Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4675/2011 от 25.08.2011

Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-4675/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Юдина А.В., Машкиной И.М.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании 29 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" на решение Воркутинского городского суда от 12 июля 2011 года, по которому

признано за Голодовой Н.Г. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате услуги за содержание и ремонт жилого помещения в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01 января 2011 года.

С Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» взыскана государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... руб.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Воркуты Республики Коми обратился в суд с иском в интересах Голодовой Н.Г. к Государственному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании за Голодовой Н.Г. и членами ее семьи права на предоставление мер социальной поддержки по оплате услуги за содержание и ремонт жилого помещения в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01 января 2011 года.

В обоснование требований указал, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки, поскольку Голодова Н.Г. как педагогический работник, проживающий и работающий в поселке городского типа, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на всех членов семьи без ограничения социальной нормой в соответствии с федеральным законодательством, объем которых не может быть снижен законодательством субъекта Российской Федерации.

В судебное заседание истец, представитель ответчика не явились.

Представитель ответчика в представленном отзыве на иск указал, что действующим законодательством меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в поселках городского типа по оплате жилищно-коммунальных услуг, в части возмещения расходов на содержание и ремонт жилого помещения предоставляются только на самого работника в пределах социальной нормы без учета членов семьи.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Государственное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" просит решение суда отменить в связи с неправильным определением судом юридически значимых обстоятельств и нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Голодова Н.Г. с 02 апреля 2004 года по настоящее время работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №38», расположенном в пос. Воргашор в должности .... Общий трудовой стаж педагогической деятельности истца, согласно трудовой книжки, составляет более 10 лет.

Голодова Н.Г. зарегистрирована по адресу: .... Вместе с истцом по указанному адресу зарегистрирован супруг Г.В.Н.

С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, Голодова Н.Г. обратилась к ответчику 15 марта 2011 года.

Ответчиком принято решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом из представленных расчетов усматривается, что льгота истцу, как работнику муниципального образовательного учреждения, работающего и проживающего в поселке городского типа, по оплате услуги за содержание и ремонт жилого помещения предоставляется в пределах социальной нормы 18кв.м. на самого работника образовательного учреждения с 01 января 2011 года.

Суд, проанализировав нормы федерального и республиканского законодательства, регулирующие предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, пришел к выводу о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь установлено федеральным законодательством и не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, ни в размере, ни в части возмещения платы за содержание и ремонт, при этом субъектам Российской Федерации не представлено право устанавливать ограничения или уменьшать объем мер социальной поддержки указанной категории граждан.

Данный вывод суда первой инстанции основан на нормах материального права.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Однако эта норма не предполагает отмену или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 года № 3266-1 "Об образовании", а предусматривает, что реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение, как для нанимателя жилого помещения, так и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание и ремонт жилья.

Кроме того, федеральное законодательство не ограничивает педагогических работников и на освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилья пределами установленной социальной нормой жилой площади, а также в части предоставления льгот только специалисту без учета совместно проживающих с ним членов семьи.

Следовательно, педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на 100-процентное освобождение от оплаты за пользование жилым помещением, включающее в себя оплату за содержание и ремонт жилого помещения без каких-либо ограничений.

Однако пунктом 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) установлено, что педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда. Согласно нормам данного Закона истцу предоставляются меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что установление субъектом Российской Федерации ограниченных пределов возмещения расходов по оплате жилья педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права указанных граждан, установленного федеральным законодательством и признано за истцом право на меры социальной поддержки как педагогического работника, проживающего и работающего в поселке городского типа, включая компенсацию расходов по оплате услуги по содержанию и ремонту жилья в размере 100% без ограничения социальной нормой на самого работника образования.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Постановленное по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.

Оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4675/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор в инт. Голодовой Н.Г.
Ответчики
ГУ РК ЦЗН
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Машкина И.М.
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
29.08.2011Судебное заседание
09.09.2011Передано в экспедицию
09.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее