Дело № 2-1985/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гутенкова ФИО6 об оспаривании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района»,
У С Т А Н О В И Л:
Гутенков С.Е. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и об обязании данного органа утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Свои требования Гутенков С.Е. мотивировал тем, что 17.11.2014 года обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка в д. Минино Емельяновского района Красноярского края для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению схему КПТ, каталог координат испрашиваемого участка, а также диск CD-R. Ответом от 01.12.2014 года МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" сообщило о невозможности предоставления участка в связи с не предоставлением акта местоположения границ участка. С действиями МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" не согласен, так как требование о предоставлении акта местоположения границ участка противоречит положениям ст. 30 и 34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем просит признать оспариваемый отказ незаконным, а также обязать МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории д. Минино Емельяновского района Красноярского края.
В судебном заседании представитель заявителя – Шульгина Е.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, в обоснование их привела доводы, аналогичные вышеизложенному.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Горовенко В.С. в судебном заседании требования Гутенкова С.Е. не признал, пояснив, что требование предоставления акта местоположения границ участка обусловлено п. 5.1.2. Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район», которое в настоящее время является действующим и не противоречит нормам земельного законодательства. При условии предоставления названного акта МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" готово вернуться к рассмотрению заявления Гутенкова вновь.
Выслушав мнения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В период возникших спорных правоотношений между заявителем и органом местного самоуправления до дня вступления в силу изменений в Земельный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действовала предыдущая редакция ст.34 ЗК РФ.
Как установлено ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории предусмотрен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (в редакции ЗК РФ от 01.03.2015 года).
Как установлено в судебном заседании, 17.11.2014 года Гутенков С.Е. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1499 кв.м. для личного подсобного хозяйства, находящегося по ул. Мининская д. Минино Емельяновского района Красноярского края, приобщив к заявлению копию своего паспорта, схему расположения участка, каталог координат и диск CD.
Указанным заявлением Гутенков С.Е. просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии со ст. 34 ЗК РФ для последующего формирования участка, постановки его на кадастровый учет и предоставления на праве аренды сроком на 4 года.
По результатам рассмотрения заявления 01.12.2014 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» направило Гутенкову С.Е. ответ, в котором сообщило о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку заявителем не представлены акт местоположения границ и постановление об адресации земельного участка.
При проверке обоснованности позиции МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", судом установлено, что в соответствии с п. 5.1.2 Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район Красноярского края» заявление считается поданным надлежащим образом и подлежит рассмотрению в случае предоставления заявителем всех необходимых документов, в том числе, согласованного акта месторасположения границ земельного участка.
Согласно ст. 34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015 года), процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состояла из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении.
Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка.
Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, поскольку ст. 34 ЗК РФ предусматривался исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, суд считает, что п. 5.1.2 Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район Красноярского края» не подлежит применению, поскольку противоречит нормам ЗК РФ, в связи с чем приходит к выводу о том, что требования МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" о предоставлении иных документов, в том числе, акта месторасположения границ земельного участка, являются незаконными.
С учетом распределения бремени доказывания по делам в порядке главы 25 ГПК РФ, иных оснований для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории судом не установлено: как пояснил в судебном заседании представитель МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", испрашиваемый Гутенковым С.Е. земельный участок не согласован к предоставлению иному лицу ранее; возражений относительно местоположения испрашиваемого участка за пределами красных линий поселения и нахождению его на землях, не предназначенных для ведения ЛПХ, не заявлено.
Таким образом, суд, анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности, считает, что отказ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в утверждении и выдаче Гутенкову С.Е. схемы расположения земельного участка, согласно поданного им заявления от 17.11.2014 года, является незаконным.
При разрешении требований заявителя об обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, суд учитывает, что формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления заявителю земельного участка и автоматического возникновения у заявителя прав на него, поскольку решение о передаче участка в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка.
Учитывая, что основания, по которым МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" отказало Гутенкову С.Е. в утверждении и выдаче схемы КПТ суд находит незаконными, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым восстановить нарушенное право заявителя путем возложения на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанности утвердить и выдать Гутенкову С.Е. схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории согласно поданного им заявления от 17.11.2014 года.
При этом требования заявителя об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать схему расположения участка в каталоге координат, приложенном к заявлению суд находит преждевременными, поскольку в силу норм земельного законодательства формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Гутенкова ФИО7 об оспаривании действий МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории д. Минино Емельяновского района Красноярского края, согласно заявления Гутенкова ФИО8 от 17.11.2014 года (входящий номер 902).
Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать Гутенкову ФИО9 схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Минино, согласно заявления от 17.11.2014 года (входящий номер 902), в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.04.2015 года.
Председательствующий: