Петрозаводский городской суд УИД 10RS0011-01-2021-006534-17
(г. Петрозаводск, ул. Красная, 33) (№ 12-287/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
11 мая 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен И.А. при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев жалобу защитника Администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю. на постановление и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по РК Яхимович Е.В. от 23 марта 2021г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении
Администрации Петрозаводского городского округа, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Постановлением и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Яхимович Е.В. от 23 марта 2021г. № Администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей по тем основаниям, что являясь должником по исполнительному производству №, возбужденному 04.12.2015г. на основании исполнительного листа № от 18.12.2014г., выданного Петрозаводским городским судом на основании решения по делу № 2-10723/2014, вступившего в законную силу 17 февраля 2015 года, Администрация не исполнила требование судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2020 года № об исполнении требований исполнительного листа в срок до 14 декабря 2020 года, об обязании предоставить ААА на состав семьи из трех человек, <данные изъяты>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Петрозаводского городского округа, по степени благоустройства применительно к условиям и в границах г. Петрозаводска, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 45 кв.м., исходя из размера 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Защитник Администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с указанным постановлением не согласилась, обратилась в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку решение суда исполнено в полном объеме, договор социального найма заключен 10.07.2020.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Администрации.
Представитель УФССП России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав доводы жалобы, обозрев материалы исполнительного производства №, материалы гражданских дел №2-10723/2014, 2-104/2021, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 229-ФЗ и ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса, и устанавливает новый срок для исполнения.
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что являясь должником по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного листа №, выданного Петрозаводским городским судом на основании решения по делу № 2-10723/2014, вступившего в законную силу 17 февраля 2015 года, Администрация не исполнила требование судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2020 года № об исполнении требований исполнительного листа в срок до 14 декабря 2020 года, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа: предоставить ААА на состав семьи из трех человек, <данные изъяты>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Петрозаводского городского округа, по степени благоустройства применительно к условиям и в границах г. Петрозаводска, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 45 кв.м., исходя из размера 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из материалов дела, 04 декабря 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Администрации Петрозаводского городского округа и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 декабря 2015 года с Администрации взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.
23 марта 2016 года Администрация на основании постановления начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Балашовой Т.Л. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановлениями должностных лиц УФССП России по Республике Карелия от 31 октября 2016 года, 19 апреля 2017 года, 28 ноября 2017 года, 22 мая 2018 года, 25 сентября 2018 года, 27 февраля 2019 года, 25 октября 2019 года, 30 июля 2020 года Администрация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2020 года установлен новый срок исполнения требований, содержащихся в указанном выше исполнительном документе - до 14 декабря 2020 года.
Постановлением и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Яхимович Е.В. от 23 марта 2021 года № Администрация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Вместе с тем, указанное постановление нельзя признать законным на основании следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу п.6 ч.2 ст.43 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае исполнения судебного акта.
Из материалов дела и исполнительного производства следует, что постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 07.07.2020 ААА предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся в муниципальной собственности на состав семьи 3 человека.
10 июля 2020 года между Администрацией Петрозаводского городского округа и ААА заключен договор социального найма жилого помещения № о предоставлении последнему в бессрочное владение и пользование вышеуказанное жилое помещение.
07.09.2020 ААА, <данные изъяты>, обратился в суд с иском с исковыми требованиями об обязании Администрации Петрозаводского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет выполнить работы по текущему ремонту квартиры по адресу: <адрес> на основании сметы, содержащейся в экспертном заключении ВВВ № от 14.01.2021, по тем основаниям, что при осмотре указанного жилого помещения он обнаружил, что косметический ремонт квартиры не производился, от подписания акта приема-передачи квартиры истец отказался.
Определением судьи от 30.10.2020 к производству суда принято встречное исковое заявление Администрации Петрозаводского городского округа к ААА, <данные изъяты>, о признании договора социального найма жилого помещения от 10.07.2020 № не заключенным.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 февраля 2021 года в удовлетворении первоначального иска ААА, встречного иска Администрации Петрозаводского городского округа, отказано.
Указанным судебным актом установлено, что 10.07.2020 между истцом и Администрацией Петрозаводского городского округа был подписан договор социального найма жилого помещения №. От подписания акта приема-передачи квартиры истец отказался, поскольку при осмотре жилого помещения им установлено, что в нем имеются недостатки, препятствующие пользованию жилым помещением, косметический ремонт квартиры не производился. 10.07.2020, 13.07.2020 ААА обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с требованием принять меры для исполнения условий договора социального найма жилого помещения № и акта приема-передачи жилого помещения путем проведения ремонтных работ и приведение жилого помещения в состояние пригодное для проживания. Администрация Петрозаводского городского округа письмами от 30.07.2020, 05.08.2020 уведомила ААА о невозможности проведения таких действий и о наличии у него права на получение иного жилого помещения, соответствующего предъявляемым к нему требованиям законодательства, оставляя за собой право требовать расторжения договора социального найма в одностороннем порядке.
Согласно заключению № ВВВ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не в полной мере соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (МДС 13-21.2007) «О признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым», а именно не соответствует требованиям пункта 13 – в части недостаточной кратности воздухообмена в помещении ванной (не соответствует п.9.2 СП 54.13330.2016). Жилое помещение соответствует Постановлению Администрации Петрозаводского городского округа от 20.12.2010 №4274 «Об уровне (степени) благоустройства жилых помещений в Петрозаводском городском округе».
Условиями пункта 4 заключенного сторонами договора найма предусмотрено, что наниматель обязан принять от наймодателя по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен косметический ремонт.
Согласно п.5 договора наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Вместе с тем, из текста договора следует, что наниматель обязуется производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемого нанимателем за свой счет относятся следующие работы: побелка, окраска, оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт и замена внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного в наем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов по устранению недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем.
Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об обязании ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет выполнить работы по текущему ремонту квартиры по адресу: <адрес> на основании сметы, содержащейся в экспертном заключении ВВВ № от 14.01.2021, обязании ответчика в течение 10 дней со дня завершения работ по текущему ремонту передать по акту приема – передачи ААА квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, равно как и в случае неисполнения Администрацией Петрозаводского городского округа возложенной на нее обязанности в течение установленного срока, истцу совершить действия по текущему ремонту квартиры по адресу: <адрес> своими силами с последующим возложением на ответчика понесенных расходов в размере 102224 руб., поскольку ни условиями договора, ни действующим законодательством не предусмотрена обязанность наймодателя осуществлять текущий либо косметический ремонт в предоставляемых жилых помещениях по договорам социального найма, равно как и компенсировать гражданам произведенный ими текущий либо косметический ремонт, напротив проведение текущего ремонта жилого помещения является обязанностью нанимателя, учитывая, что к обязанности наймодателя, относится лишь проведение капитального ремонта, перечень работ которого определен в приложении 8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Разрешая встречные исковые требования Администрации Петрозаводского городского округа о признании договора социального найма жилого помещения от 10.07.2020 № незаключенным, суд пришел к следующему.
Действующим законодательством установлено, что объектом договора социального найма жилого помещения является жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть пригодным для проживания граждан.
Согласно заключению № ВВВ жилое помещение соответствует Постановлению Администрации Петрозаводского городского округа от 20.12.2010 №4274 «Об уровне (степени) благоустройства жилых помещений в Петрозаводском городском округе».
Тем самым, существенные условия договора социального найма между сторонами достигнуты, а именно условие о предмете договора является согласованным.
При этом, суд принял во внимание то обстоятельство, что ключи от жилого помещения находятся у истца, в ходе рассмотрения спора по существу ему предлагалось передать ключи наймодателю, рассматривалась возможность предоставления иного жилого помещения отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, но меньшей площадью, сторона истца настаивала на заявленных исковых требованиях.
Не подписание акта приема-передачи жилого помещения со стороны нанимателя, при наличии подписанного между сторонами договора социального найма жилого помещения, не может являться основанием для удовлетворения встречных исковых требований Администрации Петрозаводского городского округа о признании договора социального найма жилого помещения незаключенным.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по РК от 05 апреля 2021 года исполнительное производство окончено в связи с выполнением в полном объеме требований исполнительного документа посредством заключения указанного договора социального найма жилого помещения № от 10.07.2020.
На основании изложенного, поскольку взыскателю предоставлено жилое помещение на основании решения суда в установленный в требовании судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2020 года № срок (до 14.12.2020), бездействие должника отсутствует, в действиях Администрации Петрозаводского городского округа отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, постановление и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Яхимович Е.В. от 23 марта 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по РК Яхимович Е.В. от 23 марта 2021г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен