Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 20 августа 2020г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Моисеенко Я.Ю. с участием истицы Королевой В.Н. и её представителя Малиновской М.Г., представителя ответчика Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-674-2020 по иску Королевой В.Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Королева В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о возложении обязанности по включению жилого дома в реестр домов, признанных не пригодными для проживания, с составлением соответствующего нормативно-правового акта; по принятию решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019г. жилого помещения; по возложению обязанности по оформлению и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период паводка, указав, что она является собственником жилого дома "номер обезличен" «а» на ул. "адрес обезличен", который в июне 2019г. в период наводнения находился в зоне затопления, и наводнением ему были причинены повреждения, делающие дом не пригодным для проживания и подлежащим сносу. Заочным решением суда от "дата обезличена". было признано её право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок, однако ответчики отказались выдать ей соответствующе свидетельство по причине наличия заключения межведомственной комиссии о признании дома подлежащим капитальному ремонту. Просит суд возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность по включению её жилого дома в реестр домов, признанных не пригодными для проживания, с составлением соответствующего нормативно-правового акта; на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» - обязанность по принятию решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019г. вышеуказанного жилого помещения; на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - обязанность по оформлению и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период паводка вышеназванного жилого помещения.
В судебном заседании вместе со своим представителем Малиновской М.Г настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. заявил о непризнании иска ответчиком, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку актом обследование жилого дома, заключением межведомственной комиссии установлено наличие оснований для признания спорного дома подлежащим капитальному ремонту, и на основании вышеназванных доказательств администрацией Нижнеудинского муниципального образования вынесено постановление о признании дома подлежащим капитальному ремонту. Порядок признания спорного дома подлежащим капитальному ремонту не нарушен. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель соответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Овчинникова С.И. в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие и указала на непризнание иска ответчиком по тем же основания, которые указаны представителем ответчика Качановым С.А., а представитель соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, надлежащим образом извещённого о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, и поскольку его неявка не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей вышеназванных соответчиков.
Выслушав истицу Королеву В.Н. и её представителя Малиновскую М.Г., представителя ответчика Качанова С.А., исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Заочным решением Нижнеудинского городского суда от "дата обезличена". по иску Королевой В.Н. было признано незаконным заключение межведомственной комиссии от 03.08.2019г. №2423 о выявлении оснований для проведения капитального ремонта дома и признано право Королевой В.Н. на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате паводка вышеназванного жилого помещения.
Согласно вышеназванному заочному решению дом истицы был повреждён паводком в период наводнения в июне 2019г., и заключением межведомственной комиссии от 03.08.2019г. №2423 по результату обследования были выявлены основания для проведения капитального ремонта дома.
"дата обезличена". по требованию истицы было проведено повторное обследование дома и составлен акт №2423-П, из которого усматривается, что межведомственная комиссия повторно пришла к выводу о выявлении оснований для проведения капитального ремонта дома, и в данном акте повторно пришла к заключению о нуждаемости дома в капитальном ремонте и о том, что её заключение от 03.08.2019г. изменению не подлежит.
Из отказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» следует, что по результатам обследования жилого помещения межведомственной комиссией администрацией Нижнеудинского муниципального образования принято постановление от 02.08.2019г. №1115 о признании дома подлежащим капитальному ремонту. Постановление о сносе жилого дома не выносилось.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение).
В соответствии с п.7 Положения признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Пунктами 33-40 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности в силу п.33 таким основанием является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Пунктами 42-47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. В соответствии с п.43 Положения при этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1; составление акта обследования помещения в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
Как следует из отказа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» по результату работы межведомственной комиссии по спорному дому вынесено постановление от 02.08.2019г. №1115 о признании дома Королевой В.Н. подлежащим капитальному ремонту, а как следует из пояснений истицы и её представителя, а также из заочного решения суда, 01.09.2019г. по требованию истицы было проведено повторное обследование дома и составлен акт №2423-П, из которого усматривается, что межведомственная комиссия повторно пришла к выводу о выявлении оснований для проведения капитального ремонта дома, и в данном акте повторно пришла к заключению о нуждаемости дома в капитальном ремонте и о том, что её заключение от 03.08.2019г. изменению не подлежит.
Заочным решением суда подтверждается, что вышеуказанное постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от "дата обезличена". №1115 о признании дома Королевой В.Н. подлежащим капитальному ремонту, вынесенное по результатам работы межведомственной комиссии, а также заключение межведомственной комиссии "дата обезличена". истицей не оспорено, вышеназванные ненормативные правовые акты являются действующими в период разрешения настоящего спора и влекут за собой соответствующие правовые последствия для истца, что является препятствием к реализации ею права на получение социальной выплаты на приобретении или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок.
При установленных обстоятельствах правовых оснований для возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности по включению спорного жилого дома в реестр домов, признанных не пригодными для проживания, с составлением соответствующего нормативно-правового акта, на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району – обязанности по принятию решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен спорного дома, а на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - обязанности по оформлению и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен спорного дома не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Королевой В.Н. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности по включению жилого дома "номер обезличен" «а» на ул. "адрес обезличен" в реестр домов, признанных не пригодными для проживания, с составлением соответствующего нормативно-правового акта; по принятию решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019г. жилого помещения на "адрес обезличен"; по возложению обязанности по оформлению и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019г. жилого посещения на "адрес обезличен", отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2020г.
Председательствующий судья Китюх В.В.