Дело №
УИД №75RS0024-01-2022-000017-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 февраля 2022 г. п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Кузнецовой Т.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаров С.В., Макарова Е.В. к администрации сельского поселения «Урюмское», администрации МР «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обязании включения в список граждан жилое помещение которых утрачено,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Макаровы С.В. и Е.В., обратились в суд с иском к администрации СП «Урюмское», МР «Чернышевский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, в котором просят признать за ними право на получение выплаты на приобретение жилья в замен утраченного, как пострадавшей в результате паводковых явлений произошедших 23.07.2021 г., обязать администрацию СП «Урюмское», администрацию МР «Чернышевский район» включить их в список граждан, жилые помещения которых утрачены для выплат денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу <адрес>, квартира принадлежит им на праве собственности в порядке приватизации.
В результате паводка, произошедшего в 23 июля 2021 года на территории п. Чернышевск их дом попал в зону затопления и они являются пострадавшими от ЧС.
Истцом Макаровым С.В. было подано заявление в администрацию района для включения в списки на получение выплаты для приобретения жилого помещения, по итогам рассмотрения которого принято решение об отказе, со ссылкой на наличие у него на праве собственности иного жилого помещения пригодного для проживания.
В судебном заседании истцы иск поддержали в полном объеме. Пояснив что у Макарова С.В. в собственности есть дом, расположенный в <адрес>, доставшееся истцу по наследству от 27.112012 г., но в нем он не живет и не проживал. Так как живет и работает в <адрес>.
Также у истца в собственности есть дом в <адрес>, но он фактически принадлежит ФИО4, куплен был за её деньги, а оформлен на него лишь в силу обстоятельств.
Принадлежность истцу Макарову С.В. на праве собственности иных жилых помещений, носит формальный характер, прося иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации СП «Урюмское» в судебное заседание не прибыл, надлежащим образом извещен о дате времени и месте судебного заседания.
Представитель администрации МР «Чернышевский район» в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражает относительно иска и просит отказать в полном объеме..
Заслушав мнения лиц участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, Правительство Забайкальского края приняло Постановление № 362 от 14.09.2021 г., которым утвердило Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
В соответствии с п. 4 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Как следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес>, в котором расположена <адрес>, принадлежащая супругам Макаровым на праве собственности, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, не пригодным для проживания.
Макаровы уведомлены об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, в связи с наличием в собственности другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно имеющейся в материалах дела копии свидетельства о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Макаров С.В., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность жилой дом по адресу <адрес>.
Согласно имеющейся в материалах дела копии свидетельства о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Макаров С.В., на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность жилой дом по адресу <адрес>.
Ссылка истца о том, что владение жилыми домами, носит формальный характер, своего подтверждения в судебном заседании не нашло.
Проживание в указанных жилых помещениях других лиц либо не проживание вообще, не свидетельствует о том, что данная жилая площадь выбыла из владения собственником, препятствует ему распоряжением указанной квартирой
Доказательств того, что жилые помещения для проживания не пригодны, истцом в суд не представлено.
Не подлежит и удовлетворению требования истца Макаровой Е.В., так как в соответствии с п. 3 Правил «Предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями», утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края № 362 от 14.09.2021 г., на социальную поддержку имеют права граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания
В соответствии с п.9-10 Правил, условием оказания мер социальной поддержки гражданам, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность, по форме согласно приложению.
Хотя Макарова Е.В. и имеет регистрацию по месту жительства <адрес>, является супругой Макарова С.В., и по обстоятельствам приведенным выше, он, являясь собственником иного пригодного для проживания жилого помещения, не подпадает под действия п.п. 1 п. 4 Правил, соответственно и она хотя и являясь членом его семьи право на выплату не имеет.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Макаров С.В., Макарова Е.В. к администрации сельского поселения «Урюмское», администрации МР «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обязании включения в список граждан жилое помещение которых утрачено, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца, путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья А.В. Мусихин
Решение в окончательной форме изготовлено: 14.02.2022 г.