Дело № 2-231/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
10 декабря 2019 года
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Суховой О.И.,
с участием помощника прокурора Коновалова В.А.,
при секретаре Ганичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Пошехонье Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области об устранении нарушений требований в области безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области об устранении нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
В обоснование указал, что прокуратурой Пошехонского района проведено обследование автодороги Пошехонье-Владычное, в ходе которого установлено, что в границах населенного пункта Толстоухово Пошехонского района в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» отсутствует искусственное наружное освещение, что создает угрозу жизни и безопасности участников дорожного движения.
Прокурор просит обязать ответчика оборудовать в границах населенного пункта Толстоухово Пошехонского района и за его пределами на расстоянии не менее 100 метров искусственное наружное освещение.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Коновалов В.А. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям.
Представитель ответчика- департамента дорожного хозяйства Ярославской области в судебное заседание не явился, представил отзыв о не согласии с исковыми требованиями прокурора, ссылаясь на то, что в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работы по освещению улиц населенных пунктов относятся к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем просит в иске отказать, дело рассмотреть без участия представителя департамента.
Третьи лица: ГКУ ЯО «Ярдорслужба», ОГИБДД МУ МВД России «Рыбинское», администрация Пригородного сельского поселения Ярославской области, ПАО «МРСК-Центра» - «Ярэнерго» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, их представители на судебное разбирательство не прибыли, ходатайств не заявили, возражений по существу иска не представили.
Выслушав прокурора Коновалова В.А., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности, что закреплено в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с положениями п.9.1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», п.4.3 табл.1 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» стационарное электрическое освещение является неотъемлемой частью обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 2.5 СНиП 2.05.02-85 и пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть предусмотрено, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402, работы по обустройству электроосвещения входят в комплекс работ по капитальному ремонту дорог.
Организация стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах в границах населенных пунктов является составляющей частью содержания дорог и дорожной деятельности в целом, в связи с этим оборудование такого освещения не представляет собой строительство нового объекта, а является составной частью надлежащего функционирования автомобильной дороги.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в границах населенного пункта д. Толстоухово Пошехонского района в нарушение п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует искусственное наружное освещение. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога Пошехонье-Владычное, проходящая по территории Пошехонского муниципального района, является автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения, относящейся к государственной собственности Ярославской области и составляющей казну Ярославской области (п. 530 Перечня).
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 №195-п, департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области; является правопреемником департамента транспорта Ярославской области в части выполнения полномочий и функций, в том числе, в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку по классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007, п.9.1 СНиП 2.05.02-85) искусственное наружное освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, дорога Пошехонье- Владычное является автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения, находится в государственной собственности Ярославской области, то именно собственник автомобильной дороги обязан обустроить её освещением, а не орган местного самоуправления, по чьей территории пролегает эта дорога.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является департамент дорожного хозяйства Ярославской области.
Не оборудование дороги наружным освещением создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения и является основанием для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит обязать ответчика выполнить работы по оборудованию искусственного наружного освещения до 01 сентября 2022 года.
Ответчик в отзыве на иск указывает, что обустройство автодороги освещением возможно выполнить не ранее 31 декабря 2022 года.
Учитывая конкретные действия, которые обязан совершить ответчик, объем мероприятий, необходимых для их совершения (выполнение проектных работ, государственной экспертизы проекта, проведение торгов, выполнение непосредственно самих работ, погодно- климатические условия), суд признает разумным срок исполнения до 1 октября 2022 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Пошехонского района удовлетворить.
Обязать департамент дорожного хозяйства Ярославской области в срок до 1 октября 2022 года оборудовать искусственное наружное освещение в границах населенного пункта деревни Толстоухово Пошехонского района Ярославской области и за его пределами на расстоянии не менее 100 метров от данного населенного пункта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья