№ 2-1214/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2016 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего-
судьи Томского районного суда Томской области Куцабовой А.А.,
при секретаре Гололобовой А.А.,
с участием
истца Коваленко О.В.,
представителя органа опеки и попечительства Каминской Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Коваленко О.В. к муниципальному образованию «Итатское сельское поселение» в лице Администрации Итатского сельского поселения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Коваленко О.В. обратилась с иском в суд к муниципальному образованию «Итатское сельское поселение» в лице Администрации Итатского сельского поселения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Итатского сельского поселения.
В обоснование заявленного требования указала, что она родилась /.../. С /.../ года является круглой сиротой. Ее мать - Ю. умерла в /.../ году, отец З. - в /.../ году, /.../ Л. - в /.../ году. До /.../ года она проживала в /.../ /.../ /.../ с /.../, жилое помещение за ней не закреплялось. В /.../ году она поступила в /.../ техникум и переехала на постоянное место жительства в /.../. Однако не администрацией учебного заведения, ни органами опеки и попечительства по месту ее жительства не были предприняты меры по защите ее прав по учету в качестве нуждающейся и предоставлении жилого помещения. Семейным кодексом Российской Федерации защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на законных лиц опеки и попечительства. В силу того, что опека над ней не устанавливалась, ее законным представителем являются органы опеки и попечительства, с точки зрения закона органом опеки и попечительства не соблюдались ее законные права на обеспечение жилым помещением, в связи с чем ее права и интересы были нарушены.
В судебном заседании истец Коваленко О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что неоднократно обращалась в органы местного самоуправления по месту ее жительства, которое изменялось, но никто вопрос о предоставлении ей жилого помещения не решал, в связи с чем ее были предприняты суицидальные попытки.
Муниципальное образование «Итатское сельское поселение» в лице Администрации Итатского сельского поселения, извещенное в предусмотренном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против заявленного требования Коваленко О.В. не возражало.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства /.../ Каминская Т.С., действующая на основании доверенности /.../ от /.../, полагала заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения истца, представителя органа опеки и попечительства, изучив письменные документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу ч.ч. 3, 4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Также могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.148, п.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст.1 Федерального закона от /.../ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с принятием Федерального закона от /.../ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу /.../, статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была изложена в новой редакции.
В соответствии со ст.8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно абзацам 3, 9 части 1 этой же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от /.../ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от /.../ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от /.../ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, Коваленко О.В. родилась /.../ в /.../ /.../, ее отец – З., мать – Ж., что подтверждается свидетельством о рождении /.../ /.../, выданным /.../.
Ж. умерла /.../, что следует из свидетельства о смерти серии /.../ /.../, выданного /.../, З. умер /.../ (свидетельство о смерти серии /.../ /.../).
Таким образом, Коваленко О.В. в возрасте 10 лет, в соответствие со ст. 1 Федерального закона от /.../ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относилась к категории лиц из числа детей-сирот, и, следовательно, имела право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Федеральным законом.
23 года истцу исполнилось /.../, в связи с чем права на меры социальной поддержки возникли у нее на основании действовавшего до /.../ законодательства.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от /.../ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до /.../, было определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из материалов дела следует, что /.../ /.../ Директору /.../ выдан ответ о том, что Коваленко О.В., /.../ года рождения, является сиротой.
Из справки /.../ ПУ /.../ от /.../ следует, что Коваленко О.В., /.../ года рождения, зачислена в учебное учреждение /.../. после поступления документов, подтверждающих статус сироты, Коваленко О.В. с /.../ зачислена на полное государственное обеспечение с предоставлением социальных гарантий. Учебное заведение Коваленко О.В. окончила /.../.
Согласно архивной справке от /.../ /.../ /.../» Коваленко О.В. обучалась в учреждении по специальности «/.../» по очной форме обучения с /.../ по /.../, в период с /.../ по /.../ находилась в академическом отпуске по состоянию здоровья. Зачислена по специальности «/.../» по очной форме обучения с /.../ по /.../. Как студент из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Коваленко О.В. зачислена на полное государственное обеспечение.
С июня /.../ года Коваленко проживала с бабушкой Л. по адресу: /.../ /.../ (справка /.../).
С сентября /.../ года Коваленко О.В. проживала в /.../ и являлась учащейся /.../». На территории /.../ Коваленко О.В. учтена не была, жилое помещение за ней не закреплялось (справка /.../ от /.../ /.../).
В /.../ году Коваленко О.В. обратилась в Администрацию /.../ /.../ с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории /.../, в /.../ году Коваленко О.В. с аналогичным заявлением обратилась в /.../.
Согласно сообщению и.о. главы администрации /.../ от /.../ /.../ Коваленко О.В. решением комиссии было отказано в постановке на учет, так как в соответствии со ст. 1 Федерального закона /.../–ФЗ от /.../, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет. Коваленко О.В. к данной категории граждан не относится в силу возраста (29 лет) и поэтому не может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением главы администрации /.../ от /.../ /.../ Коваленко О.В. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории /.../.
В ответе заместителя /.../ по социальной политике от /.../ № /.../ Коваленко О.В. разъяснено право обращения в суд для решения вопроса о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На момент первого обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории /.../ в /.../ Коваленко О.В. исполнилось 29 лет.
Как следует из объяснений истца, в органы местного самоуправления по рассматриваемому вопросу она обращалась до достижении ею 23 лет, но в устной форме, тогда ей не смогли пояснить куда конкретно ей необходимо обратиться.
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ /.../) отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Кроме того, правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от /.../ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Коваленко О.В. зарегистрирована по адресу: /.../ с /.../.
Опека или попечительство в отношении Коваленко О.В. не устанавливались.
Сведений о зарегистрированных правах за Коваленко О.В. на недвижимое имущество не имеется, что подтверждается уведомлением от /.../ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /.../ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемый сведений.
Таким образом, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Коваленко О.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей до 18 лет, по уважительным причинам не реализовала до 23 лет свое право на получение мер социальной поддержки в жилищной сфере и не встала на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку в период обучения истца в образовательных учреждениях, органы опеки и попечительства и должностные лица постановкой истца на учет не занимались.
Кроме того, суд учитывает, что согласно справке серии /.../ по /.../», Коваленко О.В. впервые установлена /.../, на срок до /.../.
Из ответа на запрос суда Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «/.../» от /.../, Коваленко О.В. обращалась: в /.../ с /.../ по /.../; приемное отделение /.../, /.../; общую хирургию с /.../ по /.../.
Согласно представленной выписке из истории болезни /.../, Коваленко О.В. с /.../ по /.../ находилась на лечении с диагнозом: /.../ Ей рекомендовано, в том числе, консультация психиатра по месту жительства.
Из объяснений истца следует, что невозможность решения вопроса с жилым помещением привела к психотравмирующей ситуации и необходимости проведения соответствующего лечения в связи с /.../ и /.../, что судом также принимается во внимание как уважительная причина пропуска срока на обращение с заявление о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Определяя орган местного самоуправления, который должен включить истца в указанный Список, суд считает муниципальное образование «Итатское сельское поселение» надлежащим ответчиком, поскольку истец зарегистрирована на территории данного муниципального образования, постоянного места жительства Коваленко О.В. не имеет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Томский районный суд /.../
решил:
Иск Коваленко О.В. удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное образование «Итатское сельское поселение» в лице Администрации Итатского сельского поселения включить Коваленко О.В., /.../ года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Итатского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий-
судья Томского районного суда Томской области (подпись) А.А. Куцабова
Копия верна.
Судья: А.А. Куцабова
Секретарь: А.А. Гололобова