дело № 2-332/2019
10RS0008-01-2019-000502-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2019 г. г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Шемякиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородиной Елены Сергеевны к Администрации Шуньгского сельского поселения о включении жилого дома и земельного участка в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Бородина Е.С. обратилась с указанным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мама ФИО2, после смерти которой открывшееся наследство в виде земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, кад.№ было фактически принято супругом наследодателя и отцом истца ФИО3. ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти открылось наследство состоящее из указанного земельного участка, расположенного на нем жилого дома с мансардой 1993 года постройки, а также земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного также в <адрес>, кад.№. Истец является единственным наследником указанного имущества первой очереди по закону, иных наследников нет. В установленный срок истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако оформлению наследственных прав препятствует отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности наследодателя ФИО3 на указанное имущество. Истец просит суд включить в состав наследства после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу <адрес> к.н. №; земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, к.н. №; одноэтажный деревянный жилой дом с мансардой 1993 года постройки, расположенный по адресу <адрес>, признать за истцом в порядке наследования по закону после смерти ФИО3 право собственности на указанные объекты.
В судебном заседании истец Бородина Е.С. исковые требования по изложенным основаниям поддержала. Дополнила, что документы на жилой дом отсутствуют. Строительство дома в <адрес> на выделенном матери истца ФИО2 земельном участке началось в 1992 году, в 1993 году дом уже был возведен. Дом из бруса, обшит сайдингом, подключен к сетям электроснабжения. При жизни ФИО2 ежегодно страховала дом. После смерти ФИО2 в доме по день своей смерти постоянно проживал ФИО3 После смерти ФИО3 домом и земельными участками пользуется истец. Споры в отношении данного имущества отсутствуют. Наследственное дело к имуществу ФИО2 не заводилось, фактически в наследство вступил ФИО3
Представитель ответчика Администрации Шуньгского сельского поселения не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве против иска не возражает.
Третье лицо нотариус Медвежьегорского нотариального округа Шукалович А.В. не явилась, извещена.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно статьям 1113 и 1114 ГК РФ, наследство открывается смертью гражданина, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст.ст.1152-1154 ГК РФ, принятое в шестимесячный срок наследство признается принадлежащим наследнику независимо от регистрации этого права. Признается, что наследник принял наследство, пока не доказано иное, если совершил действия, свидетельствующие о фактическом его принятии: вступил во владение наследственным имуществом, в т.ч. принял меры по его сохранению, произвел за свой счет расходы на его содержание.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты права является признание этого права.
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. К его имуществу нотариусом Медвежьегорского нотариального округа Шукалович А.В открыто наследственное дело № по заявлению дочери наследодателя Бородиной Е.С. (добрачная фамилия Собакина), обратившейся с заявлением о принятии наследства 04.07.2018. Согласно наследственному делу иные лица за принятием наследства не обращались. 04.07.2018 Бородиной Е.С. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО3 на денежные средства, маломерное судно, два автомобиля.
Согласно справке Администрации Шуньгского сельского поселения от 28.03.2018 на день своей смерти ФИО3 был зарегистрирован и проживал по адресу <адрес>. По данному адресу с ним на день его смерти никто не был зарегистрирован и не проживал.
Согласно свидетельству на право собственности на землю серия №, выданному Медвежьегорским райкомземом ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 0,15 га, предназначенный для ведения индивидуального садоводства, расположенный по адресу <адрес>. Указанный земельный участок был предоставлен наследодателю на основании Постановления Шуньгского территориального управления от 14.04.1997 № 9. Согласно кадастровой выписке, земельный участок является ранее учтенным, 22.05.1997 ему присвоен кадастровый №, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Материалами дела также подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ супруге ФИО3 – ФИО2 для строительства индивидуальной дачи было согласовано выделение земельного участка, расположенного в д. <адрес> площадью 0,06 га. Постановлением Администрации Медвежьегорского района № 453 от 29.09.1992 утверждено постановление Шуньгской сельской администрации № 7/29 от 14.07.1992 об отводе ФИО2 земельного участка в д. Батова под строительство индивидуальной дачи.
Согласно кадастровой выписке, предоставленный ФИО2 земельный участок поставлен на кадастровый учет, 15.10.1992 ему присвоен кадастровый №.
На указанном земельном участке супругами ФИО3 и ФИО2 был возведен одноэтажный жилой дом с мансардой.
Как следует из акта технического осмотра перед вводом электроустановок в эксплуатацию, составленного Предприятием государственного энергетического надзора 27.07.1995, в <адрес> имеется частный жилой дом на одном уровне, принадлежащий ФИО2, дом подключен к сетям электроснабжения, установлен прибор учета электроэнергии.
Квитанциями и свидетельствами о страховании, выданными Инспекцией государственного страхования Медвежьегорского района Республики Карелия подтверждается, что ФИО2 заключала договоры добровольного страхования в отношении принадлежащего ей на праве частной собственности жилого дома в <адрес> 15.11.1993, 13.11.1994, 13.10.1995, 31.01.1996, 08.01.1997, 29.10.1998.
Собакина Н.М. умерла 04.12.1998.
Согласно справке ММП «Жилищный трест» от 25.05.1999 на день своей смерти ФИО2 была зарегистрирована и постоянно проживала по адресу <адрес>. На день смерти ФИО2 с ней были зарегистрированы и проживали супруг ФИО3 и дочь Бородина Е.С.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 № 9, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых появляется отношение наследника к наследству как собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства.
Из сообщения нотариальной палаты следует, что наследственное дело к имуществу ФИО2 не заводилось.
Из объяснений истца следует, что наследство после смерти ФИО2 фактически было принято ФИО3
Согласно показаниям свидетелей ФИО7, ФИО8 в <адрес> у семьи ФИО10 имеется дача. Дачный жилой дом был построен в начале 90-ых годов и представляет собой одноэтажный с мансардой деревянный жилой дом. После смерти ФИО2 в доме проживал её супруг ФИО3 Он следил за сохранностью дома, обрабатывал земельный участок. После смерти ФИО3 домом пользуется истец Бородина Е.С. Какие-либо споры в отношении данного дома и земельного участка, на котором он расположен отсутствуют.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, с учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что истец является единственным наследником по закону после смерти ФИО3, наследство истцом принято. Вместе с тем, учитывая отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности наследодателя ФИО3 на спорные объекты недвижимости, истец не имеет возможности во внесудебном порядке оформить право наследования на указанные земельные участки и жилой дом. Суд считает установленным, что после смерти ФИО2 её супруг ФИО3 фактически принял наследство в виде земельного участка площадью 600 кв.м и расположенного на нем жилого дома, право на указанные объекты перешло к ФИО3 с момента смерти его супруги ФИО2
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Учитывая, что истец является единственным наследником ФИО3 первой очереди по закону, наследство истцом принято, право собственности наследодателя на имущество документально подтверждено, правопритязания иных лиц на наследственное имущество отсутствуют, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Включить в состав наследства после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу <адрес> к.н. №; земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, к.н. №; одноэтажный деревянный жилой дом с мансардой 1993 года постройки, расположенный по адресу <адрес>
Признать за Бородиной Еленой Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования по закону после смерти её отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, к.н. №; земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, к.н. №; одноэтажный деревянный жилой дом с мансардой 1993 года постройки, расположенный по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 09 июня 2019 года.