Дело № 12- 66 /12018
Р Е Ш Е Н И Е
п. Октябрьский 21 ноября 2018 года
Судья Октябрьского районного суда Пермского края Таипов Э.Р.,
при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,
с участием привлекаемого Седухина В.А.,
а также представителя государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском <адрес> ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда <адрес> жалобу
председателя Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> Седухина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с.<адрес> Сарс Октябрьского <адрес>, гражданина РФ, имеющего среднее общее образование, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> <адрес>,
на постановление мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Седухин <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Седухин В.А. не согласившись с постановлением мирового судьи, обратился в суд с жалобой с просьбой об отмене данного постановления, мотивируя тем, что к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся в частности лица, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера. Согласно Уставу, регламенту Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной, безвозмездной основе, которым на основании решения органов местного самоуправления выплачиваются компенсационные выплаты за время осуществления полномочий за счет средств местного бюджета. В связи с чем, полагает, что отчетность на депутатов по форме СЗВ-М предоставляться не должна.
В судебном заседании привлекаемый Седухин В.А. на доводах жалобы настаивал, дополнив, что на момент составления протокола об административном правонарушении, он являлся председателем Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения, избранным из числа депутатов сельского поселения. При этом, как председатель, так и депутаты Совета депутатов поселения осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе, трудовые договоры с ними не заключаются, им выплачиваются компенсационные выплаты за участие в заседаниях, соответственно отчетность на депутатов по форме СЗВ-М им предоставляться не должна.
Представитель государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Пермского края Тихонова Е.В. с доводами жалобы не согласилась, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства по доводам жалобы, судья приходит к следующему:
Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ, непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как установлено мировым судьей, Седухин В.А., являясь председателем Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, и будучи должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, не предоставил в УПФР в Октябрьском районе Пермского края сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за июль 2018 года в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушил п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
При этом, в качестве доказательств по делу мировой судья сослалась на следующие доказательства: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-4), акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7); решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9-10); список застрахованных лиц за июль 2018 года (л.д.8): выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Седухин В.А. является председателем Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, Октябрьский муниципальный район, с<адрес>, сведения о застрахованных лицах за июль 2018 года по форме СЗВ-М, представленные в УПФР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).
В отношении указанных лиц страхователь на основании п. 2.2. ст. 11 Федерального Закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ежемесячно представляет соответствующие сведения по форме СЗМ-М.
Вместе с тем из информации, представленной Территориальной избирательной комиссией Октябрьского муниципального района <адрес>, на основании решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении общих результатов выборов депутатов Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>» в представительный орган <данные изъяты> сельского поселения были избраны следующие депутаты: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, Седухин В.А. На основании п.4 ст. 25 Устава Русско-Сарсинского поселения депутаты сельского поселения осуществляют свою деятельность на непостоянной основе.
Согласно ст. 21 Устава <данные изъяты> сельского поселения, организацию Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения осуществляет председатель Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения, избираемый на первом заседании открытым голосованием большинством голосов. Председатель Совета депутатов поселения осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Седухин <данные изъяты> избран главой Русско-Сарсинского сельского поселения <адрес> (л.д. 31)
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Седухин В.А., а также ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, являются депутатами, а Седухин В.А. также председателем Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения, осуществляющие свои полномочия на непостоянной, безвозмездной основе без заключения какого-либо трудового договора.
Согласно ст. 8 Закона Пермского края № 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае", уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, устанавливается компенсация за время осуществления полномочий за счет средств местного бюджета в размере, определенном решением представительного органа муниципального образования.
При этом в п. 8 Закона ПК N 767-ПК не установлено каких-либо ограничений относительно обязательности документального подтверждения выплат.
Выплата денежных средств депутатам представительного органа муниципального образования на возмещение расходов, связанных с их депутатской деятельностью, в том числе на непостоянной основе, должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения депутату фактически понесенных расходов на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - является материально-финансовыми условиями обеспечения гарантий деятельности депутата Совета депутатов Русско-Сарсинского сельского поселения.
При этом подпунктом 2 п. 1 ст. 442 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2005 N 72-О, требования и ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, учитываются при назначении соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Депутатам, работающим без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются; единственным (основным) видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности, не связанной с депутатской деятельностью.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты, поименованной в п. 8 Закона ПК 767-ПК, не признаются объектом обложения страховыми взносами, а осуществление Седухиным полномочий председателя Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.
Таким образом, судья полагает, у председателя <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Седухина В.А. отсутствует обязанность по представлению в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по рассматриваемому делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Седухина В.А. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении председателя Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> Седухина <данные изъяты> к административной ответственности по ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Судья: Э.Р. Таипов
Копия верна.
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле № 12-66/2018