№-16
Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 января 2022 года <адрес>
Судья Обоянского районного суда Курской области ФИО6., рассмотрев в открытом судебном заседании материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> гражданки РФ, работающей продавцом в магазине «Престиж» ИП ФИО4, ранее не привлекавшийся в административной ответственности,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области в Суджанском, Большесолдатском, Беловском, Медвенском и Пристенском районах в отношении ФИО2 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут при проведении мониторинга безопасности за соблюдением гражданами и работодателями всех форм собственности, санитарно-эпидемиологических требований в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19) в магазине «Престиж» ИП ФИО4, расположенном по адресу: <адрес>, выявлено, что продавцом магазина ФИО2 не организовано проведение санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: уборочный инвентарь для обработки поверхностей и пола торгового зала, подсобных помещений, не маркирован; нет запаса дезинфицирующих средств; нарушено соблюдение санитарного дистанирования (в торговом зале не нанесена разметка, позволяющая соблюдать расстояние 1,5 м между посетителями); для обработки рук посетителей представлено средство в пластиковой бутылке с пульверизатором с запахом спирта, точное название дезинфицирующего средства не известно; не проводится обеззараживание воздуха торговой точки (отсутствует бактерицидный облучатель рециркуляторного типа, разрешенный к использованию в присутствии людей); не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (в месте для соблюдения правил личной гигиены нет кожного антисептика для обработки рук продавцов).
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2 не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом. Просила дело рассмотреть в её отсутствие, вину признала.
В соответствии со ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 29 приведенного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут при проведении мониторинга безопасности за соблюдением гражданами и работодателями всех форм собственности, санитарно-эпидемиологических требований в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19) в магазине «Престиж» ИП ФИО4, расположенном по адресу: <адрес>, не организовано проведение санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: уборочный инвентарь для обработки поверхностей и пола торгового зала, подсобных помещений, не маркирован; нет запаса дезинфицирующих средств; нарушено соблюдение санитарного дистанирования (в торговом зале не нанесена разметка, позволяющая соблюдать расстояние 1,5 м между посетителями); для обработки рук посетителей представлено средство в пластиковой бутылке с пульверизатором с запахом спирта, точное название дезинфицирующего средства не известно; не проводится обеззараживание воздуха торговой точки (отсутствует бактерицидный облучатель рециркуляторного типа, разрешенный к использованию в присутствии людей); не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (в месте для соблюдения правил личной гигиены нет кожного антисептика для обработки рук продавцов).
ФИО2 является продавцом магазина «Престиж» ИП ФИО4
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В качестве доказательств, подтверждающих виновность ФИО2, представлены: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором приведены изложенные выше обстоятельства совершения инкриминируемого административного правонарушения; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; трудовым договором заключенным ИП ФИО4 с работником ФИО2, из которого не следует, что в обязанности последней входит необходимость приобретения дезинфицирующих средств, облучателя воздуха, нанесение разметки, тогда как обеспечение условий труда, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда, инструментами и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей продавца, возложено на работодателя.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года №65 утверждены санитарные правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», которые направлены на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4.4 названных санитарных правил предусмотрены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Распоряжением Губернатора Курской области от 10 марта 2020 года №60-рг «О введении режима повышенной готовности» (с последующими изменениями) в связи с угрозой распространения в Курской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях обеспечения безопасности здоровья населения на территории Курской области введен режим повышенной готовности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В материалы дела не представлены доказательства того, что каким-либо документов или нормативно-правовым актом на продавца ФИО2 возложены обязанности по организации проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: обеспечение дезинфицирующими средствами для обработки помещений, торгового оборудования, а также бактерицидного облучателя воздуха рециркуляторного типа разрешенного в присутствии людей, нанесение разметки.
При этом, ФИО2 каких-либо нарушений федерального законодательства, влекущих наступление ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускала, а потому оснований для привлечения ее к ответственности по указанной статье не имеется, кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о её контактах с зараженными гражданами, а также наличие у ФИО2 заразной формы инфекционного заболевания, не выносилось в отношении последней и в отношении ИП ФИО4, продавцом магазина которого является ФИО2, предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований. К гражданам, упомянутым в приложении №1 к распоряжению Губернатора Курской области от 10 марта 2020 года №60-рг, для которых установлен обязательный режим самоизоляции, ФИО2 также не относится.
Кроме того, пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей обеспечение проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, а не на продавца.
При таких обстоятельствах, нахожу, что оснований для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, поскольку последняя, не является субъектом выявленного административного правонарушения, в связи с чем начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО2 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Обоянский районный суд Курской области в течение 10 суток со дня вручения и (или) получения копии постановления.
Судья ФИО7