Судья Куриленко Р.В. дело № 21-689/2015
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 02 декабря 2015 года жалобу ОАО «Российские железные дороги» на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 августа 2015 года, которым
постановление УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ОАО «Российские железные дороги» на постановление - без удовлетворения,
установил:
постановлением УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, указав в ее обоснование, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» на удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора с жалобой не согласился.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Коми, ОАО «РЖД» выражает несогласие с данным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением процессуальных требований закона.
В судебное заседание ОАО «Российские железные дороги» явку своего представителя не обеспечило, о рассмотрении дела извещено, об отложении рассмотрения дела не просило.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ОАО «Российские железные дороги».
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пунктам 9, 10 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Исходя из пункта 5 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры отнесены железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы, совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств согласно определению, содержащемуся в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта, незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что железнодорожная станция ... ОАО «РЖД» внесена <Дата обезличена> в Реестр категорированных объектов, ей присвоена 2 категория (реестровый <Номер обезличен>). О присвоении объекту транспортной инфраструктуры реестрового номера и категории ОАО «РЖД» уведомлено <Дата обезличена>, результаты оценки уязвимости объекту транспортной инфраструктуры утверждены <Дата обезличена>. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разработан и направлен в Росжелдор. Заключением от <Дата обезличена> в утверждении плана отказано, план направлен на доработку и в последующем перенаправлен в Северную Дирекцию управления движением для последующего направления в Росжелдор.
Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции ....
Как следует из материалов дела, в отношении ОАО «РЖД» УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка на предмет выявления нарушений обязательных требований в области транспортной безопасности.
Выявленные при проведении проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от <Дата обезличена> <Номер обезличен>
<Дата обезличена> по результатам проверки в отношении ОАО «РЖД» (объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция ...») составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен>.
Согласно протоколу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в результате проведенной проверки в отношении ОАО «Российские железные дороги» в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> выявлены нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности:
- не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции ...: начальник станции, заместитель начальника станции, дежурные по станцию с целью выяснения оснований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Федерального закона «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений;
- не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции ...: начальника станции, заместителя начальника станции, дежурных по станции в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, что является нарушением части 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности», пунктов 5.10, 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 43 от 08.02.2011.
<Дата обезличена> в отношении ОАО «РЖД» вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В целях устранения выявленных нарушений предприятию выдано предписание от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), в котором изложено требование в срок до <Дата обезличена> устранить выявленные нарушения и представить в срок до <Дата обезличена> в территориальную группу УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора документы, подтверждающие их устранение.
Отказывая в удовлетворении жалобы ОАО «РЖД», судья исходил из нарушения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Вывод судьи является правильным.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Таким федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395, является Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности, которые указаны в оспариваемом постановлении и на необходимость устранения которых было указано в предписании.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности (далее – Требования № 43), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
В соответствие с пунктом 5.10 Требований № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В силу пункта 5.12 Требований № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлено 3 уровня безопасности, в том числе уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
По смыслу пункта 2 данного Постановления уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Следовательно, на всех объектах транспортной инфраструктуры постоянно действует уровень безопасности № 1, а субъекты транспортной инфраструктуры обязаны принимать меры по обеспечению указанной степени защищенности, что реализуется в данном случае путем выполнения Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Проанализировав пункты 5.10, 5.12 Требований № 43 и, исходя из установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья правильно сделал выводы о законности оспариваемого постановления, указав, что на ОАО «РЖД», как собственнике объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции ..., лежит обязанность по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 4 Требований № 43 они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пунктом 5 Требований № 43 установлены единые для всех субъектов транспортной инфраструктуры обязанности, вне зависимости от присвоения категории и прохождения оценки уязвимости. Требования, предъявляемые к категорированным объектам, содержатся в иных пунктах документа.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для устранения указанных нарушений, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности касаются сил обеспечения транспортной безопасности, понятие которых в законе не определено, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 7.2 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», пунктом 5.6.9 Требований № 43, силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу пункта 5.12 Требований № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Приказом ОАО «РЖД» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» (далее Положение).
Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» определено частью II названного Положения.
В соответствии с пунктом 13 части 11 Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО «РЖД», на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением (далее - руководитель объекта железнодорожного транспорта).
Объектом железнодорожного транспорта в данном случае является железнодорожный вокзал ....
Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О назначении лиц ответственных за обеспечение транспортной безопасности» лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности назначен начальник станции.
На основании вышеизложенного, начальник железнодорожного станции, лица его замещающие, непосредственно относятся к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должны пройти специальную профессиональную подготовку, повышения квалификации, переподготовку.
Документов, подтверждающих принятие Обществом мер направленных на выполнение выявленных нарушений, материалы дела не содержат.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, в связи с чем доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
Доводы жалобы на отсутствие у уполномоченного органа оснований по проведению соответствующей проверки, поскольку ОАО «РЖД» не осуществляет работы, указанные в пунктах 1-4, 6 распоряжения Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-р подлежат отклонению.
Плановая выездная проверка в отношении ОАО «РЖД» проведена на основании распоряжения органа государственного контроля Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в нем указаны сроки проведения, задачи и предмет проведения проверки - соблюдение обязательных требований, что в полной мере соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениям частей 4-12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Доводы жалобы об отсутствии в статье 77 Трудового кодекса РФ оснований прекращения трудовых отношений, указанных в пункте 5.10 Требований № 43, а также утверждение Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172 после вынесения оспариваемого постановления, не влияет на вынесенные постановление и решение.
Исходя из положений статей 1-2, 4, 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», пункта 5.10 Требований № 43, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании. Проверка указанных сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры, обязанными осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности. ОАО «РЖД» обязано проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления вышеуказанных оснований.
Ссылка в жалобе на вынесение оспариваемого постановления до вступления в силу приказа Министерства транспорта РФ от 21.08.2014 № 231 и от 08.09.2014 № 243, регулирующих правоотношения, связанные со специальной профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой сотрудников не влияет на правильность выводов судьи и должностного лица относительно обязанности осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Сыктывкар.
Письмом Минтранса России от 27.09.2012 № АЦ-25/11124 разъяснялись положения действующего законодательства Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться при подготовке специалистов и должностных лиц, принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности. В соответствии с разъяснениями при подготовке специалистов и должностных лиц, принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности необходимо руководствоваться законодательством Российской федерации. Абзац 2 пункта 42 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610, закреплял за образовательным учреждением повышения квалификации полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством железнодорожного транспорта во исполнение Федерального закона «О транспортной безопасности», Указа президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 № 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных ВУЗов. Перечень таких ВУЗов был опубликован на официальном сайте Росжелдора в разделе «Транспортная безопасность».
Факт неисполнения ОАО «РЖД» вышеназванных обязанностей на дату проверки подтверждается материалами дела.
Достаточных допустимых доказательств выполнения указанных требований ОАО «РЖД», как следует из материалов дела, на момент проведения проверки представлено не было.
Несоблюдение требований транспортной безопасности может привести к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, тогда как безопасность людей гарантирована Конституцией РФ и находится под защитой государства.
Доводы жалобы о неуказании в решении судьи адреса суда, имени и отчества судьи не влекут отмену решения, поскольку не являются процессуальными нарушениями, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального права ни административным органом, ни судьей не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в пределах санкции части 1 статьи 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемые решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 августа 2015 года и постановление УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> оставить без изменения, жалобу ОАО «Российское железные дороги» - без удовлетворения.
Судья- А.А. Голиков