Дело № 2-211/2019
УИД - 24RS0012-01-2018-001309-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2019 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре |
Большешаповой А.В., |
с участием помощника прокурора г. Дивногорска |
Васильевой О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Дивногорска в интересах Шмаковой Валентины Григорьевны к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина» о взыскании недоначисленной заработной платы,
Установил:
И.о. прокурора г. Дивногорска в интересах Шмаковой В.Г. обратился в суд с иском к КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум», в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2017 года, а также за период с января по август 2018 года в размере 41 662 рубля 96 копеек.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по заявлению Шмаковой В.Г. о нарушении её социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой г. Дивногорска установлено, что Шмаковой В.Г. осуществляет трудовую деятельность в КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум» с 27 марта 2008 года в должности дежурного по общежитию, в соответствии с трудовым договором № 333 от 26 марта 2007 года.
Согласно трудовому договору, продолжительность рабочей недели Шмаковой В.Г. составляет 40 часов в неделю. Из расчетных листов следует, что в декабре 2017 года, а также в период с января по август 2018 года Шмаковой В.Г. начислялась заработная плата согласно отработанному времени.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, начисление заработной платы Шмаковой В.Г. должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Шмаковой В.Г. не начислены и не выплачены суммы заработной платы: за декабрь 2017 года – 2268 рублей 80 копеек; за январь 2018 года – 5658 рублей 66 копеек; за февраль 2018 года – 4886 рублей 71 копейка; за март 2018 года – 4125 рублей 61 копейка; за апрель 2018 года – 5009 рублей 87 копеек; за май 2018 года – 7544 рубля 25 копеек; за июнь 2018 года – 340 рублей 50 копеек; за июль 2018 года – 4803 рубля 06 копеек; за август 2018 года – 7025 рублей 50 копеек.
Прокурор Васильева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Истец Шмакова В.Г., представитель ответчика КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум», представитель третьего лица – министерства образования Красноярского края, были надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки суду не представили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались. На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17.12.2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37), минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года № 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края", введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакциях ФЗ от 19 декабря 2016, 28 декабря 2016), установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц; с 1 января 2018 года в сумме – 9489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 года в размере – 11 163 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, Шмакова В.Г., в соответствии с трудовым договором № 333 от 26 марта 2007 года, с 27 марта 2007 года осуществляет трудовую деятельность в должности дежурной по общежитию в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина»
Согласно условиям трудового договора, дополнительным соглашением к нему, работнику установлен должностной оклад в размере 1394 рубля 48 копеек, а с 01 января 2018 года в размере 2971 рубль за календарный месяц, исходя из нормы 40 часов в неделю, а также районный коэффициент в размере 30% и северная надбавка в размере до 30% п. 5.1.2 трудового договора.
Учитывая приведенные нормы материального права, размер заработной платы работника, суд пришел к выводу, что ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку, исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июля 2017 года МРОТ в сумме 7 800 рублей в месяц, с 01 января 2018 – 9489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%. С 1 мая 2018 года – 11163 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
С 01 июля 2017 года истец должна была получать заработную плату в месяц в размере не менее 12 480 рублей, с 01 января 2018 года – не менее 15 182 рублей 40 копеек, с 1 мая 2018 года – не менее 17860 рублей 80 копеек.
Вместе с тем, согласно расчетным листкам, истцу была начислена заработная плата в периоды: в декабре 2017 года – 10211 рублей 20 копеек; в январе 2018 года – 9523 рубля 74 копейки; в феврале 2018 года – 10295 рублей 69 копеек; в марте 2018 года – 10292 рубля 88 копеек; в апреле 2018 года – 100172 рубля 53 копейки; в мае 2018 года – 10316 рублей 55 копеек; в июне 2018 года –558 рублей 15 копеек; в июле 2018 года – 7374 рублей 74 копейки; в августе 2018 года – 10835 рублей 30 копеек.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 41 662 рубля 96 копеек из расчета:
- за декабрь 2017 года в размере 2268 рублей 80 копеек (7800 рублей копеек + 2340 рублей + 2340 рублей = 12480 рублей – 10211 рублей 20 копеек (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы));
- за январь 2018 года в размере 5658 рублей 66 копеек (9489 рублей + 2846 рублей 70 копеек + 2846 рублей 70 копеек = 15182 рубля 40 копеек – 9523 рубля 74 копейки (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы, сверхурочных));
- за февраль 2018 года в размере 4886 рублей 71 копейка (9 489 рублей + 2 846 рублей 70 копеек + 2 846 рублей 70 копеек = 15182 рублей 40 копеек – 10295 рублей 69 копеек (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы));
- за март 2018 года в размере 4125 рублей 61 копейка (9 011 рублей 56 копеек (с учетом отработанного времени 151 час) + 2703 рубля 46 копеек + 2703 рубля 46 копеек = 14418 рублей 49 копеек – 10292 рубля 88 копеек (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы, сверхурочных));
- за апрель 2018 года в размере 5009 рублей 87 копеек (9 489 рублей + 2 846 рублей 70 копеек + 2 846 рублей 70 копеек = 15 182 рублей 40 копеек – 10172 рубля 53 копейки (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы, сверхурочных));
- за май 2018 года в размере 7544 рубля 25 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 10316 рублей 55 копеек (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы, сверхурочных, отпускных));
- за июнь 2018 года в размере 340 рублей 50 копеек (561 рубль 66 копеек (с учетом отработанного времени 8 часов) + 168 рублей 49 копеек + 168 рублей 49 копеек = 898 рублей 65 копеек – 558 рублей 15 копеек);
- за июль 2018 года в размере 4803 рубля 06 копеек (7611 рублей 13 копеек (с учетом отработанного времени 120 часов)+ 2283 рубля 34 копейки + 2283 рубля 34 копейки = 12177 рублей 80 копеек – 7374 рубля 74 копейки (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы));
- за август 2018 года в размере 7025 рублей 50 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 10835 рублей 30 копеек (фактически выплаченная з/п за минусом компенсационных выплат за работу в ночные часы, доплаты за несвоевременную выплату)).
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1449 рублей 89 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление и.о. прокурора г. Дивногорска в интересах Шмаковой Валентины Григорьевны к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина» в пользу Шмаковой Валентины Григорьевны недоначисленную заработную плату в размере 41 662 (сорок одна тысяча шестьсот шестьдесят два) рубля 96 копеек.
Взыскать с КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1449 (одна тысяча четыреста сорок девять) рубль 89 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Мальченко А.А.
«СОГЛАСОВАННО»:
Судья: _________________ А.А. Мальченко