Дело № 5-36/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Саранск 29 января 2018 года
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Баляева Л. Р.,
при секретаре судебного заседания Киселевой И. В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Махаева М. В.,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Махаева М. В. – Наумова С.Г.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении
Махаева М. В. <данные изъяты>
возбужденное по части 6.1 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
28 января 2018 года старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по го Саранск ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, согласно которому Махаев М.В. 28 января 2018 года в период с 14 часов 00 минут до 14 часов 35 минут принял активное участие в несанкционированном Администрацией го Саранск публичном мероприятии – шествии – по маршруту по тротуару улицы Коммунистической на участке от улицы Большевистская до улицы Пролетарская го Саранск Республики Мордовия, повлекшее создание помех движению пешеходов.
В судебном заседании Махаев М.В. факт совершения им административного правонарушения не признал, пояснив суду, что принимал участие в шествии 28.01.2018 года на законных основаниях, не создавал помех движению пешеходов по маршруту движения, он привлечен к административной ответственности в связи со своими политическими взглядами, объяснения свидетелей по делу сфабрикованы, доказательств его вины нет.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Махаева М.В. – Наумов С.Г., будучи допущенным к участию в деле в качестве представителя, в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ), который предусматривает ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 19.12.2012 № 87-З «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия», уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в соответствии с Федеральным законом не требуется) подается:
при проведении публичного мероприятия на территории городского (сельского) поселения с количеством участников до одной тысячи человек - в администрацию городского (сельского) поселения, свыше одной тысячи человек - в администрацию муниципального района;
при проведении публичного мероприятия на территории двух или более поселений, входящих в состав муниципального района, - в администрацию муниципального района;
при проведении публичного мероприятия на территории городского округа - в администрацию городского округа.
В соответствии с частью 6.1 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении №431187 от 28 января 2018 года, составленном старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по го Саранск ФИО4, Махаев М.В. 28 января 2018 года в период с 14 часов 00 минут до 14 часов 35 минут принял активное участие в несанкционированном Администрацией го Саранск публичном мероприятии – шествии – по маршруту по тротуару улицы Коммунистической на участке от улицы Большевистская до улицы Пролетарская го Саранск Республики Мордовия, повлекшее создание помех движению пешеходов.
Доводы Махаева М.В. о том, что он принимал участие в шествии 28.01.2018 года на законных основаниях, не создавал помех движению пешеходов по маршруту движения, он привлечен к административной ответственности в связи со своими политическими взглядами, объяснения свидетелей по делу сфабрикованы, доказательств его вины нет, суд считает голословными и несостоятельными по следующим основаниям.
В судебном заседании была просмотрена видеозапись, из которой видно, что по маршруту по тротуару улицы Коммунистической на участке от улицы Большевистская до улицы Пролетарская го Саранск Республики Мордовия 28 января 2018 года в период с 14 часов 00 минут до 14 часов 35 минут группа лиц, в том числе Махаев М.В. приняли активное участие в несанкционированном Администрацией го Саранск публичном мероприятии – шествии, что повлекло создание помех движению пешеходов. Данные обстоятельства также подтверждаются исследованными в судебном заседании объяснениями ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО1
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Махаев М.В. 28 января 2018 года в период с 14 часов 00 минут до 14 часов 35 минут принял активное участие в публичном мероприятии – шествии, без согласования в установленном законом порядке с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, что повлекло создание помех движению пешеходов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в действиях Махаева М.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации.
При этом, суд исходит из системного толкования норм права, согласно которым право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой.
Права на свободу мысли, слова, мнений и убеждений, выражаемое через право на свободу собираться мирно, без оружия, реализуется, как правило, в форме того или иного публичного мероприятия, то есть коллективно. Будучи элементами конституционно-правового статуса личности, эти права не идентичны по своим содержательным характеристикам, которыми обусловливается возможность возникновения конфликтных ситуаций при проведении таких мероприятий.
Так, последствия проведения без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления публичного мероприятия, если оно доступно восприятию другими гражданами, сопоставимы с последствиями проведения несогласованного публичного мероприятия общественного характера, поскольку открытая демонстрация убеждений может раздражать или оскорблять тех, кто имеет иные убеждения, а проводимые мероприятия с этой целью в силу своей массовости - помешать нормальной работе транспорта, государственных или общественных организаций. Тем самым при определенных обстоятельствах независимо от намерений их организаторов и участников не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Суд полагает, что указанное публичное мероприятие, которое проводилось не одним человеком, а группой лиц из большого количества человек, что подтверждается материалами административного дела, происходило в форме шествия, то есть массового прохождения граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам, и в связи с этим требовало уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно представленного материала уведомление о проведении публичного мероприятия 28.01.2018 года рассмотрено, в установленном законом порядке, заявителю сообщен порядок проведения публичных мероприятий. Данное решение 26.01.2018 года Ленинским районным судом г. Саранска признано законным.
Порядок и срок давности привлечения Махаева М.В. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Махаев М.В. уведомлен надлежащим образом и им не оспаривается, о чем имеется запись в протоколе по делу об административном правонарушении и подпись Махаева М.В.
Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную опасность, полные данные о личности Махаева М.В., который ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствие смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, прихожу к выводу о необходимости назначения Махаеву М.В. наказания в виде административного штрафа, что будет соответствовать целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1-29.10 КоАП Российской Федерации, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Махаева М. В. <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, который перечислить в УФК по Республике Мордовия (УМВД России по го Саранск), номер расчетного счета 40101810900000010002 в ГРКЦ НБ РМ Банка России в г. Саранске, БИК 048952001, ИНН №, КПП 132601001, код ОКТМО 89701000, КБК 18811690020026000140.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Л.Р. Баляева