Дело № 2-845/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Ивановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 10 февраля 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора г.Ухты в интересах Курашова З.И. к администрации МОГО «Ухта» об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор г.Ухты в интересах Курашова З.И. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, не ниже установленной нормы 33 квадратных метра общей площади на условиях договора найма специализированных жилых помещений в пределах территории МОГО «Ухта», в обоснование требований указал, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закреплённого жилья, жилых помещений в собственности не имеет, на основании постановления администрации МОГО «Ухта» <...> года №.... включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не было предоставлено.
В судебном заседании прокурор Коснырева О.Н., истец Курашов З.И. на исковых требованиях настаивали, доводы, изложенные в заявлении, поддержали.
Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» по доверенности Строк Е.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что предоставление истцу жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма на территории МОГО «Ухта» 14 кв.метров, предоставление истцу жилого помещения нарушит права иных лиц, включенных в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях; на доводах отзыва настаивала, дополнила, что истец с заявлением о предоставлении жилого помещения к ответчику не обращался.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из доводов иска, материалов дела и ответчиком по существу не оспаривается, истец, <...> года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей . Жилых помещений за истцом закреплено не было. <...> После окончания военной службы Курашов З.И. продолжил обучение, проживает в съемной квартире по адресу: ...., жилых помещений в собственности не имеет.
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> года №.... истец включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда. До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение, пользование для временного проживания в нем.
На основании ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений); жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части осуществляет ответчик.
Согласно ст.7 указанного Закона Республики Коми жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п.7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 года) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Однако, как указал Конституционный суд Республики Коми в своем постановлении от 11.07.2011 года «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми», предоставление жилого помещения по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми.
В Республике Коми дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года обеспечивались жилой площадью в соответствии с Законом Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" и жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Сохраняет возможность предоставления указанной категории граждан жилого помещения именно такого размера и п.6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1203.
В связи с изложенным, с учетом общеправовой позиции неприменения закона, ухудшающего положение гражданина, жилое помещение общей площадью 33 кв.метров на состав семьи 1 человек должно быть предоставлено истцу, и доводы ответчика о предоставлении истцу жилого помещения в размере 14 кв.метров общей площади не могут быть приняты во внимание как не соответствующие требованиям законодательства.
Также суд не соглашается с доводами ответчика в части необходимости соблюдения очередности включения в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку действующее законодательство не определяет какую – либо очередность предоставления жилых помещений для указанной категории лиц.
Отсутствие письменного запроса, предусмотренного ч.1 ст.7 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на что также ссылается ответчик, не влечет отказа в удовлетворении исковых требований, так как истец выразил волю на предоставление ему жилого помещения путем предъявления иска в суд, оформление надлежащего запроса возможно и при предоставлении ему жилого помещения ответчиком.
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования прокурора г.Ухты в интересах Курашова З.И. удовлетворить.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» предоставить Курашову З.И. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, не ниже установленной нормы 33 квадратных метра общей площади на условиях договора найма специализированных жилых помещений в пределах территории МОГО «Ухта».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 16 февраля 2015 года.
Судья Ухтинского городского суда РК Е.Г.Берникова