Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-657/2020 ~ М-584/2020 от 24.07.2020

Дело № ...а-657/2020

10RS0№ ...-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года                                ........

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи                 Береговой С.В.,

при секретаре                            Челмайкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление В.Е.С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

В.Е.С. обратился с административным иском по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ ответчиком было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <...>., находящегося по адресу: ........, вид разрешенного использования – «ведение садоводства». С данным решением истец не согласен, указывает, что Министерством не учтено, что спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду, несмотря на частичное нахождение его в береговой полосе. Что касается целей использования земельного участка, то в настоящее время земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и не имеет установленного разрешенного использования. Целью обращения к ответчику являлось выделение земельного участка под строительство садового дома и выращивание с/х культур. Также не может являться основанием отказа в предоставлении спорного земельного участка факт нахождения его в территориальной зоне СХ-1, где согласно действующим градостроительным регламентам не предусмотрено ведение садоводства. Вместе с тем, спорный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером <...>, который по сведениям ЕГРН относится к сельскохозяйственным угодьям: пастбища, сенокосы, территориальная зона СХ-1. В части отказа Министерства по нахождению спорного земельного участка в 200 м. прибрежной защитной полосы водного объекта, истец не согласен, считает, что нормы Водного кодекса РФ не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах, а указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий. В части отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, поскольку последний находится в зоне объекта культурного наследия регионального значения «<...>», истец указывает, что отсутствует решение или согласование уполномоченного органа об установлении зоны объекта культурного наследия, отсутствует соответствующий нормативный акт или решение суда, данная зона не считается установленной, не может являться основанием для отказа в формировании спорного земельного участка. Оспариваемый отказ препятствует истцу реализовать свой законный интерес по оформлению спорного земельного участка, чем нарушаются его права и законные интересы. Просит восстановить срок для обращения в суд, поскольку из-за веденных ограниченных мер, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, не имел возможности обратиться с административным иском в установленный срок; признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений РК от ХХ.ХХ.ХХ № ...; обязать утвердить схему расположения земельного участка в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание административный истец В.Е.С. не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Министерство имущественных и земельных отношений РК своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены, представили возражения, согласно которым полагали требования не подлежащими удовлетворению.

Иные заинтересованные лица (представители Администрации Кондопожского муниципального района, Администрации Гирвасского сельского поселения, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 ст. 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов административного дела, оспариваемое решение вынесено Министерством имущественных и земельных отношений РК ХХ.ХХ.ХХ, как указано в отзыве, в адрес административного истца данное решение направлено ХХ.ХХ.ХХ. В суд административный иск поступил ХХ.ХХ.ХХ, согласно оттиску штампа на конверте направлено в суд ХХ.ХХ.ХХ, то есть с пропуском предусмотренного процессуального срока.

При этом, в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и невозможности обжалования решения в установленный процессуальным законом срок, В.Е.С. ссылается на Указ Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Распоряжение Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р.

Данные обстоятельства, с учетом незначительности пропуска срока на обжалование, суд признает уважительным пропуск срока для подачи административного иска и полагает необходимым восстановить В.Е.С. указанный срок.

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 4 ст. 39.11 ЗК РФ регламентирован, в том числе порядок образования земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

Судом установлено следующее.

ХХ.ХХ.ХХ административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений РК с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в ........ в кадастровом квартале <...>

Ответом Министерства имущественных и земельных отношений РК от ХХ.ХХ.ХХ, В.Е.С. в предоставлении спорного земельного участка отказано, по следующим основаниям: спорный земельный участок частично расположен в пределах береговой полосы водных объектов, в случае утверждения схемы и формирования земельного участка будет ограничен доступ к землям общего пользования – береговой полосе водного объекта и самому водному объекту, что будет являться нарушением ст. 8.12.1 КоАП РФ; спорный земельный участок расположен в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водных объектов, так на данной территории вводятся дополнительные ограничения хозяйственной или иной деятельности; нахождение спорного земельного участка в зоне СХ-1 и расположение в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения.

Согласно пп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в том числе, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Так, спорный земельный участок, согласно представленных в материалы дела документов, частично находится в границах береговой полосы, а также полностью в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы оз. Хижозеро.

Согласно ч. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 6 ст. 6 ВК РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. На основании ч. 8 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу п. 2 ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается, в том числе распашка земель.

Ссылка административного истца на положения п. 4 ст. 39.8 ЗК РФ о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, не может быть принята во внимание.

Из схемы расположения земельного участка и иных материалов дела не следует, что предоставление административному истцу испрашиваемого земельного участка, расположенного вдоль береговой полосы водного объекта, позволит обеспечить свободный доступ неограниченного круга лиц к водному объекту общего пользования.

Положениями ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») установлены понятия территории объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.     В силу п. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (ч. 2 ст. 34).

Пунктом 4 ст. 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 08.08.1995 №654 «О включении отдельных объектов в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Карелия местного значения» <...> включен в список памятников истории, подлежащих государственной охране.

Тот факт, что в оспариваемом отказе не указано расстояние от спорного земельного участка до границы зоны объекта культурного наследия, не может служить основанием для признания данного отказа в указанной части незаконным.

Категории земель приведены в ст. 7 ЗК РФ. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Правовой режим использования земельных участков на территории ........ установлен Правилами землепользования и застройки Гирвасского ........, утвержденные Решением Совета Кондопожского муниципального района № ... от ХХ.ХХ.ХХ (далее – Правила).

В соответствии с Правилами спорный земельный участок расположен в территориальной зоне «СХ-1. Зона сельскохозяйственных угодий».

Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу п. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Административным истцом в заявлении о проведении аукциона в графе «разрешенное использование земельного участка» указано «ведение садоводства», в графе «цель использования земельного участка» - «садоводство».

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, «садоводство» (классификатор 1.5) - осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, «ведение садоводства» (классификатор 13.2) - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона (пп. 5 п. 8 ст.39.11 ЗК РФ).

В статье 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» содержится закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Исходя из анализа приведенных норм, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Министерства имущественных и земельных отношений РК является обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требованиях надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 114, 175-180 КАС РФ, суд

        

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    С.В. Берегова

Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.

2а-657/2020 ~ М-584/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Власов Евгений Сергеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
Администрация Гирвасского сельского поселения
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия
Администрация Кондопожского муниципального района
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Берегова С.В.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
24.07.2020Регистрация административного искового заявления
24.07.2020Передача материалов судье
29.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее