ограждение не является обязательным единственным способом выполнения законодательства о промышленной безопасности. Закон позволяет проводить иные мероприятия.
Учитывая вышеизложенное а также перечисленное выше, МУП "Комэнергоресурс"имеет в наличии средства и проводит мероприятия, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию с участка подготовки воды. Предприятием приняты исчерпывающие меры по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2014года № 22-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" внесены изменения в регулирование промышленной безопасности компаний, эксплуатирующих опасные производственные объекты. В частности с 01 июля 2013года объекты IV класса опасности могут эксплуатироваться без лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов.
Учитывая, что участок подготовки воды (хлорирование) очистных сооружений г.Североуральска и участок подготовки воды (хлорирование) питьевое водоснабжение насосно-фильтровальная станция отнесены в соответствии со свидетельством о регистрации от 28.02.2014г. к IV классу опасности, лицензии на эксплуатацию данных объектов не требуется.
Таким образом, требования Прокурора г.Североуральска о принятии мер к устранению нарушений закона и недопущению их вновь не основаны на законе.
Статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.
Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Соответственно, должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такое представление по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, МУП «Комэнергоресурс» просило суд признать представление прокурора г.Североуральска об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму от 06.10.2014 № 01-06-2014 незаконным.
Представитель МУП «Комэнергоресурс» Ковалик М.Д. заявленное требование поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. просила заявление удовлетворить.
Помощник прокурора г.Североуральска Богатырев О.А.-М. в судебном заседании представил заявление за подписью прокурора г.Североуральска, согласно которому прокурор г.Североуральска признает заявленное МУП «Комэнергоресурс» требование о признании представления прокурора г.Североуральска о противодействии терроризму от 06.10.2014 №01-06-2014 незаконным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
06.10.2014 Прокурор г.Североуральска вынес в адрес МУП «Комэнергоресурс» представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в котором указал, что в прокуратурой г.Североуральска 23.09.2014 в период времени с 16:10 по 17:15 совместно с ОВО ОМВД России по г.Североуральску проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму на опасных производственных объектах МУП «Комэнергоресурс».
В ходе проверки выявлены существенные нарушения правил безопасности при хранении и работе с хлором:
-склад хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска не имеет сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 метра, с глухими плотно закрывающимися воротами.
-и отсутствие лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов склада хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска и склада хлора очистных сооружений г.Североуральска.
В представление указано, что подобные нарушения норм Федерального законодательства недопустимы, создают благоприятные условия для осуществления террористической деятельности, иных преступных проявлений, в связи с чем прокурор г.Североуральска предъявил МУП «Комэнергоресурс» требование о принятии необходимых мер к устранению нарушений закона и недопущению их вновь, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение действующего законодательства российской Федерации.
МУП «Комэнергоресурс» не согласившись указанным представлением прокурора, считая его незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением об оспаривании представления прокурора.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", обстоятельство того, затрагивают или нет оспариваемым решением, действием (бездействием) права и свободы заявителя, является порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из текста Представления прокурора г.Североуральска об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму от 06.10.2014 №01-06-2014 нарушение требований законодательства в действиях МУ «Комэнергоресурс» было выявлено в ходе проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму на опасных производственных объектах МУП «Комэнергоресурс», проведенной прокуратурой г.Североуральска совместно с ОВО ОМВД России по г.Североуральску 23.09.2014.
В ходе указанной проверки было установлено, что склад хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска не имеет сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 метров, с глухими, плотно закрывающимися воротами.
По результатам был составлен Акт.
По мнению прокурора г.Североуральска, отраженном в представлении, отсутствие на указанном объекте сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 метров, с глухими, плотно закрывающимися воротами, является нарушением ст.135 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2013 №554.
По утверждению прокурора г.Североуральска, непринятие МУП «Комэнергоресурс» мер по антитеррористической защищенности опасного производственного объекта и не выполнение в полном объеме требований о безопасности, в случае проявлений либо предупреждений антитеррористического характера на территории склада хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска, несомненно повлечет за собой рост социальной напряженности среди населения, недоверию граждан в способности органов власти, в том числе и президентской, обеспечить гарантированные Конституцией РФ социальные права граждан, общества и государства.
Федеральный закон от 21.07.1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта "е" пункта 1 данного Приложения к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.
К указанным опасным производственным объектам относятся и объекты, на которых осуществляется подготовка воды (хлорирование) для питьевого водоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 "Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371, установлено, что для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект.
Согласно свидетельству о регистрации А54-06139 (выданному 28.02.2014 АВ014270 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственный реестр опасных производственных объектов)эксплуатируемые организацией - Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» (ул.Ленина, 8, г.Североуральск, Свердловская область, 624480, ИНН 6617020914) опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Перечень опасных производственных объектов прилагается в приложении.
Согласно приложению к указанному свидетельству о регистрации А54-06139 в перечень опасных производственных объектов МУП «Комэнергоресурс» входит Участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции.
Такого объекта как Склад хлора насосно-фильтровальной станции в эксплуатации МУП «Комэнергоресурс» согласно указанного приложения не имеется.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу п.1 ст.4 Закона правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно п.3 ст.4 Закона федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом от 20.11.2013 за №554 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред» (Далее Правила).
Согласно ст.135 указанных Правил вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада.
Однако судом установлено и не оспаривалось помощником прокурора г.Североуральска Богатыревым О.А-М. в судебном заседании, что на территории насосно-фильтровальной станции, эксплуатируемой МКП «Комэнергоресурс» склад хлора отсутствует, имеется участок подготовки воды (хлорирование) питьевое водоснабжение, который и включен в перечень опасных производственных объектов, эксплуатируемых МУП «Комэнергоресурс». Хлор на территории станции не хранится, есть только хлор, используемый непосредственно в производственном процессе.
Помещение, в котором расположен участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции находится за плотно закрывающимися металлическими дверями.
По всему периметру территории насосно-фильтровальной станции имеется ограждение в виде бетонных столбов с несколькими рядами колючей проволоки.
МУП «Комэнергоресурс» заключен договор на охрану насосно-фильтровальной станции со специализированной организацией - отделом вневедомственной охраны, в соответствии с которым территория оборудована камерами наружного видеонаблюдения, имеется тревожная кнопка с выводом на ПЦО ОВО.
На указанном объекте имеется в наличии водяная завеса-дренчерная установка. Согласно Акту о проверки исправности данной установки от 09.09.2014 дренчерная установка находится в исправном состоянии.
На предприятии разработан План локализации и ликвидации Аварийных ситуаций на участке подготовки воды (хлорирования) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции, в котором подробно расписаны действия персонала, а также используемые средства в различных аварийных ситуациях.
МУП «Комэнергоресурс» заключен договор с ООО «Огнеборец» для ликвидации аварийных ситуаций.
На насосно-фильтровальной станции, эксплуатируемой МУП «Комэнергоресурс», осуществляется круглосуточная охрана этого объекта штатными сотрудниками - сторожами.
Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленными в материалы дела представителем МУП «Комэнергоресурс» копиями соответствующих договоров, планами, схемами предприятия, свидетельством о регистрации. Кроме того, данные обстоятельства отражены и в Акте от 23.09.2014, составленном в ходе проверки объектов МУП «Комэнергоресурс», проведенной прокуратурой г.Североуральска совместно с ОВО ОМВД России по г.Североуральску.
Из анализа представленных доказательств суд приходит к выводу, что МУП «Комэнергоресурс» на эксплуатируемом опасном производственном объекте - насосно-фильтровальная станция предусмотрел решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию объекта.
Установление вокруг насосно-фильтровальной станции сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами, не является обязательным условием эксплуатации указанного объекта.
Согласно федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред» (ст.135), утвержденных приказом от 20.11.2013 за №554 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 метров с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада.
Сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами не является обязательным и единственным способом выполнения законодательства о промышленной безопасности. Указанная норма позволяет проводить иные мероприятия.
Кроме того, в представлении указано, что у МУП «Комэнергоресурс» отсутствует лицензия на эксплуатацию химически-опасных производственных объектов склада хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска, что является нарушением действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2014года № 22-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" внесены изменения в регулирование промышленной безопасности компаний, эксплуатирующих опасные производственные объекты. В частности с 01 июля 2013года объекты IV класса опасности могут эксплуатироваться без лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов.
Участок подготовки воды (хлорирование), питьевое водоснабжение, насосно-фильтровальная станция в соответствии со свидетельством о регистрации от 28.02.2014 относятся к IV классу опасности, соответственно лицензии на эксплуатацию данных объектов не требуется.
Таким образом, анализ исследованных судом доказательств, свидетельствует об отсутствии в действиях МУМ «Комэнергоресурс» нарушений, на устранение которых указано в обжалуемом представлении прокурора г.Североуральска.
Кроме того, прокурор г.Североуральска заявленное МУП «Комэнергоресурс» требование о признании незаконным представление о противодействии терроризму от 06.10.2014 № 01-06-2014 признал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона внесенное прокурором или его заместителем является законным в случае установления нарушений требований законодательства в данной сфере.
Поскольку при рассмотрении заявления суд установил, что указанные в представлении прокурора нарушения закона объективно не подтвердились, представление прокурора нельзя признать законным, и оно нарушает права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание изложенное обстоятельства, суд приходит к выводу, что представление прокурора г.Североуральска, вынесенное в адрес МУП «Комэнергоресурс» об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму от 06.10.2014 № 01-06-2014 является незаконным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» удовлетворить.
Признать представление прокурора г.Североуральска об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму от 06.10.2014 №01-06-2014 незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ: САРМАНОВА Э.В.