Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-820/2012 ~ М-182/2012 от 19.01.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2012 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Колесник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-820/12 по иску Турского Василия Павловича к департаменту управления имуществом г.о. Самара, третье лицо администрации г.о. Самара о признании права на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Турский В.П. обратился в суд с иском к департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. В обоснование заявленных требований указал, что состоял на военной службе в вооруженных силах СССР с 01.08.1971 года по 18.12.1995 года. Военную службу закончил в звании майора на территории <данные изъяты>. Уволен по приказу командующего гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ в запас.

После увольнения с военной службы переехал жить в город Самара и встал на регистрационный учёт в квартире по адресу: <адрес> состоит на регистрационном учёте по настоящее время. Квартиру, в которой зарегистрирован, ему сдают в наём.

В 1995 году он вместе с женой - Т. и дочерью Л. встали на учёт в администрации города Самары в качестве нуждающегося в жилой площади.

В 2006 году брак между ним и Т. расторгнут. В связи с этим, на сегодняшний день на учёте в качестве нуждающегося в жилой площади стоит он и его дочь.

В ноябре 2011 года Департамент управления имуществом г.о. Самары в письменном виде сообщил ему, что предоставленный им пакет документов не соответствует требованиям для включения в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, на предоставление жилых помещений и состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, по причине отсутствия справки КЭЧ о сдаче жилья.

По его мнению данным распоряжением Департамент управления имуществом г.о. Самара нарушает его – Турского В.П. права.

В данный момент, он прослуживший в рядах вооруженных сил более 23 календарных лет и являясь гражданином РФ, не имеет жилья ни в <данные изъяты>, ни в РФ, хотя законодательством за ним закреплено право на получение жилого помещения после увольнения из рядов вооруженных сил.

Законодательство и нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление данной категории граждан с признанием граждан нуждающимися вулучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 15 «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ военнослужащими жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильём на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся на территории РФ, и отказ военнослужащего предоставить документ свидетельствующий о прекращении названных прав.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что данным отказом нарушены его права, просил признать за собой право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель администрации г.о. Самара и департамента управления имуществом г.о. Самара, действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.15 Федерального закона от 27.05.1998года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005 года принятых на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ.

Из материалов дел следует, что Турский В.П. состоял на военной службе в вооруженных силах СССР с 01.08.1971 года по 18.12.1995 года.

Установлено, что военную службу Турский В.П. закончил в звании майора на территории <данные изъяты>, уволен по приказу командующего гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ в запас.

Установлено также, что после увольнения с военной службы переехал жить в город Самару и встал на регистрационный учёт в квартире по адресу: <адрес> состоит на регистрационном учёте по настоящее время.

Судом установлено, что жильё в соответствии с действующим законодательством Турскому В.П. после увольнения из вооружённых сил не предоставлялось.

Судом также установлено, что 1995 году он вместе с женой - Т. и дочерью Л. встали на учёт в администрации города Самары в качестве нуждающихся в жилой площади. В 2006 году брак между Турским В.П. и Т. расторгнут, в связи с чем, на данный момент на учёте в качестве нуждающегося в жилой площади стоит он и его дочь.

Установлено, что в ноябре 2011 года Департамент управления имуществом г.о. Самары в письменном виде сообщил Турскому В.П. о том, что предоставленный им пакет документов не соответствует требованиям для включения в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, на предоставление жилых помещений и состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, по причине отсутствия справки КЭЧ о сдаче жилья.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 30.09.1997 года №1062, в редакции от 09.07.2007 года №861, «О совершенствовании порядка обеспечения жильём военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительство РФ уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы. Таким образом, Правительство РФ наделено полномочиями по установлению перечня документов, которые должны быть представлены гражданами, уволенными с военной службы, для получения государственного жилищного сертификата.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Согласно п.19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, уволенные с военной службы, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме с приложением ряда документов.

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению №5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);

ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению №6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдаётся.

Материалами дела подтверждается, что Турский В.П. обращался в администрацию г.о. Самары и в отдел по учёту и распределению жилья города Самары по вопросу включения его в число лиц, имеющих право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья, однако его заявления оставлены без удовлетворения на том основании, что он не представил сведения о сдаче жилья в установленном порядке по месту службы.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Вместе с тем, данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.

Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие РФ.

Законодательство и нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильём, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в РФ.

При этом в соответствии с положениями п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998года №76-ФЗ препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны от 15.02.2000 года №80, для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильём на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории РФ, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами РФ, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.

Согласно решению Верховного Суда РФ от 15.04.2009 года №ГКПИ08-2248 по делу по заявлению Полященко В.И. об оспаривании в части подпункта «з» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, оспариваемое предписание Правил об обязательности представления гражданами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшими в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.01.2005 года, справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вместе с тем, как указано в решении Верховного Суда РФ по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 01.01.2005 года принятым на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путём выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.

При наличии указанных обстоятельств, принимая во внимание то, что Турский В.П. в настоящее время не имеет жилья в РФ, более того, как это следует из материалов дела, у него отсутствует жильё и по месту службы, то обстоятельство, что он не представил справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, по мнению суда, не может служить основанием к отказу во включение его в списки на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья.

С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования, являются законными, обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Турского Василия Павловича - удовлетворить.

Признать за Турским Василием Павловичем право на получение государственной финансовой поддержки на приобретение жилья без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Мотивированное решение изготовлено 27.02.2012 года.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья

2-820/2012 ~ М-182/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Турский В.П.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
ДУИ г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
19.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2012Передача материалов судье
23.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2012Судебное заседание
21.02.2012Судебное заседание
06.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2013Дело оформлено
28.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее