Дело № 2-461/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием истца Федорова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Федорова А.В. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по гор. Костомукше, Министерству внутренних дел по Республике Карелия, Министерству внутренних дел Российской Федерации о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с настоящим иском к Отделению МВД России по гор. Костомукше о компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что в период времени с 10 по 19 мая 2019 года он содержался в ИВС Отделения МВД России по г. Костомукше. В указанный период времени ответчик выдал Федорову А.В. постельное белье, смена которого не производилась в течение 10 суток при норме замены один раз в семь дней. Решением Костомукшского городского суда РК от 23 августа 2019 года действия должностных лиц ИВС Отделения МВД России по гор. Костомукше в данной части признаны незаконными. Своими действиями ответчик причинил Федорову А.В. нравственные страдания, длительное время истец ночами не мог нормально спать, осознавая, что лежит на грязном постельном белье, что причиняло ему моральный вред. С учетом вины ответчика, установленной решением Костомукшского городского суда РК от 23 августа 2019 года, характера и объема нравственных страданий, истец просит взыскать с Отделения МВД России по гор. Костомукше компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей.
Определением суда от 24 июля 2020 года в соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Карелия.
В судебном заседании истец Федоров А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что решением Костомукшского городского суда РК от 23 августа 2019 года действия должностных лиц ИВС Отделения МВД России в гор. Костомукше были признаны незаконными в части нарушения правил содержания лиц из числа спецконтенгента в ИВС. Кроме периода нахождения истца в ИВС с 10 по 19 мая 2019 года, истцу также причинялись нравственные страдания в связи с допущенными ответчиком нарушениями в иные периоды, указанные в решении суда от 23 августа 2019 года. Просил суд иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик - Отделение МВД России по гор. Костомукше в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено. В представленных возражениях Отделение МВД России по гор. Костомукше с исковыми требованиями не согласилось, ссылаясь на то обстоятельство, что истцом не представлены доказательства причинения ему нравственных или физических страданий. Кроме того, считает заявленный Федоровым А.В. к взысканию моральный вред в сумме 300000 рублей завышенным и не соответствующим последствиям нарушенного права истца. Просил суд в удовлетворении иска отказать.
Ответчик - Министерство внутренних дел по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено. В представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, указав, что истцом не представлены доказательства причинения ему нравственных и физических страданий.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
С учетом мнения истца, руководствуясь ст.ст. 6.1, 154, 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела № 2а-581/2019, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам гражданина относится жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Федоров А.В. в период времени с 10 по 19 мая 2019 года и с 28 июня по 10 июля 2019 года содержался в камерах ИВС Отделения МВД России по гор. Костомукше.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу положений приведенных выше норм права условиями, порождающими обязательства по возмещению морального вреда, являются незаконность действий (бездействий), посягательство данными действиями на личные неимущественные права потерпевшего, наличие вреда и доказанность его размера, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда).
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
При этом суд учитывает, что истцы по требованию о компенсации морального вреда не освобождены от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для дела, и в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязаны представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г. № 47-0-0, в котором указано, что установленный действующим законодательством механизм защиты личных неимущественных прав предоставляет гражданам возможность самостоятельно выбирать адекватные способы судебной защиты, не освобождает их от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и обоснования размера денежной компенсации.
06 августа 2019 года Федоров А.В. обратился в Костомукшский городской суд РК с административным исковым заявлением об оспаривании действий административного ответчика в части несоблюдения условий содержания в ИВС Отделения МВД России по гор. Костомукше в указанные выше периоды.
Решением Костомукшского городского суда РК от 23 августа 2019 года административный иск Федорова А.В. удовлетворен частично, действия Отделения МВД России по гор. Костомукше признаны незаконными в части неосуществления еженедельной смены постельного белья в ИВС Отделения МВД России по гор. Костомукше; возложена обязанность устранить нарушение в указанной части.
Апелляционным определением Верховного суда РК от 21 февраля 2020 года решение Костомукшского городского суда РК от 23 августа 2019 года оставлено без изменения и вступило в законную силу 23 августа 2019 года.
При таких обстоятельствах и учитывая положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что пребывание Федорова А.В. в ИВС Отделения МВД России по гор. Костомукше в период времени с 10 по 19 мая 2019 года и с 28 июня по 10 июля 2019 года в условиях, не соответствующих требованиям закона и иных нормативно-правовых актов, нарушило его права и причинило ему моральные страдания.
Довод представителя ответчика Отделения МВД России по гор. Костомукше о недоказанности причинения истцу нравственных страданий вследствие содержания в ИВС Отделения МВД России по гор. Костомукше в условиях, не соответствующих требованиям Федерального закона № 103-ФЗ, противоречит фактическим обстоятельствам делам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушение прав Федорова А.В. в периоды с 10 по 19 мая 2019 года и с 28 июня по 10 июля 2019 года являются установленными и доказыванию не подлежат, а его требования о компенсации морального вреда - подлежащими удовлетворению, поскольку физические и нравственные страдания истца в указанные периоды связаны с его пребыванием в ИВС Отделения МВД России по гор. Костомукше в условиях, не соответствующих требованиям Федерального закона № 103-ФЗ.
Определяя размер компенсации морального вреда, с учетом требований разумности и справедливости, позволяющих максимально возместить причиненный моральный вред истцу, фактических обстоятельств дела и объема нарушенных прав истца, суд считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
Моральный вред подлежит взысканию с Министерства внутренних дел Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
На этом же основании исковые требования истца к Отделению МВД России по гор. Костомукше, Министерству внутренних дел по РК о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Федорова А.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Федорова А.В. компенсацию морального вреда в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
В иске к Отделению Министерства внутренних дел России по гор. Костомукше, Министерству внутренних дел по Республике Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2020 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 22 сентября 2020 года.