63RS0039-01-2022-006711-88
2а-470/2023 (2а-5853/2022)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-470/2023 по административному иску Резеповой Нины Александровны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения,
установил:
Резепова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указано, что административный истец, являясь ветеранов Великой Отечественной войны, обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность для ведения огородничества земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1130 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением от 02.06.2022 № РД-825 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка со ссылкой на сведения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об отнесении земельного участка к землям лесного фонда и нахождении в квартале № 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества. С указанным распоряжением истец не согласен, указывает, что земельный участок расположен за пределами земель лесного фонда, расположен в массиве ЖСК Горелый Хутор, территориальной зоне Ж-1, лесной участок 85 квартала лесничества расположен в границах ПГТ Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, за границей земель населенных пунктов.
Просит признать названное распоряжение незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения и заново рассмотреть заявление административного истца от 20.05.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В судебное заседание административный истец не явился, при подаче административного истца просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара не явился, ранее в судебном заседании просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что распоряжением от 05.08.2022 № РД-1231 в распоряжение от 02.06.2022 № РД-825 внесены изменения, которыми основания отказа дополнены тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах.
Заинтересованные лица Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Управление Росреестра по Самарской области представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещались надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 20.05.2022 административный истец, являясь ветеранов Великой Отечественной войны, обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов для ведения огородничества земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1130 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением от 02.06.2022 № РД-825 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка со ссылкой на сведения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об отнесении земельного участка к землям лесного фонда и нахождении в квартале № 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества.
Распоряжением от 05.08.2022 № РД-1231 в распоряжение от 02.06.2022 № РД-825 внесены изменения, которыми основания отказа дополнены тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зона природных ландшафтов (Р-3), не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, использование земельного участка в зоне природных ландшафтов (Р-3) для ведения огородничества не соответствует разрешенным видам использования земельных участков.
Проверяя обоснованность отказа, суд приходит к следующему.
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы лесничеств, лесопарков.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе, земли населённых пунктов и земли лесного фонда.
Согласно ст.83 Земельного кодекса РФ землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов. Границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населённых пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст.84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населённых пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населённых пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно п.1 ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Согласно ст.6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств в соответствии с положениями ст. 68, 68.1 ЛК РФ проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств.
При проектировании лесничеств и лесопарков сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством (чч. II Лесоустроительной инструкции от 2011 г.)
Согласно ст. 23 ЛК РФ количество лесничеств, лесопарков и их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 ст.91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится, в частности, документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям населённых пунктов определяется его нахождением в пределах границ населённого пункта, установленных генеральным планом или схемой территориального планирования. Принадлежность земельного участка к землям лесного фонда определяется его нахождением в пределах границ лесничества, установленных уполномоченным органом и внесенных в государственный лесной реестр и государственный кадастр недвижимости.
Из ответов Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, испрашиваемый истцом земельный участок полностью относится к землям лесного фонда и находится в квартале № 85 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества.
Между тем, из выписок из ИСОГД г.о.Самара следует, что испрашиваемый земельный участок полностью входит в границы населенного пункта г.о. Самара, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61. В соответствии с Приложением № 4 к ПЗЗ «Карта ЗОУИТ, связанная с экологическими и санитарными ограничениями» расположен в пределах приаэродромной территории 3 аэродромов, в охранной зоне транспорта. Не расположен на территории, занятой городскими лесами.
Из схемы расположения земельного участка видно, что пересечение с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, отсутствует.
Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, а также, сведениями, содержащимися в ИСОГД г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов, границы лесничеств не пересекает. Доказательств обратного не представлено.
Существующее противоречие между сведениями государственного лесного реестра и сведениями Единого государственного реестра недвижимости, относительно принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда в данном случае не должно служить препятствием в предоставлении земельного участка, так как достоверно установлено, что земельный участок расположен в границах населенного пункта, пересечение с границами лесничеств отсутствует. Доказательств наличия на земельном участке лесных насаждений не представлено. Отказ в предоставлении земельного участка на основании одних лишь сведений государственного лесного реестра является формальным и не учитывает указанные обстоятельства. Неустранение противоречий между различными государственными информационными ресурсами создает необоснованные препятствия для реализации прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, распоряжение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву принадлежности земельного участка к землям лесного фонда не соответствует закону.
Вместе с тем, второе основание отказа, а именно, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, что подтверждается выпиской из ИСОГД и не оспаривалось административным истцом, является правомерным, соответствует пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ, устанавливающему запрет образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Поскольку оспариваемое распоряжение от 02.06.2022 № РД-825 действует в редакции распоряжения от 05.08.2022 № РД-1231, суд приходит к выводу о его законности в целом и потому не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Резеповой Нины Александровны к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 02.03.2023.