Дело № 2-1359/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2015 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мутагарова И.Ф.,
при секретаре Адыевой И.А.,
с участием представителя Кагарманова Р.Т. –Галиуллиной Ф.Б., действующей на основании доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ
представителя Военного комиссариата Республики Башкортостан Грастова В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя призывной комиссии администрации ГО г. Нефтекамска – Набиевой Г.Д., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Кагарманова РТ об отмене решения призывной комиссии г. Нефтекамска о призыве на военную службу, обязании освободить от призыва на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Кагарманова Р.Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии г. Нефтекамск о его призыве на военную службу, обязании освободить от призыва на военную службу.
В обоснование заявления указано, что призывная комиссия г. Нефтекамска приняла решение о призыве его на военную службу, по повестке.
ДД.ММ.ГГГГ ему была дана отсрочка от службы в армии по причине дефицита массы тела, артроза костей, заболевания щитовидной железы. В настоящее время заболевания также имеются.
Считает, что решение призывной комиссии г. Нефтекамска о призыве его на военную службу нарушает его права, поскольку имеющиеся у него заболевания подпадают под категорию годности «В» - ограничено годен.
Просил отменить решение призывной комиссии г. Нефтекамска о его призыве на военную службу, обязать призывную комиссию освободить его от призыва на военную службу.
Кагарманов Р.Т., будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя Кагарманова Р.Т. –Галиуллина Ф.Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала. Ходатайств не заявила. Суду пояснила, что Кагарманов Р.Т. ее сын, он по состоянию здоровья подлежит освобождению от призыва на военную службу.
Представитель Военного комиссариата Республики Башкортостан Грастов В.А. действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился. Пояснил, что при первоначальной постановке на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ году Кагарманову Р.Т. была предоставлена отсрочка на период обучения. Решением призывной комиссии г. Нефтекамска Кагарманов Р.Т. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по категории годности <данные изъяты>
Представитель призывной комиссии администрации ГО г. Нефтекамска – Набиева Г.Д., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает, что жалоба Кагарманова Р.Т. удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
В порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая – либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации. Частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обязанность по организации медицинского освидетельствования при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагается на призывную комиссию. По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает одно из решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 22 вышеуказанного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
В силу статьи 23 указанного Федерального закона от призыва на военную службу освобождаются, в том числе, и граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Согласно пунктам 9 - 11 Инструкции врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе; в разделе "Итоговое заключение" учетной карты призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы; результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в дело с протоколами заседания призывной комиссии.
Как следует из заявления Кагарманова Р.Т., в данном случае заявителем ставится вопрос о признании незаконным решения призывной комиссии ГО г. Нефтекамск о его призыве на военную службу.
Свои доводы Кагарманов Р.Т. обосновал тем, что имеющиеся у него заболевания <данные изъяты>, подпадают под категорию годности <данные изъяты> - ограничено годен.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123.
Согласно п. 15 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами.
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Кагарманов Р.Т. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (показатель предназначения -Б) и принято решение о призыве его на военную службу.
В соответствии с пунктом 19 раздела II названного Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Из материалов дела следует, что по итогам медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ Кагарманов Р.Т. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с присвоением ему годности «Б3», показатель предназначения определен.
Обращаясь с заявленными требованиями, Кагарманов Р.Т. указывает на наличие у него на момент проведения медицинского освидетельствования и неустановленных в результате неполного медицинского обследования заболевания: дефицита массы тела, артроза костей, заболевания щитовидной железы, препятствующих, по мнению заявителя, установлению данной категории годности к военной службе.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов гражданского делу установлено, что на день принятия оспариваемого решения заболеваний, дающих право для признания Кагарманова Р.Г. не годным к военной службе, у истца не выявлено, документов подтверждающих наличие заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, Кагармановым Р.Т. не представлено.
Согласно личного дела призывника Кагарманова Р.Т. следует, что при проведении медицинского освидетельствования у последнего обнаружен <данные изъяты>. В соответствии со ст. 59В,13Д графы I «Расписания болезней» и ТДТ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2003 года № 123, Кагарманов Р.Т. обоснованно признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Следовательно, оснований утверждать, что Кагарманов Р.Т. страдает каким-либо заболеванием, несовместимым с призывом на военную службу, у призывной комиссии не было.
Таким образом, поскольку Кагарманову Р.Т. выставлен такой диагноз, что он считается годным к военной службе с незначительными ограничениями, оснований для освобождения его от прохождения военной службы не имеется. Как указано выше, доказательств, опровергающих это обстоятельство, Кагарманов Р.Т. суду не представил.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, который определяет порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В соответствии с п. 1 Положения «О независимой военно-врачебной комиссии», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 574, оно, Положение, определяет порядок проведения независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Согласно п. 5 Положения гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов.
В силу п. 7 Положения независимая экспертиза проводится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством РФ между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).
В соответствии с п. 8 независимая экспертиза проводится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
В силу п. 12 Положения расходы, связанные с производством независимой экспертизы, оплачиваются в соответствии с договором в порядке, установленном Правилами предоставления платных медицинский услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года № 27.
Таким образом, прохождение независимого медицинского освидетельствования поставлено в зависимость от волеизъявления гражданина, а, следовательно, является добровольным мероприятием, не требующим предоставления какого – либо направления, и не требующим возложения на призывную комиссию обязанности по направлению Кагарманова Р.Т. на дополнительное независимое медицинское обследование.
Однако Кагарманов Р.Т. с заявлением о проведении независимой военно-врачебной экспертизы в соответствующие экспертные учреждения ни при постановке на воинский учет, ни при прохождении призывной комиссии не обращался, какие – либо препятствия в этом заявителю не чинились. Следовательно, оснований для направления судом Кагарманова Р.Т. на медицинское обследование в данном случае не имеется.
Согласно п. 15 Положения «О призыве на военную службу граждан РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами.
Согласно п. 16 Положения «О призыве на военную службу граждан РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.(ред. от 28.04.2009 с изм. от 20.04.2009 г.) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы.
Таким образом, каких-либо нарушений при принятии решения о призыве на военную службу военным комиссариатом и призывной комиссией в отношении заявителя не допущено. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем призывной комиссии г. Нефтекамска, представителем военного комиссариата РБ, материалами личного дела призывника и другими представленными документами, явившимися предметом исследования в ходе рассмотрения заявления.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для признания незаконным решения призывной комиссии городского округа г. Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ о призыве заявителя на военную службу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Кагарманова РТ об отмене решения призывной комиссии г. Нефтекамска о призыве на военную службу, обязании освободить от призыва на военную службу, отказать.
Решение суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Нефтекамский городской суд РБ.
Мотивированное решение суда составлено в 9-00 часов 18 мая 2015 года.
Судья И.Ф. Мутагаров
Решение 19.06.2015 вступило в законную силу.