№ 2-2310/2023
63RS0038-01-2023-000865-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.03.2023 г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Мучкаевой Н.П.,
при помощнике судьи Солоимовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2310/2023 по иску заместителя прокурора Советского района г. Самары в интересах Российской Федерации к Старцевой А.Ю. о взыскании денежных средств, полученных преступным путем,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Самары обратился в суд с исковым заявлением, указав, что приговором Советского районного суда г. Самары от 29.12.2022 г. Старцева А.Ю. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ. Указанным приговором установлено, что в нарушение требований п. 1 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-Ф3 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» посредством внесения заведомо ложных сведений в бланки уведомлений о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания на территории Российской Федерации Старцева А.Ю. является принимающей стороной и незаконно поставила на миграционный учет иностранных граждан. Таким образом, Старцева А.Ю. незаконно зарегистрировала по месту пребывания иностранных граждан, получив преступный доход в размере 158 000 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы действующего законодательства, прокурор просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 158 000 руб., полученные преступным путем.
Представитель истца – Мосталыгина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Старцева А.Ю. признала иск, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОРВР УВМ ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-Ф3 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 109-Ф3 миграционный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Миграционный учет включает в себя: регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом; ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 7 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона № 109-Ф3 постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин: по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Контроль за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 12 Федерального закона № 109-Ф3).
Судом установлено, что приговором Советского районного суда г. Самары от 29.12.2022 г. Старцева А.Ю. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ.
В ходе расследования уголовного дела установлено, что Старцева А.Ю. в период времени с 13.04.2021 г. по 09.09.2021 г. совершила организацию незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан Республики Кыргызстан: <данные изъяты> путем оказания им незаконных услуг по внесению за денежное вознаграждение подложных, недостоверных сведений в официальные документы, предоставленные в отдел по вопросам трудовой миграции отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции (далее ОРВР УВМ) ГУ МВД России по Самарской области, расположенный по адресу: <адрес> «А», предоставляющие им право на временное пребывание в РФ в порядке, не требующем получение визы, то есть в течение 90 суток с даты пересечения Государственной границы РФ в пункте пропуска при въезде в РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-Ф3 «O правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу положений ст. 5 указанного Федерального закона № 115-Ф3 срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев. предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае. если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со ст. 133 Закона № 2115-Ф3, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 115-Ф3.
В случае, если срок действия, имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен, либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-Ф3 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу п.п. 1, 7 и 22 ст. 13.3 указанного Федерального закона № 115-Ф3 работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В течении двух месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность у лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 13.3 Закона № 115-Ф3, обязан представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае непредставления в соответствии с п. 7 ст. 13.3 Закона № 115-Ф3 копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг).
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-Ф3 «O миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Установлено, что Старцева А.Ю., достоверно зная о вышеуказанном порядке нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации, будучи осведомленной о том, что услуги по организации длительного пребывания иностранных граждан на территории РФ среди последних востребованы, действуя из личной корыстной заинтересованности, с целью получения постоянного дохода, заранее до совершения преступления, с целью в течении длительного периода систематического, совершения тождественных действий, направленных на достижение преступного результата, приняла решение об организации незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан на срок свыше 90 суток, путем оформления с ними фиктивных трудовых договоров от имени ИП Старцева А.Ю., без реального привлечения их к трудовой деятельности, путем оформления уведомлений о заключении трудового договора с иностранным гражданином, предоставления указанных документов в ОРВР УВМ ГУ МВД России по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> «А», для чего ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась в налоговом органе <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя ИП Старцева А.Ю. (ИНН №, ОГРНИГТ №).
В ОРВД ГУ МВД России по Самарской области Старцева А.Ю. получила отрывные части бланков-уведомлений о постановке на миграционный учет вышеуказанных иностранных граждан, копии оформленных трудовых договором. После чего за денежное вознаграждение в размере не менее 500 руб. за человека передала их 316 иностранным гражданам. Таким образом, Старцева А.Ю. незаконно получила в общей сложности 158 000 руб.
Полученные по сделкам денежные средства в ходе расследования уголовного дела изъяты не были, перешли в пользование Старцевой А.Ю. и были потрачены ею на свои собственные нужды.
Факт получения денежных средств в размере 158 000 руб. подтверждается вступившим в законную силу приговором суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу судебный акт по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен судебный акт, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно п. 1 ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, ничтожна. В данном случае такая цель - незаконное обогащение путем совершения преступления.
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку сделки по организации незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, прямо запрещены законодательством Российской Федерации под угрозой уголовного наказания и вступившим в законную силу постановлением суда признаны преступными, они являются ничтожными.
В силу ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные ст. 167 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
В силу ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 названной статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены ГК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела І части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если совершение сделки нарушает запрет, установленный п. 1 ст. 10 ГК РФ, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (п. 1 или 2 ста. 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (абз. 2 п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, учитывая, что полученные Старцевой А.Ю. в результате незаконных сделок денежные средства в сумме 158 000 руб. в ходе расследования уголовного дела изъяты не были, поступили в собственность ответчика, суд приходит к выводу о том, что указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход государства.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 96 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 360 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Советского района г. Самары в интересах Российской Федерации к Старцевой А.Ю. о взыскании денежных средств, полученных преступным путем – удовлетворить.
Взыскать со Старцевой А.Ю (паспорт серия № №) в доход Российской Федерации денежные средства в размере 158 000 руб., полученные преступным путем.
Взыскать со Старцевой А.Ю в доход государства государственную пошлину в размере 4 360 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения 03.04.2023 г.
Председательствующий Н.П. Мучкаева