Дело 2-415/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Тарасова А.Н.,
при секретаре --3,
с участием:
представителя истца – --1 действующей на основании доверенности от 13.07. 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1 в интересах --2
к
--
О признании пострадавшим и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, и включить в списки граждан в получение мер социальной поддержки на цели капитального ремонт,
УСТАНОВИЛ:
--1 действуя по доверенности в интересах --2 обратилась в суд с иском к администрации -- и просит;
- 1/ признать --2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села --;
- 2\ включить --2 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.
В обосновании исковых требований указала в заявлении следующее.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – сильных ливней, приведших к затоплению дома.
В августе 2013 г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера сильных ливней, на территории Сапроновского сельсовета, принадлежащий истцу дом, расположенный по адресу --, был подтоплен.
В результате подтопления пострадал дом, а именно, из-за обводнения, вымывания основания фундамента, разуплотнения грунта произошла деформация фундамента и конструкций здания, гниение, осадка печи, деформация наружных стен и перегородок, нижние венцы дома сгнили. Имеются замокания стен, что привело к нарушению внутренней отделки здания, перекос оконных дверных проёмов, чердачные перекрытия имеют значительные просадки совместно с просадками несущих стен, балки чердачного перекрытия имеют сильный прогиб, балки и конструкции пола покрыты плесенью, произошло набухание, коробление деревянных конструкций, все элементы здания из-за нахождения в воде впитали большое количество воды. Комиссией дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте.
Принимая во внимание факт порчи принадлежащего истцу имущества, он обратился в -- с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.
Однако, ему было отказано в связи с отсутствием свидетельства о государственной регистрации права на дом на момент обращения.
Истец проживает в данном доме более 20 лет. -- ТОО «Сапроновское» по договору передало данный жилой дом в собственность истцу. Договор заверен печатью и зарегистрирован в --. -- истец получил кадастровый план земельного участка, где указано назначение индивидуальный жилой дом с приусадебным участком. -- истец свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок по адресу --. О том, что необходимо свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом, истец узнал при подаче заявления на компенсацию ущерба, причинённого подтоплением.
Поскольку дом, в котором проживает истец, пострадал в июле-августе 2013 года в результате обильного выпадения осадков, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагаем, что имеем право компенсацию причинённого ущерба.
В подготовительной части судебного заседания уточняя и конкретизируя исковые требований представитель истца просит суд признать его доверителя --2 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в июле- августе 2013 года на территории Сапроновского сельсовета -- и включить в списки граждан для оказания социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилого помещения по адресу; --, подвергнутого в период чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, подтоплению, и обратить постановленное решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика – администрации -- по доверенности --4 в письменном отзыве по существу заявленных требований истца возражал, полагая, об отсутствии оснований для их удовлетворения, по основаниям отсутствия у истца, в период ЧС вещных прав на жилое помещение, расположенное по адресу: --, поскольку истец зарегистрировал свое право на поврежденное домовладение после объявления ЧС на территории --.
Письменный отзыв приобщен к материалам гражданского дела.
Участвующее в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство строительства и архитектуры --, по существу заявленных требований возражений суду не представило, и не возражало о рассмотрении материалов дела без её участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о дате и времени представителя третьего лица – Министерство строительства и архитектуры --.
В судебном заседании представитель истца по доверенности --1 подтвердила обстоятельства указанные в исковом заявлении, она настаивала на удовлетворение исковых требований с учетом их конкретизации, пояснив суду, что его доверитель проживает в указанном доме более 20 лет. В ноябре 1999 года ТОО «Сапроновское» по договору приватизации передало жилой дом в собственность истцу. Договор зарегистрирован в --. В феврале 2004 года истец получил кадастровый план земельного участка зарегистрировал права собственности на земельный участок по адресу --. Полагает о том, что доверитель имеет право быть включенным в списки граждан для оказания ему социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилого помещения по адресу; --.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявленных исковых требований, и возражений, выслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В связи, с чем в создавшейся спорной ситуации, суд принял во внимание Постановление Правительства РФ от -- N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которым, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона "О противодействии терроризму", которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от -- -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от 12.10.2013), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории --.
-- был издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действующий в настоящее время.
-- -- во исполнение пункта 6 указа Президента РФ -- от -- было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
-- от -- -- (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта»- определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее - социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие повреждение жилого помещения - это жилое помещение в отношение, которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенции областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее Порядок).
В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры --.
Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету -- в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- № 923.
Анализ приведенных нормативно правовых актов позволяет суду признать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истца на социальную поддержку, как лица пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории Сапроновского сельсовета --, и включения его в списки для социальной выплаты, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживанием лица в поврежденном в результата ЧС жилье, наличие вещных прав на поврежденное жилье, и отсутствие у лица другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы администрации Сапроновского сельсовета -- с -- на территории Сапроновского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации, действующий и настоящее время.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от -- № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от -- -- различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление.
Переувлажнение почвы в результате ливневых дождевых осадков отнесено к опасным метеорологическим явлениям.
Судом установлено, что -- ТОО «Сапроновское» по договору приватизации передало домовладение по адресу -- в собственность истцу. Согласно пункту 3 указанного договора, гражданин приобретает право собственности (владения, пользования, распоряжения) на квартиру с момента регистрации указанного договора в --ной Администрации. В связи с чем указанный договор был -- зарегистрирован в --. -- истец получил кадастровый план земельного участка, где указано об его индивидуальном жилом доме с приусадебным участком. -- истец получил свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок по адресу --. По мнению суда, Приведенные юридически значимые обстоятельства, позволяют суду признать обстоятельства свидетельствующие о наличии у --2 в период чрезвычайной ситуации 2013 года на территории --, вещных прав владения, пользования и распоряжения домовладением расположенным в --.
Из выводов акта -- обследования жилого помещения от -- года, следует, что межведомственная комиссия провела комиссионное обследование домовладения по адресу; -- пострадавшего в результате наводнения, жилое помещение жилой площадью 38,8 кв. м по адресу -- нуждается в проведении капитального ремонта.
Согласно заключению от 09.07. 2014 года комиссия на основании акта -- от 09.07. 2014 года составленного по результатам обследования, установила факт необходимости капитального ремонта с целью восстановления частично утрачено эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещение жилой по адресу --.
Из материалов технического обследования конструкции жилого дома по -- установлены фактические обстоятельства общего состояния домовладения с ограниченной работоспособностью, и для безопасности эксплуатации объекта необходимо проведение капитального ремонта.
Согласно выписки похозяйственного журнала администрации Сапроновского сельсовета --, паспортным данным, истец --2, с -- зарегистрирован, он постоянно проживает по адресу --, и у его отсутствует иное жилое помещение, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.07. 2014 года.
Установленные юридически значимые обстоятельства позволяют суду считать о наличии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих право --2 как лица пострадавшего в результате ЧС 2013 года на территории Сапроновского сельсовета --, на включение в списки граждан для оказания социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилого дома по адресу; --, подвергнутого подтоплению грунтовыми водами в период ЧС.
Обсудив изложенные в письменном отзыве ответчика обстоятельства отказа истцу о включение его в списки граждан для оказания социальной помощи, за счет бюджетных средств для капитального ремонта жилого дома по адресу; --, суд полагает возможным не согласится с доводами ответчика в части отсутствия у --2 вещных прав на поврежденное в результате ЧС 2013 года домовладение в период объявления ЧС на территории --.
Судом установлены не оспоримые обстоятельства свидетельствующие о том, что -- истец по договору приватизации приобрел в собственность домовладение по адресу --. В силу пункта 3 указанного договора, он зарегистрировал свое право в --ной Администрации. И в последующем обладая правом пользования владения, распоряжения приобретенного домовладения, истец на основании договора о приватизации получил кадастровый план земельного участка к своему индивидуальному жилому дому, свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок по адресу --. Данные обстоятельства позволяют суду признать суждение ответчика о наличие у истца прав на домовладение с июля 2014 года, суду безосновательными.
С учетом установленных обстоятельств, и в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Суд разъяснил сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиямист. 67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, и принимая во внимание, что истцом в соответствии с правилами ст. ст. 56, 57 ГПК РФ были представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательства подтверждающие, что он обладает правом быть признанным пострадавшим лицом в результате ЧС июле- августе 2013 года на территории Сапроновского сельсовета --, и включенным в списки граждан для оказания выплат за счет бюджетных средств социальной помощи для капитального ремонта жилого помещения по адресу --
При таких установленных фактических обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования --1 удовлетворить.
Признать --2 пострадавшим в период чрезвычайной ситуации на территории --, и включить --2 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации 2013 года на территории Сапроновского сельсовета -- имеющего право в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения по адресу; --
Постановленное решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
Судья А.Н. Тарасов.