Дело 2а-971/2023
73RS 0025-01-2023-001173-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2023 года р.п. Чердаклы
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Школенок Т.Р.,
при секретаре Силантьевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самарской таможни к Целовальникову Владимиру Александровичу о взыскании утилизационного сбора и пени
УСТАНОВИЛ:
Самарская таможня обратилась в суд с административным иском к Целовальникову Владимиру Александровичу о взыскании утилизационного сбора и пени. В обоснование административных исковых требований указали, что должностными лицами отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Самарской таможни проведены проверочные мероприятия в отношении транспортным средств категории М1 с электродвигателями, по которым проведена уплата утилизационного сбора. В ходе проверки таможенным органом было установлено, что ответчик на территорию РФ из <...> ввезено транспортное средство для личного пользования - автомобиль марки №... №..., 2018 г.в. С целью уплаты утилизационного сбора Целовальниковым В.А, на таможенный пост Самарской таможни было подано заявление в отношении указанного транспортного средства об уплате утилизационного сбора, выдаче таможенного приходного ордера по результатам взыскания утилизационного сбора. Размер утилизационного сбора рассчитан ответчиком самостоятельно по ставкам, установленным для физических лиц, ввозящих транспортные средства для личного пользования и составил 5200 руб. Расчет был принят должностным лицом таможенного поста. По таможенному приходному ордеру начислен и списан в Федеральный бюджет утилизационный сбор в размере 5200 руб. полагают, что административным ответчиком неверно применен коэффициент расчета утилизационного сбора, указанный в п. 1 раздела 1 Перечня видов и категория колесных транспортных средства и прицепов к ним, утвержденных Постановлением Правительства №..., что повлекло за собой неполную уплату утилизационного сбора. Считают, что в целях исчисления суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, оснащенных исключительно электрическим двигателем, необходимо использовать коэффициент, установленный в пункте 1 раздела 1 Перечня. Пунктом 3 раздела 1 Перечня №..., по которому производился расчет предусмотрен для транспортных средств имеющих двигатель внутреннего сгорания, объем которого и исчисляется в кубических сантиметрах. Исходя из изложенного, за транспортное средство, ввезенное Целовальниковым В.А. утилизационный сбор подлежал уплате в размере 122000 руб. 00 коп. (20 000 руб. (базовая ставка) * 6.1 (коэффициент)).В связи с этим разница между суммой уплаченного Целовальниковым В.А. утилизационного сбора и суммой утилизационного сбора, подлежащего уплате, составляет 116000 руб. (122000 – 5200)
Ответчику направилось уведомление о необходимости уплаты разницы суммы утилизационного сбора и пени в общей сумме 132 464, 81 руб. не позднее 20 календарных дней. Которое до настоящего времени не исполнено. В связи с неуплатой плательщиком утилизационного сбора начислены пени, которые на день подачи иска составляют 20901, 34 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 18.09.2023 истцу было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Целовальникова В.А. задолженности по уплате обязательных платежей и санкций. В силу изложенного, обращаясь с настоящим иском, просят взыскать с ответчика в пользу Самарской таможни сумму утилизационного сбора в размере 116 800 руб. и пени в размере 20 901, 34 руб. по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трёхсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В судебном заседании представитель административного истца Ерофеева Т.Д. исковые требования поддержала, дала пояснения по существу иска, просила взыскать с административного ответчика сумму утилизационного сбора и пени, составляющие на день рассмотрения дела 24078,30 руб.
В судебном заседании административный ответчик Целовальников В.Н. и его представитель Серов Д.Ю. исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, полагали, что утилизационный сбор уплачен и ответчиком в полном объеме и доплате не подлежит. Спорный автомобиль, 2018 года выпуска был ввезен им в личных целях. Полагали, что административной истец неправильно трактует закон, не содержащий прямого указания, что при расчете утилизационного сбора автомобилей, оснащенных электродвигателями должным применяться иные коэффициенты. Также обращали внимание, что в свидетельстве о регистрации транспортного средства имеются сведения о мощности двигателя – 0.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 24.1. Федерального закона от г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе, для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации;приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"):ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не пользуются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 3 ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 1 раздела I названного Перечня электромобили (транспортные средства с электродвигателем) включены в него отдельной категорией, коэффициент расчета в отношении которых установлен размере 1,63 для новых транспортных средств и в размере 6,1 для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
В соответствии с пунктом 3 раздела I названного Перечня транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя подлежат уплате утилизационного сбора с применением коэффициента 0,26.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, 15.03.2022 года Целовальников В.А. из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации ввезен легковой автомобиль с электродвигателем №... №..., 2018 года выпуска.
15.03.2023 Целовальников В.А. обратился на Ульяновский таможенный пост Самарской таможни с заявлением о принятии документов по уплате утилизационного сбора за ввезенное транспортное средство и списан с него сумму утилизационного сбора за ввезенный автомобиль.
К комплекту документов, представленных Целовальниковым В.А. был приложен расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате за ввезенное транспортное средство. Размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, составил определен в размер 5200 руб. Указанная денежная сумма утилизационного сбора была оплачена административный ответчиком, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Судом установлено, что в выписке из электронного паспорта транспортного средства №... указано: идентификационный №..., марка –WEIMA, коммерческое наименование – EX5, категория транспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движения – В, категория в соответствии с ТР НОМЕР – М1, электродвигатель (марка, тип) - WEIMA. асинхронный, трехфазный, переменного тока, 160 кВт. Рабочее напряжение 350. 4 В, максимальная 30-минутная мощность (кВт) - 64
В свидетельстве о регистрации транспортного средства указана мощность двигателя - 0 КВт/л
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, приведенного выше, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Россию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств (самоходных машин) в РФ; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора (пункты 2, 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Из системного толкования положений Федерального закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами, поскольку уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и колесных машин.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2013 № 14-П, от 05.03.2013 № 5-П, от 14.05.2009 № 8-П, от 28.02.2006 № 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил № 1291 установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1291.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню N 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении указанных транспортных средств равна 20 000 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены коэффициенты для конкретной категории машины, исходя из года ее выпуска: транспортные средства с электродвигателями – коэффициент 1,63 или 6,1 (п.1 раздела I Перечня); транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя – 0,16 (новые транспортные средства) или 0,26 (для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет) (п.3 раздела I Перечня).
При этом, установленная Постановлением классификация в соответствии с разделом I Перечня отдельно относила транспортные средства с электродвигателями в п.1 Перечня, а транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя в п.3 Перечня, что создавало неопределенность его применения и неоднозначность толкования изложенного в пункте 1 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Исходя из редакции п. 3 Перечня, действующей в момент ввоза транспортного средства, прямого указания, что пункт относится лишь к автомобилям, оснащенным двигателями внутреннего сгорания, не имеется.
Представленное истцом лингвистические исследование данную неопределённость не устраняет. Более того, осуществлено не в связи с рассматриваемым делом и толкование произведено без взаимосвязи с иными нормами закона.
Более того, 31.07.2023 принята новая редакция Постановления Правительства РФ от 26.12.2013, согласно которой в п. 3 Перечня добавлены транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования с электродвигателями и применения к ним «пониженных» коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора. Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Из приведенного правового предписания следует вывод о наличии презумпции добросовестности налогоплательщика.
Как следует из материалов дела транспортное средство №... №..., 2018 г.в., категории М1, оснащенное электродвигателем, мощность двигателя 0/0 куб. сан. ввезено в РФ 15.03.2022 физическим лицом для личного пользования, т.е. транспортное средство относится к категории автомобилей старше трех лет.
Таким образом, руководствуясь положениями статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2013№ 1291, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что утилизационный сбор подлежит расчету исходя из коэффициента 0,26, применяемого для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного использования вне зависимости от объема двигателя (пункт 3 Перечня N 1291) (20 000 x 0,26), в связи с чем, сумма утилизационного сбора за ввезенный административным ответчиком автомобиль вполне обоснованно исчислена в размере 5200 руб. по указанной формуле.
Как было установлено выше, данная денежная сумма была оплачена административным ответчиком в счет уплаты утилизационного сбора.
Таким образом, административным ответчиком обязанность по уплате утилизационного сбора была исполнена до обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд, соответственно оснований для взыскания с Целовальникова В.А. суммы утилизационного сбора определяемого истцом не имеется. С учетом данного вывода не имеется оснований и для взыскания с административного ответчика пени.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искав полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Самарской таможни к Целовальникову Владимиру Александровичу о взыскании задолженности по уплате утилизированного сбора – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновской областной суд через Чердаклинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Р. Школенок
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023