Дело № У
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
00.00.0000 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Октябрьского района города Красноярска в интересах Российской Федерации в лице начальника отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану о признании незаконным бездействия начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска в интересах РФ в лице начальника отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское».
Требования мотивированы тем, что при организации призыва гражданина Б. на военную службу в период весеннего и осеннего призывов 2013 года, которому не удалось вручить повестки в установленном порядке, начальнику ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» были направлены письменные обращения с приложением повесток для обеспечения прибытия указанного гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, однако, указанное обращение об установлении местонахождения Б. и повестки были возвращены без исполнения.
Возврат был мотивирован тем, что на сотрудников полиции в силу Федерального закона "О полиции" не возложена обязанность по производству розыска, задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
По мнению заявителя, данный отказ является незаконным.
Просил признать бездействие начальника полиции ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» в непроведении мероприятий по розыску призывника Б. и в непредоставлении информации о проведенных мероприятиях в военный комиссариат незаконным, возложить на начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» обязанность производить действия по розыску призывника Видрашко С.К., установлению его местонахождения и вручения повестки для явки в отдел Военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану, а также обязанность взаимодействовать с отделами военного комиссариата Российской Федерации при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений начальников военных комиссариатов осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска В. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым перечень полномочий полиции установлен ФЗ «О полиции», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а проведение розыска вне рамок возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении связано с прямым нарушением норм УПК РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также конституционных прав граждан. Выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительной компетенции военных комиссариатов и органов местного самоуправления. Кроме этого, при применении ч. 3 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» необходимо наличие такого условия, как невозможность вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, а доказательств того, что в отношении гражданина Б. осуществляется производство по делам об административных правонарушениях к обращениям не приложено. Кроме этого, как прокурором, так и Отделом военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану пропущен срок обращения с заявлением в суд, поскольку, как следует из заявления, о нарушении своего права военный комиссариат Республики Хакасия по г. Абакану узнал до 00.00.0000 года, а прокурор Октябрьского района г. Красноярска 00.00.0000 года, тогда как в суд за защитой нарушенного права обратился по истечении года.
Начальник отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану, начальник ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» Д., Отдел полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Х представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "м" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военное службе" органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Пунктом 2 ст. 31 вышеуказанного Закона определено, что в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Согласно п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 года N 663 розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 00.00.0000 года утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, пунктом 5 которой установлено, что начальники городских, районных органов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
В силу ст.ст. 254, 255, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов. Должностных лиц (в том числе и постановления судебных приставов-исполнителей) могут быть признаны недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 00.00.0000 года № 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
На основании ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как следует из разъяснений, данных в п. 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 00.00.0000 года N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Прокурором пропущен срок обращения в суд при обжаловании действий начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», что в силу положений ч. 2 ст. 256 ГПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При исследовании материалов дела судом установлено, что 00.00.0000 года, 00.00.0000 года, 00.00.0000 года Отдел военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану направлял повторные обращения в ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», а также в Прокуратуру Октябрьского района г. Красноярска о проведении розыскных мероприятий в отношении призывника Б.
Из текста обращения от 00.00.0000 года, направленного в том числе Прокурору Октябрьского района г. Красноярска, следует, что Б. уклоняется от призыва на военную службу с октября 2006 года, в адрес начальника УВД Октябрьского района г. Красноярска направлялись запросы установленной формы от 29.03.2010, от 22.07.2010, от 00.00.0000 года и от 13.07.2012, которые были проигнорированы.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска не отрицал факт поступления в Прокуратуру Октябрьского района г. Красноярска обращений начальника Отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану в 2013 году, каких-либо доводов относительно отсутствия факта реагирования на данные обращения, в которых начальником Отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану было обращено внимание Прокуратуры Октябрьского района г. Красноярска на факт бездействия ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» суду не представил.
Начальником ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» письменные обращения об установлении местонахождения гражданина Видрашко С.К. были возвращены в Отдел военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану без исполнения 00.00.0000 года, 00.00.0000 года и 00.00.0000 года (л.д. 6-7, 8-9). Возвращение письменных обращений без исполнения мотивировано тем, что осуществление должностными лицами ОВД действий по установлению местонахождения уклоняющихся от воинского учета лиц является, по сути, розыском, а последующее принудительное препровождение к месту проведения мероприятий, связанных с призывом – доставлением. Проведение названных процедур вне рамок возбужденного уголовного дела либо дела об административных правонарушениях связано с прямым нарушением норм УПК РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, и, соответственно, с нарушением конституционных прав граждан. ФЗ «О полиции» не возлагает на полицию обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
00.00.0000 года ГУ МВД России по Красноярскому краю в адрес начальника отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану был направлен ответ на обращение от 00.00.0000 года, в соответствии с которым ГУ МВД России по Красноярскому краю сообщило о рассмотрении обращения о непринятии мер по установлению сотрудниками ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» местонахождения и вручения повестки на заседание призывной комиссии гражданина Б., уклоняющегося от призыва на военную службу.
00.00.0000 года Начальник Отдела Военного комиссариата Республики Хакасия обратился в Прокуратуру Красноярского края и просил проверить законность и обоснованность отказа ГУ МВД России по Красноярскому краю в розыске гражданина Б., уклоняющегося от исполнения обязанностей по воинскому учету, при наличии достаточных оснований принять меры прокурорского реагирования.
Вместе с тем, Отдел Военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану не был лишен права на обращение в суд с заявлением об обжаловании бездействия как ГУ МВД России по Красноярскому краю в розыске гражданина Б., так и начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское».
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану, обжалуя бездействие ОП № 2 МУ МВД «Красноярское» по розыску одного призывника – Б. При этом, отдел военного комиссариата о нарушенном праве узнал в 2013 году, когда им было получено три ответа из ОП № 2 МУ МВД «Красноярское», первый из которых датирован 15.02.2013. С 00.00.0000 года (с момента получения третьего ответа на обращение о розыске) с требованиями о розыске призывника Видрашко С.К. Отдел военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану в ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» не обращался, направив жалобу в вышестоящий орган ГУ МВД России по Красноярскому краю.
00.00.0000 года Отдел военного комиссариата Республики Хакасия обратился к Прокурору Красноярского края о бездействии сотрудников полиции по розыску призывника Б. В указанном обращении просил проверить законность и обоснованность отказа ГУ МВД России по Красноярскому краю в розыске гражданина Б., при наличии достаточных оснований принять меры прокурорского реагирования.
Прокурор Красноярского края проведение проверки поручил Прокурору Октябрьского района г. Красноярска. В ходе проведения данной проверки, как следует из объяснений помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска, данных в судебном заседании, Прокурору стало известно о незаконности бездействия начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» по осуществлению розыска призывника Б.
Вместе с тем, доводы прокурора опровергаются представленными материалами, согласно которым о незаконности бездействия начальника Отдела полиции У МУ МВД России «Красноярское» по осуществлению розыска призывника Б. Прокурору Октябрьского района г. Красноярска стало известно в феврале 2013 года, когда Отдел Военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану направил Прокурору Октябрьского района г. Красноярска требование о розыске Б., адресованное в ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское».
То обстоятельство, что проверка законности бездействий начальника ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» Прокурором Октябрьского района г. Красноярска стала проводиться в связи с поручением Прокурора Красноярского края не влияет на течение срока обращения с заявлением, а свидетельствует о бездействии Прокурора Октябрьского района г. Красноярска в течение 2013 года, то есть до момента получения обязательных к исполнению со стороны Прокурора Красноярского края поручений о проведении проверки. О нарушении прав Российской Федерации прокурору стало известно в начале 2013 года.
Кроме этого, срок для прокурора не может исчисляться иначе, чем для лица, в чью защиту он обратился с заявлением, то есть для Отдела Военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану, который о нарушении своего права узнал в феврале 2013 года, что подтверждается повторными обращениями в ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» от 00.00.0000 года, 00.00.0000 года, 00.00.0000 года.
Такая позиция согласуется с положениями пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" о начале течения срока давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и в том случае, когда в его интересах обратились за судебной защитой другие лица.
Пропуск прокурором и Отделом Военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
Уважительных причин пропуска указанного срока судом не установлено, обстоятельств, свидетельствующих о наличии препятствий для своевременного обращения в суд, об уважительных причинах пропуска установленного срока, в заявлении не содержится, суд приходит к выводу об оставлении заявления прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах Российской Федерации в лице начальника отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану о признании незаконным бездействия начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Октябрьского района города Красноярска в интересах Российской Федерации в лице начальника отдела военного комиссариата Республики Хакасия по г. Абакану о признании незаконным бездействия начальника Отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья А.Л. Ерохина