Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1657/2019 ~ М-436/2019 от 07.02.2019

Дело №2–1657/2019

Решение

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 года                                                                                          г.Новосибирск

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

в составе:

Судьи                                                                                            Сидорчук М.В.,

при секретаре                                                                                      Назаровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толмачева А. А. к <адрес> о понуждении к совершению действий,

установил:

Толмачев А.А. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений (л.д.51), просит включить его – Толмачева А. А., /дата/ года рождения, в списки лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, в качестве лица из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с /дата/, в обоснование указав, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Сарыглар А.В. была лишена в отношении него (истца) родительских прав, а затем /дата/ умерла, отец Толмачев А.А. также был лишен в отношении него (истца) родительских прав. В связи с этим он (истец) в период несовершеннолетия находился под опекой своей бабушки – Толмачевой С.П. В 2016 году он (истец) вместе с попечителем переехал в <адрес> и Приказом администрации <адрес> от /дата/ -од поставлен на учет в <адрес> как подопечный. В настоящий момент он (Толмачев А.А.) обучается на 3-ем курсе ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С.Галущака», период обучения с 01.09.2016г. по 01.07.2020г. Согласно уведомлению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 25.02.2015г. он (истец) был включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещениями специализированного жилищного фонда Республики Тыва по договорам найма специализированных жилых помещений. Вплоть до настоящего момента свое право на предоставление жилого помещения не реализовано. Поскольку он (истец) не является собственником жилого помещения, а так же членом семьи нанимателя, имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот. В настоящее время он (Толмачев А.А.) проживает на территории <адрес>, имеет формальную постоянную регистрацию у посторонних людей, прописан в квартире, принадлежащей на праве собственности Смирнову Д.Ф. и Смирновой Л.В. в качестве «иного лица». Он (истец) вынужден снимать квартиру, так как учебное заведение в оперативном владении общежития не имеет. В ноябре 2018г. он (Толмачев А.А.) обратился в <адрес> с заявлением о включении его (истца) в списки на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Однако Приказом от 07.12.2018г. -од в этом ему (истцу) было отказано в связи со включением в списки на предоставление жилья в другом регионе. Полагает, что включение в списки в ином регионе не может служить основанием для отказа во включении в списки по фактическому месту жительства в силу закона, что и явилось основанием для обращения с указанным иском в суд.

В судебное заседание истец Толмачев А.А. не явился, извещен, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.66), направил представителя.

В судебном заседании представитель истца Толмачева А.А. на основании доверенности (л.д.7) Толмачева С.П. требования уточненного искового заявления поддержала, дополнительно пояснив, что просит о включении Толмачева А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения, который ведет <адрес>.

В судебное заседание представитель ответчика – <адрес> – не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представил заявление, направил письменный отзыв (л.д.34-36), где ссылался на то, что, действительно, Толмачев А.А. является лицом из числа детей-сирот, однако в материалах дела имеется уведомление от 25.02.2015г. , выданное Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, о включении Толмачева А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Республики Тыва по договорам найма специализированных жилых помещений. Приказом главы администрации <адрес> от 07.12.2018г. -од Толмачеву А.А. было отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как он включен в указанный список на территории <адрес> Республики Тыва. <адрес> полагает, что в случае повторного включения Толмачева А.А. в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, будет допущено нарушение жилищных прав лиц, числящихся в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Республики Тыва и <адрес>. Толмачев А.А. вследствие включения в список <адрес> обретет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в двух субъектах Российской Федерации, что является злоупотреблением права. Законом предусмотрено исключение из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения в список в субъекте по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации, однако на сегодняшний день указанный порядок не установлен, в связи с чем требования искового заявления не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица по делу – Мэрии <адрес> – в судебное заседание не явился, извещен, причин неявки не сообщил, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д.38-39), по содержанию соответствующий отзыву ответчика по делу.

Представитель третьего лица по делу – Министерства труда и социального развития НСО на основании доверенности (л.д.42) Мизина Е.Г. в судебном заседании требования искового заявления сочла обоснованными и подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснила, что в настоящее время Постановлением Правительства РФ порядок включения в спорные списки по новому месту жительства урегулирован, однако не указано, с какой даты ведется новый учет. В настоящее время региональное законодательство, в том числе по <адрес>, приводится в соответствие с данным Постановлением Правительства РФ, процесс реформирования не окончен.

Представитель третьего лица по делу – Администрации г.Ак-Довурака Республики Тыва – извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не направлял (л.д.28,45,50,54,57).

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования Толмачева А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Так, в свидетельстве о рождении истца Толмачева А.А. (л.д.8) в качестве родителей ребенка указаны: Толмачев А. А.ич (отец) и Сарыглар А. В. (мать).

Решением Таштыпского районного суда Республики Хакасия от /дата/ (л.д.10-12) отец истца – Толмачев А.А. был лишен родительских прав в отношении сына.

На основании решения Тайгинского районного суда от 30.05.2006г. мать истца Сарыглар А.В. лишена родительских прав в отношении сына. В дальнейшем, 13.05.2014г., мать истца Сарыглар А.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.9).

На основании постановления Главы Администрации муниципального образования <адрес> от 26.12.2005г. над несовершеннолетним Толмачевым А.А. установлена опека, опекуном назначена Толмачева С.П. (л.д.13,14).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от /дата/ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В связи указанными обстоятельствами Толмачев А.А. относится к числу лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предоставленные Федеральным законом от /дата/ .

На основании заявления Толмачева А.А. от 12.02.2015г. последний Комиссией по принятию решений от 17.02.2015г. был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается уведомлением Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 25.02.2015г. (л.д.17).

Согласно сведений, содержащихся в исковом заявлении, в 2016 году Толмачев А.А. вместе со своим опекуном переехал в <адрес> на постоянное место жительства.

Данный факт в судебном заседании сторонами не оспаривался и документально подтвержден.

В силу ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст.1 Закона РФ от /дата/ N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

24.10.2017г. за -од в ответ на обращение опекуна несовершеннолетнего <адрес> издан приказ о постановке на учёт в отдел опеки и попечительства <адрес> Толмачева А.А. с назначением выплат денежных средств, с указанием Отделу опеки и попечительства <адрес> осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются правительством РФ, проверку условий жизни опекаемого, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (л.д.15).

В материалах дела имеется подтверждение тому, что Толмачев А.А. является студентом ГБПОУ НСО «Новосибирского авиационного технического колледжа имени Б.С. Галущака», зачислен и приступил к обучению с 01.09.2016г., что подтверждается соответствующей справкой учебного заведения (л.д.16).

По сообщению заведующего отделом воспитательной работы ГБПОУ НСО «Новосибирского авиационного технического колледжа имени Б.С. Галущака» образовательное учреждение в оперативном владении общежития не имеет (л.д.23).

В настоящее время истец Толмачев А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. (л.д.21 копия выписки из домовой книги, л.д.22 копия справки о составе семьи).

Истец не является (не являлся) собственником жилого помещения.

Согласно сведений МКУ «Городское Жилищное Агентство» Толмачев А.А. не использовал своего права приватизации жилья на территории населенного пункта <адрес> на 19.12.2018г. (л.д.18).

Аналогичные сведения представлены Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии <адрес> от 24.01.2019г. с указанием, что Толмачев А.А. правом участия в приватизации муниципального жилья по Республики Тыва <адрес> до 27.09.2018г. не пользовался (л.д.70).

Объектов недвижимости с 01.012015 года по /дата/ на территории <адрес> Толмачев А.А. в собственности не имел, что подтверждается уведомлением из ЕГРН (л.д.19).

Аналогичные сведения представлены из ЕГРН Республики Тыва, с 25.11.2000г. за Толмачевым А.А. объектов недвижимости в собственность не зарегистрировано (л.д.20,71,72).

В декабре 2018 года Толмачев А.А. обратился в <адрес> с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

07.12.2018    года приказом <адрес> -од заявителю было отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как истец включен в подобный список в другом субъекте РФ (л.д.24-25).

В ответе <адрес> на имя Толмачева А.А. от 28.01.2019г. указано, что порядок исключения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства устанавливается Правительством РФ, данный порядок не установлен (л.д.26).

21.03.2019г. Толмачев А.А. обратился с заявлением в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва с просьбой разъяснения порядка перевода граждан, включенных в список в одном регионе (по прежнему месту жительства), в список другого региона (по месту настоящего жительства) (л.д.67,68,69).

Ответ третьим лицом по делу в суд не предоставлен.

Принимая решение, суд учитывает следующее:

<адрес> в соответствии со ст.34 Федерального Закона РФ от /дата/ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является органом местного самоуправления.

В силу статьи 37 этого же Федерального закона РФ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории НСО урегулированы Законом НСО от /дата/ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьями 1 и 2 которого предусмотрено формирование и ведение уполномоченным органом, которым является областной исполнительный орган государственной власти НСО, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

<адрес> в пределах своей компетенции формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с целью дальнейшей передачи данного списка в Мэрию <адрес>.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона НСО от /дата/ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как указано в части 8 статьи 2 Закона З включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения – в алфавитном порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Постановлением Правительства РФ от /дата/ N397 установлены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, согласно которым прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее – уполномоченная организация).

Пунктом 23 указанного Постановления Правительства РФ от /дата/ N397 предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.

Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.

В соответствии с пунктом 29 указанного Постановления Правительства РФ от /дата/ N397 орган по новому месту жительства (орган местного самоуправления, уполномоченная организация по новому месту жительства) не вправе отказать в приеме заявления об исключении из списка и прилагаемых к нему документов.

Пунктами 30 и 31 Постановления Правительства РФ от /дата/ N397 установлено, что орган по новому месту жительства в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления об исключении из списка направляет, в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (далее - орган по прежнему месту жительства), письменный запрос о предоставлении учетного дела, а также запрос в орган опеки и попечительства по новому месту жительства о постановке детей-сирот на учет в установленном порядке.

Орган по прежнему месту жительства осуществляет проверку отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе посредством межведомственного запроса в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в органы, предоставляющие подтверждение таких сведений.

На момент рассмотрения дела на региональном уровне реализация Постановления Правительства находится еще в стадии становления.

Однако данное обстоятельство не может препятствовать реализации имеющегося у истца права, в связи с чем оно нуждается в судебной защите.

Учитывая, что в настоящее время истец проживает на территории <адрес>, является лицом, имеющим право на предоставление льготного жилья по списку, который ведет <адрес>, суд полагает необходимым для восстановления нарушенных прав истца обязать <адрес> включить Толмачева А. А., /дата/ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения, с /дата/.

С постановкой на учет по новому месту жительств истец подлежит исключению из аналогичного учета по предыдущему месту жительства.

Таким образом, поданный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Стороны не ставили вопрос о распределении судебных издержек по делу, в связи с чем судом он не разрешался.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Толмачева А. А. – удовлетворить.

Включить Толмачева А. А., /дата/ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения, который ведет <адрес>, с /дата/.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено /дата/.

Судья: «подпись» М.В. Сидорчук

2-1657/2019 ~ М-436/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Толмачев Артем Александрович
Ответчики
Администрация Октябрьского района г. Новосибирска
Другие
Администрацию г. Ак-Довурака Республики Тыва
Министерство труда и социального развития НСО
Мэрия г. Новосибирска
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
Судья
Сидорчук Маргарита Владимировна
Дело на странице суда
oktiabrsky--nsk.sudrf.ru
07.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2019Передача материалов судье
11.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2019Предварительное судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2021Дело оформлено
24.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее