В мотивированном виде решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Гражданское дело № 2-7046/2013
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лукичевой Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4,
ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ГУ-УПФ РФ в <адрес> – ФИО5, действующей на основании доверенности № ****** от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к ФИО2 о взыскании перерасхода средств на выплату социальной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований пенсионного законодательства в ходе которой установлено, что ответчик ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зачислен в государственное образовательное учреждение ВПО-Уральский государственный технический университет – УПИ, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Размер пенсии, назначенной ФИО2 неоднократно увеличивался. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик переведен на заочную форму обучения. Однако за период с ноября 2009 года по май 2011 года он незаконно продолжал получать пенсию. В связи с утратой права на выплату пенсии по случаю потери кормильца ФИО2 излишне получил пенсионные средства в сумме 82989 рублей 80 копеек. Таким образом истец просит взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации 82989 рублей 80 копеек в качестве перерасхода средств на выплату социальной пенсии по случаю потери кормильца.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям.
Ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал, расчет взыскиваемой суммы не оспаривал, суду пояснил, что не знал о необходимости сообщения в органы пенсионного фонда о том, что он перевелся на заочную форму обучения.
Представитель третьего лица ГУ-УПФ РФ в <адрес> – ФИО5 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Заслушав мнение помощника прокурора <адрес> – ФИО4, ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО5, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно приказа № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зачислен в ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ» по очной форме обучения, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 17-18).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
В силу вышеуказанных законов решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2063 рубля 10 копеек (л.д. 10-11), размер которой в течение периодов выплат неоднократно увеличивался.
При этом ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес третьего лица дано письменное обязательство о необходимости сообщения о переходе на вечернюю или заочную форму обучения, исключения из ВУЗа и поступлении на работу (л.д. 9).
Приказом № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен на заочную форму обучения, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось. Однако, в нарушение обязательства от ДД.ММ.ГГГГ года, не сообщил об этом в органы пенсионного фонда. За период с ноября 2009 года по май 2011 года незаконно продолжал получать социальную пенсию по случаю потери кормильца, которая в общем размере за указанный период составила 82989 рублей 80 копеек. Период незаконного получения пенсии, а так же расчет указанной суммы ответчиком в судебном заседании не оспаривался, судом проверен (л.д. 14-17) и является верным.
Согласно ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Статьей 25 вышеназванного закона установлена ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии. Так, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2689 рублей 69 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к ФИО2 о взыскании перерасхода средств на выплату социальной пенсии – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Российской Федерации в лице Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> перерасход средств на выплату социальной пенсии в размере 82989 рублей 80 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2689 рублей 69 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Л.В. Лукичева