Дело № 12-197/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 октября 2017 года г. Михайловка
Волгоградская область
Судья Михайловского районного суда Волгоградской области Шевлякова Н.В.,
рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сантехсервис»» Мещерякова Сергея Федоровича
на постановление мирового судьи судебного участка № 128 Волгоградской области от 30 августа 2017 года
по делу об административном правонарушении в отношении
генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сантехсервис»» Мещерякова Сергея Федоровича,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 128 Волгоградской области от Дата генеральный ООО «Управляющая компания «Сантехсервис»» Мещеряков С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему, как должностному лицу, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Сантехсервис» Мещеряков С.Ф. в лице представителя Калюта А.А. оспаривает законность и обоснованность принятого мировым судьей решения и просит его отменить, указывая следующие основания. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не было извещено о времени, месте составления протокола об административном правонарушении и о времени, месте рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении мировым судьей, чем были нарушены его права, требования предусмотренные ст. ст. 28.2, 25.1 КоАП РФ. Внеплановая выездная проверка соблюдения требований жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом Номер по Адрес проведена Дата отделом ЖКХ АГОГМ в отсутствие руководителя ООО «УК «Сантехсервис» и иного уполномоченного представителя. Руководитель ООО «УК «Сантехсервис» не был ознакомлен с актом проведенной проверки, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо доказательства направления акта проведенной внеплановой проверки в адрес ООО «УК «Сантехсервис» регистрируемым почтовым отправлением. В отношении ООО «УК «Сантехсервис» проверка проведена Отделом ЖКХ АГОГМ с грубыми нарушениями требований Закона № 294-ФЗ. а потому её результаты не могут являться доказательством нарушения управляющей организацией обязательных требований.
Просит суд постановление мирового судьи судебного участка № 128 Волгоградской области от Дата по делу об административном правонарушении Номер отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «УК «Сантехсервис» Мещерякова С.Ф. прекратить ввиду отсутствия состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ.
В силу п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Как установлено мировым судьей, Мещеряков С.Ф., являясь должностным лицом - генеральным директором ООО «УК «Сантехсервис», осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом Номер по Адрес, несущей ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, допустил нарушение лицензионных требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1., 2.2., 3.1.1. договора, заключенного между собственниками помещений дома Адрес и ООО «УК «Сантехсервис» на оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома Адрес от Дата, ООО «УК «Сантехсервис» приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с условиями договора, требованиями законодательства РФ.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в связи с поступлением обращения жильцов дома Адрес городского округа город Михайловка Волгоградской области с жалобой на ненадлежащее состояние и содержание общего имущества многоквартирного дома, распоряжением администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской области «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «УК «Сантехсервис» от Дата Номер-р была назначена внеплановая выездная проверка.
Как указывает заявитель, Дата заместителю главного директора ООО «УК «Сантехсервис» ФИО4 вручено уведомление о проведении проверки, назначенной на Дата.
Результаты проверки, а также выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от Дата, согласно которому при проведении проверки присутствовал заместитель генерального директора ООО «УК «Сантехсервис» ФИО4 по доверенности Номер от Дата, от подписания акта отказался.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, обязаны, в частности, предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона.
В подпункте "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки указано - причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 17 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, в случае если внеплановая выездная проверка проводится по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10, в части 17 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и в частях 4.2 и 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, предварительное уведомление лиц, в отношении которых она проводится, не требуется.
Учитывая, что основания для проведения внеплановой выездной проверки (в том числе нарушения ч. 2 ст. 162 ЖК РФ) которые входят в перечень ч. 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предварительное уведомление юридического лица о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется, и присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица не является обязательным.
Результаты проверки зафиксированы в акте, который соответствует требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, подписан лицами, проводившими проверку.
Дата выдано предписание на устранение выявленных нарушений.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
По результатам проверки Дата составлен протокол об административном правонарушении Номер
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно ст. 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
- соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
- исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
- соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 29.09.2016 года, выявлено, что имея возможность для соблюдения лицензионных требований, установленных ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. N 1110 в том числе, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, ООО «УК «Сантехсервис» не приняло надлежащих мер по содержанию и ремонту вышеуказанного многоквартирного жилого дома, что привело к нарушениям, перечисленным в акте от Дата, наличие которых не оспорено.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24.03.2005 года, в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установленные контролирующим органом последствия возникли в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей генеральным директором ООО «УК «Сантехсервис» Мещеряковым С.Ф. по осуществлению контроля по выполнению всех возложенных законом на юридическое лицо обязанностей.
При осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, нарушения вышеуказанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, соблюдение которых относится к лицензионным требованиям, установленным п. п. "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Следовательно, выводы мирового судьи о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и виновности генерального директора ООО «УК «Сантехсервис» Мещерякова С.Ф. в совершении данного правонарушения являются правильными и обоснованными.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих генеральному директору ООО «УК «Сантехсервис» Мещерякову С.Ф. выполнить установленные законом обязанности, в материалы дела не представлено.
В своей жалобе заявитель так же ссылается на то обстоятельство, что о не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении, что нельзя признать состоятельным.
Так, согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Ссылку заявителя Мещерякова С.Ф. на не извещение о составлении протокола об административном правонарушении суд считает несостоятельной, поскольку в материалах дела имеется почтовый возврат направленного ему по месту регистрации уполномоченным органом извещения по истечению срока хранения.
Административным органом - Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области предприняты необходимые меры к надлежащему извещению Мещерякова С.Ф. по месту регистрации (по месту жительства) о времени и месте составления протокола и, в связи с неявкой, неполучением направленного извещения, протокол составлен в его отсутствие. Копия протокола направлена в его адрес Дата, что подтверждается списком почтовых отправлений от указанной даты, копией почтовой квитанции.
Действующее законодательство допускает составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола.
Кроме того, согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Мировым судьей предприняты необходимые меры к надлежащему извещению Мещерякова С.Ф. по месту его регистрации о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вместе с тем, в связи с неявкой, неполучением направленного извещения, имелись основания рассмотрения дела в его отсутствие.
Материалами дела установлено, что на почтовом конверте с судебным извещением, направленным Мещерякову С.Ф., проставлены соответствующие отметки, свидетельствующие о соблюдении сотрудниками отделения почтовой связи установленных правил вручения почтовых отправлений разряда "Судебное" (о доставке извещений до почтового ящика адресата Дата и Дата).
С учетом названных обстоятельств мировой судья обоснованно рассмотрел настоящее дело без участия Мещерякова С.Ф.
Таким образом, требования ст. ст. 28.2, 25.1 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, не нарушены.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, выводы о виновности генерального директора ООО «УК «Сантехсервис» Мещерякова С.Ф. в инкриминируемом ему правонарушении, сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права мировым судьей применены правильно, наказание назначено в пределах санкции статьи.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 128 Волгоградской области от Дата по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сантехсервис»» Мещерякова Сергея Федоровича, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Мещерякова С.ф. в лице его представителя Калюта А.А. – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: Н.В. Шевлякова