Дело № 12-72/2020 ...
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Саров Нижегородской области 21 октября 2020 года
18 часов 30 минут
Судья Саровского городского суда Нижегородской области Николаев А. А.,
с участием должностного лица, чье постановление обжаловано государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» по пожарному надзору старшего лейтенанта внутренней службы Рябова А.А.,
рассмотрев в помещении Саровского городского суда Нижегородской области (г. Саров Нижегородской области, пр. Мира, д. 13, зал 215) материалы дела дело по жалобе
Новикова С. Ю., **** года рождения, уроженца ..., гражданина Российской федерации, русского, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., ранее в течение года к административной ответственности не привлекавшегося,
на постановление государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» по пожарному надзору старшего лейтенанта внутренней службы – Рябова А.А. от 20 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Новикова С. Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» по пожарному надзору Рябова А.А. от 20 августа 2020 года гражданин Новиков С. Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица Новиков С.Ю. обратился с жалобой на указанное постановление, мотивируя ее тем, что с постановлением он не согласен.
Свою жалобы Новиков С.Ю. мотивировал тем, что в постановлении указано: «Расстояние между жилыми домами расположенные по ул. Чкалова д.10 с кадастровым номером № (год постройки 2020) и ул. Чкалова д.12 (год постройки 1956 со слов К.) - свидетельство на право собственности здания от 2004 года менее 15 метров и составляет 12.8 метров.». И сделана ссылка на п. 4.13 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
Земельный участок находится по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул. Чкалова, д. 10, кадастровый номер (адрес) земельного участка: №, площадь земельного участка: 653 кв. м.
Жилой дом по вышеуказанному адресу построен в рамках границы – места допустимого разрешения объектов капитального строительства, земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж - 3 - зоны малоэтажной индивидуальной жилой застройки.
Объект, строительства соответствует градостроительному плану земельного участка от 26.09.2019 г. RU5230400001912
А также имеется информация о соответствии объекта строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности – уведомление Администрации города Сарова от 03.07.2020 № 01.10-01/331.
Жилой дом по адресу: ..., кадастровый номер (адрес) земельного участка: № находится в его собственности на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и имеет номер регистрации №-52/158/2020-1 от 24.07.2020 17:42:50.
В результате чего, заявитель считает, что при данных обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не учтены следующее обстоятельства.
До вынесения постановления он предоставил в административный орган все необходимые и запрашиваемые документы, понимая, что, у него, как у физического лица возник правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у него появились права и обязанности, составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомиться со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права, привлекаемых к административной ответственности.
На объекте имеется система обеспечения пожарной безопасности и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Фактически испытания на огнестойкость конструкций не проводились, факт нарушений требований пожарной безопасности в рамках противопожарных расстояний не доказан.
Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений и территорий.
На данном объекте практически исключена общественная опасность окружающем и исключена общественная опасность.
Постановлением не определен субъект правонарушения.
Не определена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, которая заключается в совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, но при условии наличия квалифицирующего признака - совершение таких действий в условиях особого противопожарного режима.
Состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ указанный в постановлении является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В постановление не указано, каким органом власти введен особый противопожарный режим на территории г. Саров, а также какие дополнительные требования пожарной безопасности были нарушены.
Диспозиции нарушении постановления не содержат дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В том числе не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом всего вышеизложенного Новиков С.Ю. просит постановление ОФГПН по делу об административном правонарушении от 20.08.2020 года № 0038 отменить, а производство по делу прекратить.
В судебное заседание Новиков С.Ю. не явился, извещен надлежащим образом, уважительности причины неявки суду не сообщил, при этом, обеспечил явку в суд специалиста – Мушкаева В.И..
Судья определил при указанных выше обстоятельствах рассмотреть дело в отсутствие заявителя – Новикова С.Ю..
При разбирательстве дела – должностное лицо, чье постановление обжаловано государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» по пожарному надзору старшего лейтенанта внутренней службы Рябова А.А., с доводами жалобы был не согласен, в результате чего, просил оставить ее без удовлетворения, а его постановление без изменения.
Допрошенный в рамках судебного разбирательства по делу специалист – Мушкаев В.И. пояснил следующее.
В постановлении указано, что: «Расстояние между жилыми домами расположенные по ул. Чкалова д.10 с кадастровым номером № (год постройки 2020) и ул. Чкалова д.12 (год постройки 1956 со слов К.) - свидетельство на право собственности здания от 2004 года менее 15 метров и составляет 12.8 метров.» И сделана ссылка на п. 4.13 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
Земельный участок находится по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул. Чкалова, д. 10, кадастровый номер (адрес) земельного участка: №, площадь земельного участка: 653 кв. м.
Жилой дом по вышеуказанному адресу построен в рамках границы – места допустимого разрешения объектов капитального строительства, земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж - 3 - зоны малоэтажной индивидуальной жилой застройки.
Объект, строительства соответствует градостроительному плану земельного участка от 26.09.2019 г. RU5230400001912
А также имеется информация о соответствии объекта строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности – уведомление Администрации города Сарова от 03.07.2020 № 01.10-01/331.
Жилой дом по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул. Чкалова, д. 10, кадастровый номер (адрес) земельного участка: № находится в собственности Новикова С.Ю. на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и имеет номер регистрации №-52/158/2020-1 от 24.07.2020 17:42:50.
В соответствии с требованиями ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
На объекте имеется система обеспечения пожарной безопасности и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Объектом правонарушения по ст. 20.4 КоАП РФ является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
При этом противоправное деяние виновного лица не связывается ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Фактически испытания на огнестойкость конструкций не проводились, факт нарушений требований пожарной безопасности в рамках противопожарных расстояний не доказан.
В том числе не определена степень зависимости элементов здания от их способности сопротивляться воздействию пожара и распространению его опасных факторов в условиях пожара.
Также отсутствует информация характеризующая пределы огнестойкости строительных конструкций.
Без вышеизложенных сведений, информации невозможно определить степень огнестойкости и класс пожарной опасности строительных конструкций, которые должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.
Вышеуказанное свидетельствует, что требования к противопожарным расстояниям предъявлены без учета противопожарных свойств и не точно.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.08.2020 г. № 0038, а также в административном протоколе кроме доводов должностного лица вынесшего постановление, другие доводы не указаны и отсутствуют. Иные доказательства по делу об административном правонарушении не рассматривались и не приобщались.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.».
В данном случае в протоколе об административном правонарушении от 12.08.2020 г. № 0038, а также в постановлении по делу об административном правонарушении от 20.08.2020 г. № 0038 отсутствует информация о доказательствах, в том числе: объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; заключениями эксперта, термические испытания древесины, иными документами.
Одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела в данном случае все обстоятельства не исследованы.
Вместе с тем доказательства являются основаниями для суждения субъекта административной юрисдикции об обстоятельствах, смягчающих или отягчающих ответственность, о размере причиненного ущерба, а также об обстоятельствах, исключающих производство по делу, и других обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Строительные конструкции зданий и сооружений в зависимости от их способности сопротивляться воздействию пожара и распространению его опасных факторов в условиях стандартных испытаний подразделяются на строительные конструкции со следующими пределами огнестойкости: 1) ненормируемый; 2) не менее 15 минут; 3) не менее 30 минут; 4) не менее 45 минут; 5) не менее 60 минут; 6) не менее 90 минут; 7) не менее 120 минут; 8) не менее 150 минут; 9) не менее 180 минут; 10) не менее 240 минут; 11) не менее 360 минут.
Пределы огнестойкости строительных конструкций определяются в условиях стандартных испытаний. Наступление пределов огнестойкости несущих и ограждающих строительных конструкций в условиях стандартных испытаний или в результате расчетов устанавливается по времени достижения одного или последовательно нескольких из следующих признаков предельных состояний: потеря несущей способности (R); потеря целостности (E); потеря теплоизолирующей способности вследствие повышения температуры на необогреваемой поверхности конструкции до предельных значений (I) или достижения предельной величины плотности теплового потока на нормируемом расстоянии от необогреваемой поверхности конструкции (W).
Предел огнестойкости для заполнения проемов в противопожарных преградах наступает при потере целостности (E), теплоизолирующей способности (I), достижении предельной величины плотности теплового потока (W) и (или) дымогазонепроницаемости (S).
Методы определения пределов огнестойкости строительных конструкций и признаков предельных состояний устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Условные обозначения пределов огнестойкости строительных конструкций содержат буквенные обозначения предельного состояния и группы.
В протоколе об административном правонарушении от 12.08.2020 г. № 0038, а также в постановлении по делу об административном правонарушении от 20.08.2020 г. № 0038 отсутствует информация характеризующая пределы огнестойкости строительных конструкций.
Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений и территорий.
На данном объекте практически исключена общественная опасность окружающим и исключена общественная опасность, обратное также не доказано.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм. Возможность привлечения граждан к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
В данном случае отсутствует субъект административного правонарушения.
Кроме того постановление вынесено по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ совершение административного правонарушения в условиях особого противопожарного режима, но не понятны следующее обстоятельства:
Не определена объективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, которая заключается в совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, но при условии наличия квалифицирующего признака - совершение таких действий в условиях особого противопожарного режима.
Для квалификации действий субъекта в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ наряду с установлением факта нарушения нормативно установленных требований пожарной безопасности значимым условием является совпадение даты его совершения с периодом особого противопожарного режима, введенного в соответствии со ст. 30 Закона № 69-ФЗ.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (ст. 1 Закона N 69-ФЗ).
Статья 30 Закона № 69-ФЗ устанавливает, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ указанный в постановлении является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В постановлении не указано, каким органом власти введен особый противопожарный режим на территории г. Саров, а также какие дополнительные требования пожарной безопасности были нарушены.
Диспозиции нарушении постановления не содержат дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В том числе не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.
Кроме того, доводит до сведения суда, что на объекте защиты (жилом доме) гражданин Новиков С.Ю. предусмотрел и в настоящее время реализует дополнительные меры пожарной безопасности:
В помещениях чердачного этажа здания установлены модули порошкового пожаротушения, смонтирована установка пожаротушения;
Деревянные конструкции фасада здания будут обработаны огнезащитным составом;
Помещения здания будут оборудованы автономной пожарной сигнализацией;
Помещения будут оборудованы первичными средствами пожаротушения – огнетушителями.
Здание обеспечено наружным противопожарным водопроводом в соответствии с действующим законодательством.
Данное мнение, специалист просит учет при вынесении судом решения по рассматриваемой жалобе.
Заслушав должностное лицо, чьи действия обжалуются, мнение специалиста, исследовав материалы дела с учетом доводов жалобы, судья приходит к следующему выводу.
Рассмотрение жалобы на постановление государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» по пожарному надзору старшего лейтенанта внутренней службы – Рябова А.А. от 20 августа 2020 года по делу об административном правонарушении относится к компетенции судьи Саровского городского суда Нижегородской области по принципу территориальной подведомственности п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы председательствующим по делу судьей не установлено.
Срок на принесение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 20 августа 2020 года, в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, не пропущен.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 10 августа 2020 года, в 14 часов 10 минут, гражданин Новиков С. Ю. на земельном участке с кадастровым номером № Нижегородская область, г. Саров, ул. Чкалова, д. 10, нарушил ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.13, таблица 1 СП 4.13130.2013, Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. Расстояние между жилыми домами расположенные по ул. Чкалова, д. 10 с кадастровым номером № (год постройки 2020) и ул. Чкалова, д. 12 (свидетельство о государственной регистрации право от 07.06.2004) менее 15 метров и составляет 12,8 метров.
Установленные обстоятельства и нарушения послужили основанием для составления 12 августа 2020 года государственным инспектором ФГКУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» по пожарному надзору Рябовым А.А. протокола об административном правонарушении № 0038 в отношении Новикова С. Ю. по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения постановления должностного лица.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности: противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами но пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима, как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Вместе с тем диспозиции ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ не содержат изъятий в отношении требований и дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Следовательно, административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных: обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 23.04.2020) запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Однако материалы не содержат каких-либо письменных доказательств, подтверждающих введение на территории Нижегородской области, либо ЗАТО г. Саров особого противопожарного режима в период совершения инкриминируемого Новикову С.Ю. правонарушения.
Более того ни в протоколе по делу об административном правонарушении, ни в постановлении должностного лица, при квалификации действий Новикова С.Ю. по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, последнему не вменяется нарушение соответствующего решения органов государственной власти или органов местного самоуправления о введении на территории Нижегородской области, либо ЗАТО г. Саров особого противопожарного режима.
Таким образом, допущенные при вынесении постановления нарушения, являются существенными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ и с учетом подведомственности рассмотрения дела об административном правонарушении исключают возможность в рамках пересмотра судом принятого 20 августа 2020 года постановления по делу об административном правонарушении сделать однозначный вывод о наличии либо отсутствии состава инкриминируемого административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, составляет 1 год и на сегодняшний день не истек.
Поскольку в ходе производства по настоящему делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление должностного лица, как незаконное и необоснованное, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Таким образом, один из доводов жалобы Новикова С.Ю. нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу, но поскольку постановление должностного лица подлежит отмене в связи с наличием существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, иным доводам жалобы оценка не приводится.
Иным доводам жалобы, будет дана соответствующая правовая оценка при новом рассмотрении дела по существу.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8, 30.9, 31.1 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 4 ░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 0038 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 4 ░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 0038 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 20.4 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 4 ░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
...
...
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
...