Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2022 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Никулиной Е.Б., с участием:
- представителя истца по доверенности Трушкиной Н.Г.,
- представителя ответчика по доверенности Багровой Н.А.,
- представителя третьего лица МУП «СРС» по доверенности Буракова И.А.,
- третьего лица – Зайченко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-196/2022 по исковому заявлению Стратоновой Ольги Геннадьевны к администрации с.п. Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Ставропольский районный суд Самарский области с указанным исковым заявлением, в котором просит определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с фактически уточненной площадью в размере 180 кв.м, в соответствии с уточненными координатами характерных точек 1-1, указанных в межевом плане, изготовленным кадастровым инженером Доновской Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы тем, истец является собственником земельного участка, с площадью 180,00 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, согласно решению Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, ввиду чего истец обратилась к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана.
При выполнении кадастровых работ ООО «Экосфера» координатами характерных точек границ определены методом спутниковых геодезических измерений с использованием оборудования, которое позволяет определить межевые знаки и инструктивной точностью.
Местоположение границ земельного участка истца определено на основании топографической съемки земельного участка с учетом фактического местоположения смежных границ, с учетом столбов и заборов, существующих 15 и более лет, не нарушая права смежных землепользователей.
Приведены координаты из межевого плана.
Во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения местоположения границ земельного участка, поскольку сведения о границах земельного участка истца в правоподтверждающих документах отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, поскольку каких-либо доказательств, опровергающих выводы кадастрового инженера по установлению местоположения границ, суду не представлено, отсутствуют. Межевой плана истца был предметом исследования суда при принятии решения о признании за ней права собственности. Доказательства переноса истцом забора не представлены, границы водопровода не утверждены, ограничения и обременения земельного участка в сведениях ЕГРН отсутствуют. Просила учесть решение по иску Канюка Г.Е., которым установлено местоположение смежного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Также пояснил, что на земельном участке есть 2 выгребные ямы, собственникам которых, истец не будет препятствовать в их использовании. Ямы оборудованы хаотично, без оформления.
Истец ранее в судебном заседании также подтвердила факт нахождения на земельном участке выгребных ям жителей МКД, в пользовании которыми она не будет чинить препятствий.
Ее родители пользовались земельным участком, прилегающем к МКД (Школьная-10) с 1992 г. Все участки жильцов дома были огорожены единым забором, внутри не было заборов. Рядом с выгребной ямой пользовались участком Игнатьевы, потом Булыгина.
Представитель ответчика – администрации с.п. Приморский м.р. Ставропольский Самарской области просил в иске отказать, поскольку истцом не доказано существование земельного участка в границах, указанных в межевом плане. Границы по межевому плану не соответствуют действительности, что установлено в ходе судебного заседания, в том числе согласно показаниям свидетелей.
При определении границ у кадастрового инженера отсутствовали их ориентиры.
Свидетели указали об использовании участка в иных границах, установлено наличие на участке истца выгребной ямы Зайченко О.И.. которая высказывает правопритязания как и МП «СРС».
Представители третьего лица МП м.ц.р. Ставропольский «СРС» также полагал об отсутствии оснований для удовлетворении иска, поскольку в месте расположения земельного участка имеется трудобопровод - инженерные сети, по которым подходит вода к двум многоквартирным домам, МП м.ц.р. Ставропольский «СРС» -ресурсоснабжающая организация. В случае аварии на данном трубопроводе, будут нарушены права большего количества людей, проживающих в домах, а также истца, поскольку к нему необходим доступ спецтехники. Трубопровод прокладывался значительное время давно, ветхий, нельзя строить на нем объекты недвижимости.
Третье лицо Зайченко О.И. просила отказать в иске, поскольку на территории участка истца находится ее выгребная яма, к которой она может лишиться доступа. Пояснила, что границы участка истца ранее были совсем другими, сама истец меняла границы осенью. По участку в настоящих границах проходит водопроводная труба.
Будучи ранее допрошенной в качестве свидетеля показала, что истца знает с 1997 г., т.к. проживала в доме <адрес>. Ранее в доме жили ее родители, брат. Она помнит, что истец выходила замуж, уезжала в город жить.
В 1997 г. она купила квартиру в доме, у всех были полисадники, до нее им пользовалась Игнатьева Елена. Они и показал ей участок, который был прикреплен к квартире свидетеля. Но так как предыдущие собственники квартиры умерли, она стала пользоваться этим участков, обрабатывала его. Она (свидетель) тогда не возражала, что Игнатьева Е. его обрабатывает, поскольку работала в школе и не имела на это времени.
Пользоваться участком стала с 2014 года, т.к. Игнатьева Е. умерла, сын перестал пользоваться и показал ей его: слева от участка истца.
Часть земельного участка Игнатьевых оформила себе Канюка Г.Е., остальное оформляет истица согласно данному плану.
На земельный участок она не претендует в силу возраста, ей необходим доступ к выгребному колодцу, который часто надо откачивать от сточных вод.
Ранее между ее участком и участком истца была сетка-рабица. Границы пользования участком отражены свидетелем в схеме, по которой по территории 1,3 проходила дорога, под ней – водопровод, далее были сараи, гаражи (л.д.103).
После смерти матери истца, земельный участок обрабатывала жена брата, жившие в квартире. Потом - истец.
На фотографии № у шифера видны трубы, которые были вкопаны в землю и держали забор с другой стороны (л.д.61).
На фотографии № виден дальний забор с земельным участком с кадастровым номером …№ Титловой, а у истца – сдвинут (л.д.62).
В 2021 г. она уезжала на море, вернулась, обнаружила отсутствие забора. Ей сказали, что забор убрала истец, та, в свою очередь, сказала, что все документы у нее оформлены, снесла, т.к. не дождалась ее и торопилась.
Она не претендует на землю, но просила отгородить участок под выгребной ямой – 9 кв.м, готова была оплатить забор с ее стороны, истец обещала подумать, но не ответила. Потом она узнала, что истец оформила участок.
Поскольку в МКД не было воды и канализации все жильцы сами обустраивали их для себя. Она обустроила выгребную яму в мае 2015 г. В процессе этого, т.к. на участке стоял электрический столб, она просила нанятых ею работников отступить от него, чтобы яма попала в придомовую территорию в размере 15 м, про которую ей сообщили в администрации. Ее потом проверяли с администрации.
Почему сведения о выгребной яме внесены в похозяйственную книгу только в 2019 г. ей неизвестно.
Яму она откачивает 1 раз в 2 месяца. Ей хотелось бы, чтобы границы участка истца не включали часть участка, на которой расположена ее выгребная яма.
Представители третьих лиц – филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Третьи лица - Канюка Г.Е., Титлова Н.Я. в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Канюка Г.Е. представили заявление, в котором с иском согласилась ввиду отсутствия споров по границам (л.д.51).
Свидетель ФИО7 показала, что проживает в соседнем от истца подъезде. Зайченко О.И. пользовалась придомовым участком в зоне нахождения выгребной ямы, вдоль участка истца, там был забор в виде сетки - рабицы. Забор исчез летом 2021 г. Выгребная яма к ее квартире обустроена с другой стороны дома и тоже не оформлена (л.д.75-79).
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с площадью 180,00 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, согласно решению Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-17).
Согласно сведениям из ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Для установления границ указанного земельного участка истец обратился в ООО «ЭкоСфера», к кадастровому инженеру Доновской Н.П., которым подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, определена площадь спорного земельного участка в размере 180,00 кв.м, а также границы (л.д.18-28).
Согласно ст.11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка такими характеристиками являются, в том числе: кадастровый номер; описание местоположения объекта недвижимости; площадь участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно заключению кадастрового инженера Доновской Н.П., при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка истца были определены координаты характерных точек границы земельного участка, методом спутниковых геодезических измерений с использованием оборудования, которое позволяет определить положение межевых знаков с инструктивной точностью.
Местоположение границ образуемого земельного участка земельного участка было определено на основании топографической съемки выполненной от 01.07.2021.
Границы межуемого земельного участка и его площадь определялись в соответствии с топографической съемкой и на основании результатов межевания с учетом фактического землепользования, учитывая фактическое местоположение смежных границ, закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, а именно: металлическими столбами и заборами, расположенными на местности более 15 лет и местоположения границ смежных земельных участков по сведениям из ЕГРН, не нарушая прав смежных землепользователей в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Следовательно, граница межуемого земельного участка сформирована по фактической ситуации, сложившейся на момент проведения топографической съемки.
Уточняемая граница сформирована строго в заборе, при проведении работ выяснилось, что между собственниками испрашиваемого земельного участка и смежными земельными участками давно (более 15 лет) сложился порядок землепользования и границы участков были установлены фактически забором.
В процессе подготовки межевого плана использовалась формула для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) (Мг), а также формула для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) (АР), утвержденные Приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации №518 от 17.08.2012 «О требовании к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке».
Процедура согласования границ образуемого земельного участка отражена в акте согласования местоположения границы земельного участка, который содержится в межевом плане. Права смежных землепользователей не нарушены.
Следуя из вышеизложенного, местоположение границ земельного участка и его площадь определялись по результатам межевания, с учетом фактического землепользования, учитывая фактическое местоположение смежных границ, закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, а именно: стен строений и металлическими столбами, расположенными на местности: более 15 лет и местоположения границ смежных земельных участков по сведениям из ЕГРН была вычислена площадь земельного участка, она составила 180 кв.м.
Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в государственном земельном кадастре отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, полученную по результатам измерений, выполненных с точностью, соответствующей требованиям Росземкадастра (л.д.23)
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003).
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится, в том числе, и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН граница земельного участка истца не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Относительно земельного участка заявителя такие документы отсутствуют.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
Согласно ч.3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Данным законом является, в первую очередь, вышеуказанный Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ.
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения площади и координат земельного участка, поскольку сведения о границах подлежат доказыванию.
В ходе судебного следствия представитель ответчика предоставил суду доказательства нарушения границами земельного участка истца прав и интересов иных лиц: собственников выгребных ям, в том числе Зайченко О.И., а также МП м.ц.р. Ставропольский «СРС», обслуживающего трубопровод в зоне нахождения земельного участка истца, поскольку границы изменены истцом и земельный участок ранее существовал в иных границах.
Указанные лица привлечены судом к участию в деле, произведен допрос свидетелей.
Установлено, исходя из схемы водопровода и пояснений представителя МП м.ц.р. Ставропольский «СРС», что схема водопровода, представленная суду представителем ответчика, подтверждает фактическое его нахождение в месте расположения земельного участка истца согласно схеме из межевого плана (л.д.27, 40,114-117).
Представитель просил учесть, что водопровод прокладывался значительное долгое время назад и более точное его место расположения можно установить только путем геодезических проектно-изыскательских работ. Учитывая давность его прокладки, водопровод значительно устарел и может в любой момент возникнуть аварийная ситуация, которая затронет права жителей двух многоквартирных домов, истца и других лиц.
Из показаний свидетеля ФИО8, свидетеля и третьего лица Зайченко О.И., а также представленных представителем ответчика фотографий (л.д.61-63) следует, что границы земельного участка истца, представленные в межевом плане не соответствуют фактическим границам, в которых земельный участок существовал 15 и более лет, поскольку в 2021 г. Стратонова О.Г. их изменила.
Факт нахождения на земельном участке истца двух выгребных ям, принадлежащих Зайченко О.И. и иному лицу (неустановленному судом), истцом не опровергался, как и факт пользования ими.
Нахождение выгребной ямы Зайченко О.И. подтверждено данными похозяйственных книг, чеками о приобретении материалов на обустройство (л.д. 65-71,92-96).
Указанные доводы и доказательства истцом не опровергнуты.
Доводы о том, что местоположение границы определялось специалистом – кадастровым инженером по столбам и с у четом данных, содержащихся в Управлении Росреестра по Самарской области, не могут являться бесспорным основанием подтверждения существования границ участка истца в заявленной суду конфигурации и координатах, поскольку кадастровый инженер не обладал сведениями о расположении границ до 2021 г., которые предоставлены суду жителями п. Приморский – соседями истца.
Кроме этого, предоставленный представителем ответчика акт осмотра земельного участка, составленный в присутствии истца 30.11.2021 свидетельствует об отсутствии какого-либо забора, кроме натянутого шнура между земельными участками истца и Титловой Н.Я., что противоречит выводам кадастрового инженера (л.д.107-109).
Ввиду установленных обстоятельств, суд полагает, что межевой план, изготовленный кадастровым инженером Доновской Н.П. 06.07.2021, не соответствует фактическому местоположению границ земельного участка истца, существовавшего до 2021 года в иных границах и нарушает права иных лиц (владельцев выгребных ям и водопровода).
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований об установлении местоположения границ земельного участка в соответствии с координатами характерных точек границ, определенных кадастровым инженером Доновской Н.П. 06.07.2021.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Стратоновой Ольги Геннадьевны к администрации с.п. Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 11.02.2022.
Судья - подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья
УИД 63RS0027-01-2021-004337-70