Судья: Щербаков А.В. Дело № 33-2445
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Юдиной С.В.,
судей Рогожина Н.А., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Касьяновой В.С.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Филатова С.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) об установлении юридического факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июля 2018 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения представителя Филатова С.Н. – Мельниковой Е.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Филатов С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование иска указывал, что ответчиком было отказано в удовлетворении его заявления о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, ввиду отсутствия регистрации.
Ссылаясь на необоснованность указанного отказа и то, что в период со <дата> по <дата> он фактически проживал, а с <дата> зарегистрирован и постоянно проживает в с. Плещеево Орловского района Орловской области, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, истец просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьей 34 Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее, то есть по достижении им возраста 58 лет (с <дата>).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные мотивам отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что факт проживания на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период со <дата> по <дата> не подтвержден официальной регистрацией по месту жительства в указанный период.
Поскольку период проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией составляет 6 лет 2 месяца 27 дней, то изложенное дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.
На заседание судебной коллегии Филатов С.Н. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявлял, о причинах неявки не сообщил.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1) и другими федеральными законами.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 настоящего Федерального закона, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 названного Закона, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному названным Законом, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с части 3 статьи 7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р, с 1 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, и с 21 октября 2015 г. действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт – с. Плещеево Орловского района Орловской области отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по настоящее время.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что <дата> Филатов С.Н. обратился в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно.
Письмом ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от <дата> № Филатову С.Н. отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом по мотиву отсутствия сведений о его регистрации со <дата> по <дата> по адресу: <адрес>. Наличие регистрации по указанному адресу подтверждается лишь с <дата> по настоящее время, то есть подтвержденный регистрацией период проживания в зоне с льготно-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составляет 6 лет 2 месяца 27 дней, что дает право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Законом РФ от <дата> № на 1 год.
Суд установил, что факт проживания истца на загрязненной территории с июня 2009 по февраль 2012 подтверждается договором купли-продажи от <дата>, согласно которому Филатов С.Н. приобрел земельный участок, площадью 981 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В период с 2006-2007 года истцом осуществлялось строительство жилого дома на указанном участке, проводилась его газификация и электрификация.
Согласно техническому паспорту на жилой дом по состоянию на апрель 2009 года, договору Ф-1 № 2398-000 о техническом обслуживании газопроводов, внутридомового газового оборудования от 26 февраля 2007 г., рабочему проекту на газификацию от 2007 года истец осуществил в 2009 году строительство жилого дома, подвел все необходимые коммуникации, газо- и электроснабжение, фактически проживает в нем с июня 2009 года.
Из материалов дела следует, что согласно справке Орловского Энергосбыта от <дата> № Филатов С.Н. производил оплату за потребление электроэнергии по адресу: <адрес>, с 2009 года.
Из выписки из амбулаторной карты сына истца - Филатова И.С., <дата> года рождения, усматривается, что последний наблюдался с рождения по месту жительства по адресу: <адрес>, в Плещеевской центральной районной больнице <адрес>.
Согласно сведениям, отраженным в домовой книге для регистрации граждан, в <адрес> в <адрес> зарегистрированы Филатов С.Н., Орлова В.А. и их сын Филатов И.С. с <дата>
Факт постоянного проживания истца в данном населенном пункте с 2009 года по настоящее время подтвердили также свидетели Коровушкин А.Н. и Борискина Н.П. в показаниях, данных суду первой инстанции.
Суд обоснованно принял в качестве доказательства показания данных свидетелей, поскольку они последовательны, подробны и согласуются с показаниями истца, а также с иными письменными материалами дела, стороной ответчика не опровергнуты, как и иные доказательства стороны истца.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности и установив, что истец со <дата> по настоящее время постоянно проживает в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и назначении истцу пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на 2 года с <дата>, то есть со дня возникновения права на нее.
Довод жалобы об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период судебная коллегия считает необоснованным по вышеизложенным мотивам и отклоняет как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Щербаков А.В. Дело № 33-2445
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Юдиной С.В.,
судей Рогожина Н.А., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Касьяновой В.С.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Филатова С.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) об установлении юридического факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июля 2018 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения представителя Филатова С.Н. – Мельниковой Е.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Филатов С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование иска указывал, что ответчиком было отказано в удовлетворении его заявления о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, ввиду отсутствия регистрации.
Ссылаясь на необоснованность указанного отказа и то, что в период со <дата> по <дата> он фактически проживал, а с <дата> зарегистрирован и постоянно проживает в с. Плещеево Орловского района Орловской области, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, истец просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьей 34 Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее, то есть по достижении им возраста 58 лет (с <дата>).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные мотивам отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что факт проживания на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период со <дата> по <дата> не подтвержден официальной регистрацией по месту жительства в указанный период.
Поскольку период проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденный регистрацией составляет 6 лет 2 месяца 27 дней, то изложенное дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.
На заседание судебной коллегии Филатов С.Н. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявлял, о причинах неявки не сообщил.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1) и другими федеральными законами.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 настоящего Федерального закона, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 названного Закона, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному названным Законом, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с части 3 статьи 7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р, с 1 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, и с 21 октября 2015 г. действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт – с. Плещеево Орловского района Орловской области отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по настоящее время.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что <дата> Филатов С.Н. обратился в ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно.
Письмом ГУ - УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от <дата> № Филатову С.Н. отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом по мотиву отсутствия сведений о его регистрации со <дата> по <дата> по адресу: <адрес>. Наличие регистрации по указанному адресу подтверждается лишь с <дата> по настоящее время, то есть подтвержденный регистрацией период проживания в зоне с льготно-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составляет 6 лет 2 месяца 27 дней, что дает право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Законом РФ от <дата> № на 1 год.
Суд установил, что факт проживания истца на загрязненной территории с июня 2009 по февраль 2012 подтверждается договором купли-продажи от <дата>, согласно которому Филатов С.Н. приобрел земельный участок, площадью 981 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В период с 2006-2007 года истцом осуществлялось строительство жилого дома на указанном участке, проводилась его газификация и электрификация.
Согласно техническому паспорту на жилой дом по состоянию на апрель 2009 года, договору Ф-1 № 2398-000 о техническом обслуживании газопроводов, внутридомового газового оборудования от 26 февраля 2007 г., рабочему проекту на газификацию от 2007 года истец осуществил в 2009 году строительство жилого дома, подвел все необходимые коммуникации, газо- и электроснабжение, фактически проживает в нем с июня 2009 года.
Из материалов дела следует, что согласно справке Орловского Энергосбыта от <дата> № Филатов С.Н. производил оплату за потребление электроэнергии по адресу: <адрес>, с 2009 года.
Из выписки из амбулаторной карты сына истца - Филатова И.С., <дата> года рождения, усматривается, что последний наблюдался с рождения по месту жительства по адресу: <адрес>, в Плещеевской центральной районной больнице <адрес>.
Согласно сведениям, отраженным в домовой книге для регистрации граждан, в <адрес> в <адрес> зарегистрированы Филатов С.Н., Орлова В.А. и их сын Филатов И.С. с <дата>
Факт постоянного проживания истца в данном населенном пункте с 2009 года по настоящее время подтвердили также свидетели Коровушкин А.Н. и Борискина Н.П. в показаниях, данных суду первой инстанции.
Суд обоснованно принял в качестве доказательства показания данных свидетелей, поскольку они последовательны, подробны и согласуются с показаниями истца, а также с иными письменными материалами дела, стороной ответчика не опровергнуты, как и иные доказательства стороны истца.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности и установив, что истец со <дата> по настоящее время постоянно проживает в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и назначении истцу пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на 2 года с <дата>, то есть со дня возникновения права на нее.
Довод жалобы об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период судебная коллегия считает необоснованным по вышеизложенным мотивам и отклоняет как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 3 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи