Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 апреля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Васильевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-24/2019 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Петинову Ю.О. о взыскании недоимки по налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Петинову Ю.О. о взыскании задолженности по налогу и пени, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 84 698 руб.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование не было исполнено.
В последующем истец исковые требования изменил, просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год по требованию № 9112 от 14.02.2018 года в размере 16 343,93 руб., перерасчет налога произведен в связи исключением из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, определенного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033, объекта налогообложения: иное строение, помещения, сооружения, расположенное по адресу: г. Тольятти, <адрес> кадастровый номер №, а также в связи с уплатой налогоплательщиком в счет налога ни имущество денежных средств в размере 1 453,07 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Петинов Ю.О. в судебном заседании обязанность по уплате налога на имущество не оспорил, пояснив, что кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № составляет 11 246 742,77 руб., расчет истцом произведен неверно, исходя из кадастровой стоимости 13 395 742 руб.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, суд считает измененные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 403 НК РФ Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с законом Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 года «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», в соответствии с ФЗ от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» единой датой начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установлено 01 января 2015 года.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Петинова Юрия Олеговича было направлено налоговое уведомление № 81148634 от 10.11.2017 года о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен налог на имущество за 2016 года в общем размере 84 698 руб., из них: объект с кадастровым номером № по адресу: г. Тольятти, <адрес> – 1 203 руб., объект с кадастровым номером № по адресу: г. Тольятти, <адрес> – 398 руб., объект с кадастровым номером № по адресу: г. Тольятти, <адрес> руб., объект с кадастровым номером № по адресу: г. Тольятти, <адрес> – 80 374 руб., объект с кадастровым номером № по адресу: г. Тольятти, <адрес> 135 руб. Установлен срок оплаты до 18.01.2018 года.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанного уведомления стороной ответчика оспорен не был.
В связи с неуплатой в полном размере в установленный срок налога в адрес Петинова Ю.О. было направлено требование об уплате налога на имущество за 2016 год в размере 84 698 руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 10.04.2018 года, что подтверждается требованием № 9112 по состоянию на 14.02.2018 года.
Указанное требование также содержит обязанность по уплате пени за нарушение сроков уплаты налога на имущество в размере 525,05 руб.
Факт направления данного уведомления ответчику подтверждается списком корреспонденции со штампом Почты России об отправке 21.02.2018 года.
Данное требование было оставлено без исполнения, в связи с чем, налоговая инспекция 13.06.2018 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных налоговых платежей и пени.
15.06.2018 года мировым судьей судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 21.06.2018 года был отменен на основании заявления Петинова Ю.О.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск подан в суд 21.08.2018 года.
Таким образом, административным истцом сроки, предусмотренные ст.ст. 48 НК РФ и 286 КАС РФ, при обращении в суд общей юрисдикции нарушены не были.
В рамках данного административного дела административным истцом заявлено, что в связи с вынесением Министерством имущественных отношений Самарской области приказа № 151 от 13.02.2019 года, которым из перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, определенного приказом министерства от 30.11.2015 года № 3033, исключен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Белорусская, 6, принадлежащий Петинову Ю.О. и в отношении которого налоговым уведомлением № 81148634 от 10.11.2017 года рассчитан налог на имущество, налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество за 2016 год в отношении данного объекта и размер данного налога (80 374 руб.) был уменьшен на 66 901 руб. и составляет 13 473 руб.
Кроме того, налогоплательщиком Петиновым Ю.О. произведена частичная оплата налога, начисленного по требования № 9112 от 14.02.2018 года, поступили денежные средства в общем размере 1 453,07 руб.
Всего размер налога на имущество за 2016 года после перерасчета составляет 16 343,93 руб. (84 698 руб. по требованию № 9112 – 66 901 руб. перерасчет – 1 453,07 руб. внесенные в счет уплаты налога платежи).
Административный ответчик в судебном заседании перерасчет налога в отношении объекта с кадастровым номером № считает обоснованным, однако указал, что кадастровая стоимость данного объекта составляет 11 246 742,77 руб., а не 13 395 742 руб., с учетом которого произведен расчет налога.
Действительно, как установлено судом, письмом от 08.10.2018 года Управление Росреестра по Самарской области сообщило Петинову Ю.О., что в рамках проведения проверки по заявлению налогоплательщика в ЕГРН внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, указанная стоимость определена в размере 11 246 742,77 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Между тем, в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ в редакции настоящего ФЗ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01 января 2019 года.
В письме Минфина России от 20.12.2018 N 03-05-06-02/93171 о применении кадастровой стоимости в связи с ее изменением по решениям комиссии (суда), принятым после 01.01.2019, в целях исчисления и уплаты земельного налога и налога на имущество физлиц, также разъяснено, что изменения, предусмотренные Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступят в силу с 1 января 2019 года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Принятым Самарским областным судом 06 марта 2019 года решением в удовлетворении требований Петинова Ю.О. об изменении в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № с 11 246 742,77 руб. на данные об инвентаризационной стоимости этого объекта на 2013 год было отказано.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 10.01.2019 года, вступившим в законную силу, Петинову Ю.О. отказано в признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области о постановке на кадастровый учет спорного объекта недвижимости.
Таким образом, административный истец обоснованно расчет налога на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером № производил исходя из кадастровой стоимости в размере 13 395 742 руб.
Административным ответчиком доказательства, опровергающие неуплату им недоимки по налогу на имущество за 2016 налоговый период, предоставлены не были, судом данные доказательства не были добыты.
Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество с физических лиц за 2016 год по требованию № 9112 от 14.02.2018 года в размере 16 343,93 руб.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 653,76 руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Петинова Юрия Олеговича в пользу государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год по требованию № 9112 от 14.02.2018 года в размере 16 343 рубля 93 копейки.
Взыскать с Петинова Юрия Олеговича в доход государства государственную пошлину в размере 653 рубля 76 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2019 года.
Председательствующий: