РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Самара ДД.ММ.ГГГГ
Судья Промышленного районного суда г.Самары Бондаренко А.И., рассмотрев жалобу представителя ООО «ТКО- Сервис» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Самарской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «ТКО- Сервис»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственным инспектором труда № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ТКО - Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «ТКО- Сервис» Марченко В.Н. обратился в суд с жалобой. В обоснование жалобы указал, что не согласен с требованием инспектора о включении в трудовые договоры работников обязательные условия: надбавку за вахтовый метод работы, нормы выдачи смывающих средств, режим рабочего времени и времени отдыха. Просит снизить размер штрафа до 50 000 рублей, или применить положения ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «ТКО - Сервис» жалобу поддержал, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель государственной инспекции труда в Самарской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. Просил отказать в удовлетворении жалобы, по основаниям изложенным в отзыве.
Изучив предоставленные материалы, выслушав представителя заявителя, суд полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами
Согласно ч. 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Санкция статьи за данное административное правонарушение предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. № государственной инспекцией труда в Самарской области установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ООО «ТКО - Сервис» по адресу <адрес>, совершило административное правонарушение – ненадлежащее оформление трудовых договоров. Совершено данное административное правонарушение при следующих обстоятельствах.
(- в нарушение ч. 2 ст. 57 ТК РФ, в трудовых договорах курьера ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), уборщика служебных помещений ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) не указан режим рабочего времени и времени отдыха, отличающийся от общих правил, действующих у данного работодателя.
- в нарушение ч. 2 ст. 57 ТК РФ, п. 9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», в трудовых договорах помощника бурильщика капитального ремонта скважин 5 разряда ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки 6 разряда ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), мастера на работах по подземному и капитальному ремонту скважин ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), водителя ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), мастера на работах по подземному и капитальному ремонту скважин ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), помощника бурильщика капитального ремонта скважин 5 разряда ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ №, водителя ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ №, водителя ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ №, мастера на работах по подземному и капитальному ремонту скважин ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ №, водителя ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ №, машиниста крана автомобильного 6 разряда ФИО20. от ДД.ММ.ГГГГ №, бурильщика капитального ремонта скважин 6 разряда ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ №, бурильщика капитального ремонта скважин 6 разряда ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ №, бурильщика капитального ремонта скважин 6 разряда ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ №, машиниста подъемника капитального ремонта скважин 6 разряда ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ № не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника.
- из представленного дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО19 следует, что работник переводится на работу по должности «водитель-экспедитор», то есть работа предполагает выполнение обязанностей, связанных с управлением транспортным средством.
Вместе с тем, для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены определенные ограничения. Ни Единый квалификационный справочник, ни Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих не содержит профессии «водитель-экспедитор».
- в нарушение ч. 2 ст. 57, ч. 4 ст. 302 ТК РФ, трудовыми договорами работников Общества, работающим вахтовым методом, не установлен размер надбавки за работу вахтовым методом) Общество выступает по отношению к работникам работодателем.
Частью 2 ст. 57 ТК РФ определены обязательные для включения в трудовой
договор условия, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащим нормы трудового права.
В соответствии со ст. 302 ТК РФ, размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у других работодателей устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.Указанная формулировка предполагает обязательное указание размера надбавки за работу вахтовым методом и в коллективном договоре и в локальном нормативном акте работодателя, и в трудовых договорах работников, не предусматривает возможность выбора усмотрением работодателя какого-то одного из перечисленных документов.
В соответствии со ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Таким образом, системное толкование ч. 2 ст. 57 и ч. 1 ст. 100 ТК РФ свидетельствует о том, что обязательным для включения в трудовой договор является время начала и окончания работы работника, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя.
В соответствии с п. 9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Согласно Перечню должностей (профессий) работников ООО «ТКО-Сервис», имеющих право на бесплатное получение смывающих и (или) обезвреживающих средств, утв. 30.11.2016, в него включены в том числе водители (автоцистерна, вакуумный агрегат, вахтовый автобус), мастер на работах по подземному и капитальному ремонту скважин, бурильщик капитального ремонта скважин, помощник бурильщика капитального ремонта скважин, машинист подъемника капитального ремонта скважин, машинист паровой передвижной депарафинизационной установки, моторист цементировочного агрегата, машинист крана автомобильного, машинист передвижного компрессора, слесарь-ремонтник.
Согласно п. 9 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, к работам, связанным с трудносмываемыми,
устойчивыми загрязнениями отнесены работы с маслами, смазками, нефтепродуктами, лаками, красками, смолами, клеями, битумом, мазутом, силиконом, саже, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, металлической).
Основным видом экономической деятельности Общества является предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа, из содержаний трудовых договоров работников следует, что они осуществляют трудовую деятельность на объектах нефтепромыслов, следовательно, подвергаются устойчивым загрязнениям ввиду работ с нефтепродуктами.
В связи с установленными нарушениями законодательства о труде, постановлением государственным инспектором труда № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Самарской области ФИО2 ООО «ТКО - Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Указанные обстоятельства и вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждаются: распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., протоколом от ДД.ММ.ГГГГ а также представленными по запросу суда из Государственной инспекции труда в Самарской области материалами проверки.
Доказательств обратного суду не представлено.
Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, у суда не имеется оснований, поскольку они последовательны и получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд отмечает, что наличие хотя бы одного из указанных нарушений трудового законодательства уже является основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства невозможности соблюдения требований Трудового кодекса РФ юридическим лицом не представлено.
Также материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых либо непреодолимых для организации обстоятельств, которые не позволили бы ему выполнить возложенные на него обязанности.
Таким образом, ООО «ТКО - Сервис» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка автора жалобы на Приказ Минтруда России от 23.11.2017 № 805н не состоятелен, поскольку он в законную силу не вступил, начало действия документа - 12 июня 2018 года. Письмо Роструда от 24.12.2007 №5275-61 нормативным правовым актом не является, носит рекомендательный характер.
Довод жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Кроме того, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.
Наказание ООО «ТКО - Сервис» назначено в пределах санкции ч. 4 ст.5.27 КоАП РФ, с учетом того, что общество ранее привлекалось за совершение однородного правонарушения (ч.6 ст.5.27 КоАП РФ) и не является чрезмерно суровым.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений при составлении процессуальных документов по административному делу не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
При наличии указанных обстоятельств, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «ТКО- Сервис» – оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «ТКО- Сервис» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.Самары в течении 10 дней.
Судья А.И. Бондаренко
Копия верна
Судья А.И. Бондаренко