РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при секретаре судебного заседания Шуваркиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-591/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Петрову П.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с указанным административным иском к Петрову П.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019г. в размере 127,86 руб., пени в сумме 0,94 руб., за период с 02.12.2021 по 20.12.2021 ОКТМО 36701305, 2020г. в размере 5698 руб., пени в сумме 27,25 руб., за период с 02.12.2021 по 20.12.2021 ОКТМО 36701305, по налогу на имущество за 2020г. в размере 867, пени в сумме 4,14 руб., за период с 02.12.2021 по 20.12.2021 ОКТМО 36735000, за 2020г. налог в размере 34233 руб. ОКТМО 36701315, за 2020г. налог в размере 6119 руб., пени в сумме 29,27 руб. за период с 02.12.2021 по 20.12.2021г. ОКТМО 36701330, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество за 2019, 2020гг. в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях. На момент подачи административного иска Петров П.А. сумму задолженности не оплатил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Представитель МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил.
В судебное заседание административный ответчик не явился, извещен надлежащим образом, до судебного заседания представил квитанцию о погашении долга.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Положениями пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
По правилам п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Петров П.А. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, а именно: транспортное средство <данные изъяты>, VIN <данные изъяты>, г/н №, транспортное средство <данные изъяты>, VIN <данные изъяты>, г/н №, транспортное средство <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, г/н №, Лада <данные изъяты>, VIN <данные изъяты>
Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной административного ответчика, Петров П.А. в 2020г. по являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, а именно: квартира с кадастровым номером 63№, расположенная по адресу: <адрес>, нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, квартира с кадастровым номером №. Расположенная по адресу: <адрес>, нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, квартира, расположенная по адресу: г<адрес>.
За 2020 г. налоговым органом Петрову П.А. начислен транспортный налог в размере 5 698 руб., налог на по ОКТМО36701330 в размере 6 119 руб., земельный налог по ОКТМО 36701325 в размере 41 080 руб., земельный налог по ОКТМО 36735000 в размере 145 руб. с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 42973547 от 01.09.2021 со сроком уплаты до 01.12.2021г.
Согласно налоговому уведомлению №84058277 от 01.09.2021 налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество физических лиц, по которому сумма налога за 2020г. по ОКТМО 36735000 составляет 722 руб.
Как следует из налогового уведомления №35041 от 03.06.2021 налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению, по которому сумма транспортного налога за 2019г. составила 127,86 руб.
По причине неуплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2020 г налогоплательщику выставлено требование № 82849 по состоянию на 21.12.2021г., которым ответчику предложено погасить недоимку по транспортному налогу в размере 5825,86 руб., начисленные пени в размере 28,19 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 867 руб., начисленные пени в сумме 4,14 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 6119 руб., начисленные пени в сумме 29,27 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 41006,86 руб., начисленные пени в сумме 196,15 руб.
Направление, как налогового уведомления, так и требования, подтверждается представленными скриншотами из личного кабинета АИС Налог-3 ПРОМ.
Указанное требование оставлено без исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ (в редакции действующей на момент направления налоговых уведомления и требования) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указано выше, срок исполнения требования № 82849 установлен до 15.02.2022 г.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 15.08.2022 г.
Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Самары по заявлению МИФНС России №23 по Самарской области 19.04.2022 г. вынесен судебный приказ №2а-966/2022 о взыскании с Петрова П.А. задолженности по налогам.
Определением того же мирового судьи от 15.06.2022 г. судебный приказ отменен по заявлению Петрова П.А.
В срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, 31.12.2022 г. МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с настоящим иском для взыскания о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019-2020 гг.
Вместе с тем, административным ответчиком в материалы дела представлены чек-ордер № 5001 от 25.02.2023, согласно которому им осуществлена оплата задолженности по налогу на по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019-2020 гг. в размере 47 106, 46 руб. в пользу УФК по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС России по управлению долгом), что опровергает доводы административного истца и свидетельствует о том, что после подачи административного иска в суд Петровым П.А. оплачена задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019-2020 гг., а также начисленные на нее пени.
Согласно п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу Министерства Финансов РФ от 12.11.13 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ"), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ТП" - платежи текущего года;
"ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
"ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).
Из содержания, представленного Петровым П.А. чек-ордеров следует, что они содержат названные выше реквизиты.
Таким образом, установлено и подтверждено материалами дела, что Петровым П.А. оплачена заявленная к взысканию задолженность, ввиду чего суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для взыскания с административного ответчика указанной задолженности, и отказе в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Петрову П.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2023 г.
Судья /подпись/ Е.А. Чиркова
Решение суда не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья