Дело № 2а-4208/2020
УИД 36RS0004-01-2020-004383-64
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Мананниковой А.Ю.,
представителя административного ответчика по доверенности Каштановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Лесникову Сергею Николаевичу о взыскании начисленных сумм пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с иском к Лесникову С.Н. о взыскании пени по транспортному налогу за период с 03.12.2018 г. по 04.07.2019 г. в размере 11 405,45 руб.; пени по земельному налогу за период с 03.12.2018 г. по 04.07.2019 г. в размере 52,36 руб., а всего в общей сумме 11 457,81 руб.
Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии с п. 3, 4 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора за каждый день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговым органом произведен расчет пени по транспортному налогу за периоды с 03.12.2018 по 04.07.2019 г.г. всего на сумму 11 544,83 руб.
Налоговым органом произведен расчет пени по земельному налогу за периоды с 03.12.2018 по 04.07.2019 г.г. всего на сумму 322,34 руб.
До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал.
В случае неисполнения должником в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1 ст. 48 НК РФ).
В отношении Лесникова С.Н. мировым судьей судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2а-296/2020 от 28.01.2020 г. По заявлению налогоплательщика, 19.01.2020 г. определением мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебный приказ по делу № 2а-296/2020 был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Административный ответчик Лесников С.Н. о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился.
С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа по доверенности Мананникова А.Ю. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Каштанова Ю.С. иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-296/2020, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления, и последними получено.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Заявляя настоящие требования, налоговый орган указывает, что Лесниковым С.Н. несвоевременное исполнены возложенные на него обязательства по уплате транспортного, земельного налогов за 2015-2017 г.г., в связи с чем, до даты фактического исполнения обязательств по уплате указанных налоговых платежей ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа произведен расчет пени.
По транспортному налогу:
- за 2015 год за период с 04.09.2018 по 04.07.2019 начислено пени в размере 4 507,06 руб.
Расчет пени:
13*59180,00*0,000241=185,92 руб.
77*59180,00*0,00025=1139,00 руб.
14*59180,00*0,00025=207,13 руб.
182*59180,00*0,000258=2782,45 руб.
18*59180,00*0,00025=266,31 руб.
всего: 4507,06 руб.
- за 2016 год за период с 04.09.2018 по 04.07.2019 начислено пени в размере 4 507,05 руб.
Расчет пени:
13*59180,00*0,000241=185,92 руб.
77*59180,00*0,00025=1139,00 руб.
14*59180,00*0,00025=207,13 руб.
182*59180,00*0,000258=2782,45 руб.
18*59180,00*0,00025=266,31 руб.
всего: 4507,06 руб.
- за 2017 год за период с 29.01.2019 по 04.07.2019 начислено пени в размере 2 391,37 руб.
139*59180,00*0,000258=2125,06 руб.
18*59180,00*0,00025=266,31
всего пени: 2391,37 руб.
По земельному налогу:
за периоды с 03.12.2018 по 04.07.2019 г.г. всего на сумму 322,34 руб.:
за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 г.:
(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)
14*929,41*0,000275=7,92 руб.;
182*929,41*0,000258=43,70 руб.;
18*929,41*0,000275=4,18 руб.
всего на сумму 52,36 руб.
Проверив представленный налоговым органом расчет сумм пени, суд находит его арифметически верным, произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства, нормативно обоснованным. В судебном заседании представитель административного ответчика представленный расчет не оспорила, контррасчет суду не представила.
Пункт 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусматривает, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование № 24370 по состоянию на 05.07.2019 г. со сроком уплаты пени до 15.10.2019 г.
В установленный срок указанное требование налогоплательщиком исполнено не было, что в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривалось.
Материалами дела установлено, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 09.04.2019 г. с Лесникова Сергея Николаевича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана задолженность за 2016 год по транспортному налогу в размере 59 180 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 19.03.2020 г. с Лесникова Сергея Николаевича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 59 180 руб., пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период с 04.12.2018г. по 28.01.2019г. (2017 год) в размере 849,73 руб.
Указанные судебные акты вступили в законную силу, на их принудительное исполнение выданы исполнительные листы.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).
С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.
Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания.
Поскольку в отношении сумм недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 г.г. налоговым органом соблюдена процедура взыскания, имеются судебные акты определяющие размер такой задолженности, суд полагает необходимым взыскать в пользу инспекции недоимку по пени по транспортному налогу за указанные налоговые периоды.
Поскольку доказательств соблюдения установленных законом процедуры и сроков взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015 г., земельному налогу, а равно как и судебного акта, подтверждающего установление суммы недоимки в отношении данных платежей налоговым органом суду не представлено, в удовлетворении требований о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 г., земельному налогу, суд полагает необходимым отказать.
Как установлено судом, судебным приказом № 2а-296/2020 мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 28 января 2020 г., было решено взыскать с Лесникова С.Н. пени на недоимку по транспортному налогу в размере 22 877,96 руб., пени на недоимку по земельному налогу в размере 322,35 руб. 19 марта 2020 г. определением мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебный приказ был отменен.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
С настоящим иском ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд 03 сентября 2020 г., в связи с чем, суд считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании представитель административного ответчика, не признавая заявленных требований, с учетом представленного письменного отзыва, поясняла суду, что указанные обязательства подлежали реализации налоговым органом в ходе проводимой в отношении Лесникова С.Н. процедуры банкротства. Заявленные налоговые платежи, входят в состав текущих, ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа была вправе получить их при обращении к конкурсному управляющему в процедуре банкротства, однако данным правом не воспользовалась. В случае удовлетворения требований в части взыскания сумм пени просила снизить их размер с учетом положений ст. 333 ГК РФ.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Воронежской области от 04 февраля 2016 г. по делу № А14-9157/2014, Лесников С.Н. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества.
Определением арбитражного суда от 04 апреля 2018 г. процедура реализации имущества завершена, должник освобожден от дальнейшего исполнения имевшихся на дату обращения в суд с заявлением о банкротстве должника требований кредиторов.
Как видно из представленных документов, обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением было 27 августа 2014 г., то есть до момента возникновения обязанности по уплате спорной пени. В связи с чем, от бремени несения расходов в этой части должник по результатам проведенных процедур в деле о банкротстве освобожден не был.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 5 указанного закона).
Кроме того, на момент наступления срока исполнения обязательств по оплате пени, а также периода её начисления, процедура банкротства была завершена. В связи с чем, суд полагает ссылку стороны ответчика на положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» необоснованной.
Оснований применения к спорным правоотношениями положений ст. 333 ГК РФ, в части снижения суммы пени, суд не усматривает, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В этой связи, применительно к обстоятельствам настоящего дела, положения ст. 333 ГК РФ не применимы, поскольку взыскиваются пени за несвоевременную уплату обязательных (фискальных) платежей.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Лесникова Сергея Николаевича (<данные изъяты> 5) в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа пени по транспортному налогу в размере 6 898 руб. 42 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, - отказать.
Взыскать с Лесникова Сергея Николаевича (<данные изъяты>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 27 ноября 2020 года.
Дело № 2а-4208/2020
УИД 36RS0004-01-2020-004383-64
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Мананниковой А.Ю.,
представителя административного ответчика по доверенности Каштановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Лесникову Сергею Николаевичу о взыскании начисленных сумм пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с иском к Лесникову С.Н. о взыскании пени по транспортному налогу за период с 03.12.2018 г. по 04.07.2019 г. в размере 11 405,45 руб.; пени по земельному налогу за период с 03.12.2018 г. по 04.07.2019 г. в размере 52,36 руб., а всего в общей сумме 11 457,81 руб.
Мотивировав заявленные требования, указывали в административном иске, что в соответствии с п. 3, 4 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора за каждый день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговым органом произведен расчет пени по транспортному налогу за периоды с 03.12.2018 по 04.07.2019 г.г. всего на сумму 11 544,83 руб.
Налоговым органом произведен расчет пени по земельному налогу за периоды с 03.12.2018 по 04.07.2019 г.г. всего на сумму 322,34 руб.
До настоящего времени данная сумма задолженности в бюджет не поступила, административный ответчик действия налогового органа не обжаловал.
В случае неисполнения должником в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1 ст. 48 НК РФ).
В отношении Лесникова С.Н. мировым судьей судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2а-296/2020 от 28.01.2020 г. По заявлению налогоплательщика, 19.01.2020 г. определением мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебный приказ по делу № 2а-296/2020 был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Административный ответчик Лесников С.Н. о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился.
С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа по доверенности Мананникова А.Ю. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Каштанова Ю.С. иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-296/2020, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления, и последними получено.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Заявляя настоящие требования, налоговый орган указывает, что Лесниковым С.Н. несвоевременное исполнены возложенные на него обязательства по уплате транспортного, земельного налогов за 2015-2017 г.г., в связи с чем, до даты фактического исполнения обязательств по уплате указанных налоговых платежей ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа произведен расчет пени.
По транспортному налогу:
- за 2015 год за период с 04.09.2018 по 04.07.2019 начислено пени в размере 4 507,06 руб.
Расчет пени:
13*59180,00*0,000241=185,92 руб.
77*59180,00*0,00025=1139,00 руб.
14*59180,00*0,00025=207,13 руб.
182*59180,00*0,000258=2782,45 руб.
18*59180,00*0,00025=266,31 руб.
всего: 4507,06 руб.
- за 2016 год за период с 04.09.2018 по 04.07.2019 начислено пени в размере 4 507,05 руб.
Расчет пени:
13*59180,00*0,000241=185,92 руб.
77*59180,00*0,00025=1139,00 руб.
14*59180,00*0,00025=207,13 руб.
182*59180,00*0,000258=2782,45 руб.
18*59180,00*0,00025=266,31 руб.
всего: 4507,06 руб.
- за 2017 год за период с 29.01.2019 по 04.07.2019 начислено пени в размере 2 391,37 руб.
139*59180,00*0,000258=2125,06 руб.
18*59180,00*0,00025=266,31
всего пени: 2391,37 руб.
По земельному налогу:
за периоды с 03.12.2018 по 04.07.2019 г.г. всего на сумму 322,34 руб.:
за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 г.:
(число дней просрочки*недоимка для пени*ставка пени*)
14*929,41*0,000275=7,92 руб.;
182*929,41*0,000258=43,70 руб.;
18*929,41*0,000275=4,18 руб.
всего на сумму 52,36 руб.
Проверив представленный налоговым органом расчет сумм пени, суд находит его арифметически верным, произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства, нормативно обоснованным. В судебном заседании представитель административного ответчика представленный расчет не оспорила, контррасчет суду не представила.
Пункт 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ предусматривает, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование № 24370 по состоянию на 05.07.2019 г. со сроком уплаты пени до 15.10.2019 г.
В установленный срок указанное требование налогоплательщиком исполнено не было, что в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривалось.
Материалами дела установлено, что решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 09.04.2019 г. с Лесникова Сергея Николаевича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана задолженность за 2016 год по транспортному налогу в размере 59 180 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 19.03.2020 г. с Лесникова Сергея Николаевича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 59 180 руб., пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период с 04.12.2018г. по 28.01.2019г. (2017 год) в размере 849,73 руб.
Указанные судебные акты вступили в законную силу, на их принудительное исполнение выданы исполнительные листы.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).
С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.
Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания.
Поскольку в отношении сумм недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 г.г. налоговым органом соблюдена процедура взыскания, имеются судебные акты определяющие размер такой задолженности, суд полагает необходимым взыскать в пользу инспекции недоимку по пени по транспортному налогу за указанные налоговые периоды.
Поскольку доказательств соблюдения установленных законом процедуры и сроков взыскания недоимки по транспортному налогу за 2015 г., земельному налогу, а равно как и судебного акта, подтверждающего установление суммы недоимки в отношении данных платежей налоговым органом суду не представлено, в удовлетворении требований о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 г., земельному налогу, суд полагает необходимым отказать.
Как установлено судом, судебным приказом № 2а-296/2020 мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 28 января 2020 г., было решено взыскать с Лесникова С.Н. пени на недоимку по транспортному налогу в размере 22 877,96 руб., пени на недоимку по земельному налогу в размере 322,35 руб. 19 марта 2020 г. определением мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебный приказ был отменен.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
С настоящим иском ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд 03 сентября 2020 г., в связи с чем, суд считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании представитель административного ответчика, не признавая заявленных требований, с учетом представленного письменного отзыва, поясняла суду, что указанные обязательства подлежали реализации налоговым органом в ходе проводимой в отношении Лесникова С.Н. процедуры банкротства. Заявленные налоговые платежи, входят в состав текущих, ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа была вправе получить их при обращении к конкурсному управляющему в процедуре банкротства, однако данным правом не воспользовалась. В случае удовлетворения требований в части взыскания сумм пени просила снизить их размер с учетом положений ст. 333 ГК РФ.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Воронежской области от 04 февраля 2016 г. по делу № А14-9157/2014, Лесников С.Н. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества.
Определением арбитражного суда от 04 апреля 2018 г. процедура реализации имущества завершена, должник освобожден от дальнейшего исполнения имевшихся на дату обращения в суд с заявлением о банкротстве должника требований кредиторов.
Как видно из представленных документов, обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением было 27 августа 2014 г., то есть до момента возникновения обязанности по уплате спорной пени. В связи с чем, от бремени несения расходов в этой части должник по результатам проведенных процедур в деле о банкротстве освобожден не был.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 5 указанного закона).
Кроме того, на момент наступления срока исполнения обязательств по оплате пени, а также периода её начисления, процедура банкротства была завершена. В связи с чем, суд полагает ссылку стороны ответчика на положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» необоснованной.
Оснований применения к спорным правоотношениями положений ст. 333 ГК РФ, в части снижения суммы пени, суд не усматривает, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В этой связи, применительно к обстоятельствам настоящего дела, положения ст. 333 ГК РФ не применимы, поскольку взыскиваются пени за несвоевременную уплату обязательных (фискальных) платежей.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Лесникова Сергея Николаевича (<данные изъяты> 5) в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа пени по транспортному налогу в размере 6 898 руб. 42 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, - отказать.
Взыскать с Лесникова Сергея Николаевича (<данные изъяты>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 27 ноября 2020 года.