Решение по делу № 33а-2949/2019 от 15.02.2019

Судья Иванов М.Г. дело № 33а-2949/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 апреля 2019 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Кучеренко Н.В.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Никитенко Ильи Владимировича к государственному жилищному инспектору Республики Крым – заведующему отделом лицензирования и лицензионного контроля Галанову Николаю Николаевичу, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым о признании незаконным предписания и его отмене, по апелляционной жалобе Инспекции по жилищному надзору Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 29 октября 2018 г., которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Никитенко И.В. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить предписание от 4 октября 2018 г. №680, вынесенное государственным жилищным инспектором Республики Крым – заведующим отделом лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Галановым Н.Н., мотивируя тем, что 4 октября 2018 г. государственным инспектором Галановым Н.Н. осуществлена внеплановая выездная проверка в отношении физического лица - Никитенко И.В.. По результатам проверки составлен акт от 4 октября 2018 г. №1081 и выдано предписание от 4 октября 2018 г. № 680, согласно которого Никитенко И.В. обязан в срок до 15 октября 2018 г. осуществить работы по восстановлению общего имущества собственников жилых домов в соответствии с проектом строительства многоквартирного жилого <адрес>, в связи с нарушением при производстве работ требований ст.ст. 25, 26, 36, п.2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ, п. 3.5.8, п. 4.1.15, п 4.2.4.9 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170. С указанным предписанием истец не согласен, считает его незаконным, поскольку за ним зарегистрировано право собственности на нежилые помещения в цокольном этаже многоквартирного дома и он обратился в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о согласовании переустройства помещения.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 29 октября 2018 г. административное исковое заявление Никитенко Ильи Владимировича удовлетворено. Признано незаконным предписание от 4 октября 2018 г. №680, вынесенное государственным жилищным инспектором Республики Крым - заведующим отделом лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Галановым Николаем Николаевичем. Отменено предписание от 4 октября 2018 г. №680, вынесенное государственным жилищным инспектором Республики Крым - заведующим отделом лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Галановым Николаем Николаевичем.

Не согласившись с указанным решением, Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывают, что в нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации административным истцом согласие собственников помещений многоквартирного дома не получено не было. Полагают, что нарушения, выявленные в результате проверки, существенно нарушают права собственников помещений в многоквартирном <адрес> на благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

В судебном заседании представитель Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Герман Е.П. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Представитель Никитенко И.В. – Майер Г.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Никитенко И.В., государственный жилищный инспектор Республики Крым – заведующий отделом лицензирования и лицензионного контроля Галанов Н.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как усматривается из материалов дела, Никитенко И.В. принадлежат на праве собственности нежилое помещение, общей площадью 101,9 кв., с кадастровым номером 90:23:010131:170 и нежилое помещение, общей площадью 43,7 кв.м, с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>.

На основании обращения собственников помещений, проживающих по адресу: <адрес>, Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым 3 октября 2018 г. издан приказ №1240 о проведении внеплановой проверки 4 октября 2018 г. в отношении собственника нежилых помещений цокольного этажа, расположенных по адресу: <адрес>. Предметом проверки, является соблюдение физическим лицом правил пользования нежилыми помещения цокольного этажа.

Согласно акту проверки от 4 октября 2018 г. №1081, в ходе проверки установлено, что собственник помещений Никитенко И.В. производит обустройство на месте оконного проема дверной проем, расположенный в фасадной (внешней) стене многоквартирного дома (уменьшение общего имущества). Около помещений №18 и 19 на придомовой территории непосредственно около дома вырыт котлован и обустроен вход в помещение (приямок) с углублением на 1,2 метра размером 5*5 кв.м. Оголена часть фасадной стены и фундамента дома. Приямок забетонирован. На момент проверки проводятся работы по обустройству навеса-козырька, который крепится к фасадной стене дома. Произведено устройство на месте оконного проема дверной проем в помещении №17 и в помещении №9. Около помещений №9,10,17 обустроен приямок с углублением в земле на 1,2 м, размером 1,5*2 кв.м, приямок забетонирован, обустроен металлический навес, вмонтированный в наружную стену дома размером 3 метра на 12 метров. Протокол общего собрания собственников на уменьшение общего имущества и реконструкцию многоквартирного дома отсутствует.

4 октября 2018 г., государственным жилищным инспектором Республики Крым Галановым Н.Н. Никитенко И.В. выдано предписание №680, согласно которому предписано привести в соответствие с проектом строительства многоквартирного <адрес> оконных проемов и фасадной стены в местах обустройства и оборудования дверных проемов. Демонтировать смонтированную конструкцию из металла – козырек-навес обустроенный около помещений 18 и 19. Привести участок земли придомовой территории многоквартирного <адрес> около помещений №9,10,17,18,19 в соответствие с проектом строительства многоквартирного дома и восстановить уровень земли у фасада и фундамента дома до нормативного, восстановить отмостку фундамента многоквартирного дома.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание от 4 октября 2018 г. №680, вынесенное государственным жилищным инспектором Республики Крым - заведующим отделом лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Галановым Николаем Николаевичем принято в отношении Никитенко И.В. незаконно, поскольку при выполнении действий по перепланировке нежилых помещений он руководствовался постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 7 марта 2018 г. №256.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 173 утверждено Положение об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.

В силу пункта 1 Положения № 173 Инспекция по жилищному надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 173 государственный жилищный надзор на территории Республики Крым осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных действующим законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Приказом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 15 января 2015 г. № 5 утвержден Административный регламент исполнения Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым государственной функции по осуществлению регионального жилищного надзора на территории Республики Крым.

Согласно пункту 5 Административного регламента №5 предметом регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Крым являются общественные отношения, установленные жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и энергетической эффективности, на регулирование и обеспечение законности которых направлена деятельность органов государственного жилищного надзора.

В силу пункта 6 Административного регламента №5 Обязательными требованиями, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственной функции, являются в том числе требования к: содержанию общего имущества в многоквартирном доме; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 7.4 Административного регламента предусмотрено, что должностные лица Инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в пределах своей компетенции при исполнении государственной функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Фасад многоквартирного дома, как ограждающая несущая конструкция, обслуживающая более одного помещения в доме, в силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 ЖК РФ относится к общей долевой собственности собственников многоквартирного дома.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты также входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении него, что предусмотрено статьями 246 (пунктом 1) и 247 (пунктом 1) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома отнесено в силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Видоизменение облика фасада многоквартирного дома путем обустройства козырька, вмонтированного в фасад дома, закладки входа в цокольное помещение, а также демонтаж подоконного участка стены фасада с целью организации входа с улицы полностью подпадают под понятие реконструкции, так как включают в себя изменение параметров объекта капитального строительства, зафиксированных в техническом паспорте на жилой дом, путем вмешательства в несущие ограждающие строительные конструкции.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Доказательства соблюдения приведенных выше требований закона при выполнении строительных работ административным истцом не представлены.

Проект на переустройство и перепланировку нежилого помещения в рассматриваемом случае не может быть принят в качестве достаточного доказательства, подтверждающего правомерность действий истца, так как работы, выполняемые ответчиком, затрагивают не только внутренние помещения, но и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме - фасад здания, земельный участок.

Согласно подпунктам «а, б, е» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, на основании обращений жильцов <адрес> был издан приказ о проведении внеплановой проверки.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований законодательства Российской Федерации в адрес Никитенко И.В. выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства.

Таким образом, учитывая приведенные выше положения закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое предписание государственного жилищного инспектора Республики Крым выдано в пределах представленных полномочий, в соответствии с требованиями предусмотренными действующим законодательством, в соответствии с Положением об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, а также положениями исполнения Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым государственной функции по осуществлению регионального жилищного надзора на территории Республики Крым, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его незаконным.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для признания незаконным и отмены предписания от 4 октября 2018 г. №680, вынесенного государственным жилищным инспектором Республики Крым - заведующим отделом лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Галановым Николаем Николаевичем.

В связи с указанным, и принимая во внимание отсутствие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, установленных статьей 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда не может быть признано законным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

При таких обстоятельствах, решение Судакского городского суда Республики Крым от 29 октября 2018 г. подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Судакского городского суда Республики Крым от 29 октября 2018 г., - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Никитенко Ильи Владимировича к государственному жилищному инспектору Республики Крым – заведующему отделом лицензирования и лицензионного контроля Галанову Николаю Николаевичу, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым о признании незаконным предписания и его отмене отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Н.В. Кучеренко

33а-2949/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитенко Илья Владимирович
Ответчики
Государственный жилищный инспектор РК - зав. отделом лицензирования контроля Галанов Н.Н
Инспекция по Жилищному надзору РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
09.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее