Решение по делу № 33-658/2019 от 06.02.2019

7


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ситникова Н.Е. Дело № 33-658/2019

Докладчик Давыдова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Н.А.,

судей Крючковой Е.Г., Фроловой Е.М.,

при секретаре Кувезенковой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г, Липецка от 06 декабря 2018 года, которым постановлено:

«Признать за Медведевой О.О. право на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на состав семьи три человека: Медведева О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.А.Ю., 22ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что является основанием для выдачи государственного жилищного сертификата в рамках указанного основного мероприятия».

Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Медведева О.О. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области (далее УСЗН Липецкой области) о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, отмене приказа -П от 12.03.2018г., возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека.

В обоснование заявленных требований ссылалась, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20.02.2002г. и по настоящее время.

С 1998 года имеет статус вынужденного переселенца, который ежегодно продлялся в соответствии с действующим законодательством.

Истец ежегодно обращалась с заявлениями о выдаче государственного жилищного сертификата с приложением необходимых документов и ежегодно включалась в списки участников в подпрограмме с даты постановки на учет.

Приказом -П от 12.03.2018г. в выдаче сертификата по государственной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» отказано.

Впоследствии истец уточнила исковые требования и просила признать ее и членов ее семьи М.А.Ю., М.С.Ю. участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; признать за Медведевой О.О. право на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на состав семьи 3 человека – ФИО13, М.С.Ю., М.А.Ю.

В предварительном судебном заседании 24.07.2018г. определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены УВМ УМВД России по Липецкой области, администрация Липецкого муниципального района, администрация сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Попова Н.В. отказалась от заявленных требований в части признания незаконным отказа Управления социальной защиты населения Липецкой области в выдаче государственного жилищного сертификата и отмены приказа Управления социальной защиты населения Липецкой области -П от 12.03.2018г. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи – 3 человека.

Определением суда от 06.12.2018г. производство по делу в данной части прекращено в связи с отказом от заявленных требований.

В судебном заседании Медведева О.О. заявленные требования поддержала, суду объяснила, что на сегодняшний день она и ее дочери соответствуют требованиям подпункта «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Они имеют статус вынужденных переселенцев с 1998 года, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2002 года, не обеспечены жильем, а также включены в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году, размещенный на сайте УСЗН Липецкой области.

В судебном заседании представители ответчика УСЗН Липецкой области по доверенностям Канищева С.А., Пушкова Я.В., Мещерякова О.В. исковые требования не признали, суду объяснили, что Медведевой О.О. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием подпункту «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в рамках которых Медведева О.О. являлась обеспеченной жилым помещением и правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не располагала.

На дату принятия УСЗН Липецкой области решения об отказе в выдаче сертификата решение органа местного самоуправления о признании Медведевой О.О. участником основного мероприятия в учетном деле отсутствовало.

Представитель УМВД России по Липецкой области по доверенности Некрасова С.Д. в судебном заседании отнесла вопрос о разрешении заявленных требований на усмотрение суда. Объяснила, что принимая решение о продлении Медведевой О.О. и ее дочерям М.С.Ю. и М.А.Ю. статуса вынужденных переселенцев управление по вопросам миграции произвело документарное исследование факта нуждаемости Медведевой О.О. в улучшении жилищных условий, установило, что истец с дочерьми с отцом Г.О.Г. не проживает, а проживает и временно зарегистрированы в квартире на основании договора аренды, что подтвердил в письменных объяснениях в рамках проверки Г.О.Г.

Представители администрации Липецкого муниципального района, администрации сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе УСЗН Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Медведевой О.О. отказать.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 вышеназванного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153
"О некоторых вопросах реализации основного мероприятия " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственнойпрограммыРоссийской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлен Правиламивыпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 (далее Правила).

Согласно подпункту «ж» пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом п. 7.2 Правил, не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

Пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" установлено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно установленных оснований, в том числе вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 5 статьи 5).

Как установлено судом, Медведева О.О. имеет статус вынужденного переселенца, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным 20.08.2014г., статус вынужденного переселенца продлялся до 24.08.2015г., до 22.08.2016г., до 22.08.2017г., до 25.08.2018г. и до ДД.ММ.ГГГГ.

М.С.Ю. и М.А.Ю. являются дочерьми Медведевой О.О., что подтверждается свидетельствами о рождении М.С.Ю. и М.А.Ю.., также признаны в установленном порядке вынужденными переселенцами.

Решением жилищной комиссии при администрации Сырского сельсовета Липецкого района от 20.12.2002г. Медведева О.О., проживающая <адрес>, поставлена на очередь по улучшению жилищных условий семьей в составе: М.С.Ю., дочь, ДД.ММ.ГГГГ рождения, М.А.Ю., дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как проживают в доме родителей и являются вынужденными переселенцами, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии при администрации Сырского сельсовета от 20.12.2002г. .

02.03.2018г. Медведева О.О. обратилась с заявлением к начальнику Управления социальной защиты населения Липецкой области о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Липецкой области на состав семьи три человека.

Приказом УСЗН Липецкой области от 12.03.2018г. -П Медведевой О.О. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием Медведевой О.О. подпункту «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от 21.03.2006г. .

Основанием для принятия указанного решение послужило то обстоятельство, что на дату формирования списка граждан-участников подпрограммы (13.07.2017г.) Медведева О.О. не была признана участником подпрограммы.

До 07.02.2018г. решение органом местного самоуправления о признании Медведевой О.О. участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не принималось.

С 07.02.2018г. Медведева О.О. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности ее отцу Г.О.Г., зарегистрированному там же.

Таким образом, Медведева О.О. обеспечена жилым помещением, в связи с чем правом на получение социальной выплаты удостоверяемой сертификатом, она не располагает.

Письмом от 13.03.2018г. Управление социальной защиты населения Липецкой области сообщило Медведевой О.О. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Медведева О.О. является участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

То обстоятельство, что в Управление социальной защиты населения Липецкой области не было представлено решений администрации Сырского сельсовета либо администрации Липецкого муниципального района о признании Медведевой О.О. участником основного мероприятия не исключает факта признания гражданина участником основного мероприятия при наличии остальных условий, необходимых для признания за истцом права на получение государственного жилищного сертификата.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

Так, пунктом 6 Правил установлено, что в рамках основного мероприятия получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте5 настоящих Правил, и признанные участниками основного мероприятия в порядке, установленном пунктами19-21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в основном мероприятии в планируемом году.

На основании пункта 21 Правил подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г.Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20.1 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.

В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Согласно пункту 26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах"е" и "ж" пункта5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению N2, утверждает его и в течение 10рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане- участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Включение граждан - участников основного мероприятия в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной всоответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции.

Из сообщения администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 07.09.2018г., зарегистрированного 11.09.2018г., усматривается, что решение о признании Медведевой О.О. участником подпрограммы не принималось в связи с тем, что Медведева О.О. зарегистрирована в жилом помещении, которое принадлежит ее отцу (т.е. члену семьи).

Согласно сообщению Главы администрации Сырского сельсовета Липецкого района Г.Н.И. от 04.10.2018г., зарегистрированного 05.10.2018г., Медведева О.О. поставлена на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол от 20.02.2002г.). Жилищной комиссией при администрации Сырского сельсовета принималось решение о признании Медведевой О.О. с составом семьи из 3 человек участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище». Указанные документы вместе с учетным делом Медведевой О.О. были переданы в администрацию Липецкого муниципального района согласно полномочиям.

Суду представлена копия сопроводительного письма на имя Главы администрации Липецкого муниципального района, из которого следует, что администрацией сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района направлялись, в том числе, дело вынужденного переселенца Медведевой О.О. на 82 листах в администрацию Липецкого муниципального района и имеется подпись о принятии направленных дел.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что факт признания истца участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» материалами дела не подтвержден.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что приказом -П от 12.03.2018г. УСЗН Липецкой области истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием подпункту «ж» пункта 5 Правил, поскольку с учетом факта регистрации Медведевой О.О. в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем ее отцу Г.О.Г., Медведева О.О в рамках указанных Правил является обеспеченной жилым помещением, в связи с чем правом на получение сертификата не располагает.

Данный приказ УСЗН Липецкой области не отменен, истец от требований о признании отказа незаконным отказалась.

Таким образом, при наличии приказа УСЗН Липецкой области -П от 12.03.2018г. оснований для признания за Медведевой О.О. права на получение жилищного сертификата не имеется.

При этом судебная коллегия также учитывает, что основания отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, изложенные в приказе УСЗН Липецкой области -П от 12.03.2018г. и письме от 13.03.2018г. в ходе рассмотрения дела не опровергнуты.

При этом судебная коллегия соглашается с доводами ответчика о том, что недопустимо признание права истца на получение сертификата исходя из временной у неё регистрации по адресу отличному от адреса регистрации по месту жительства, так как, будучи зарегистрированной длительное время (с 19.07.1999г. по 04.08.2017г.) в жилом доме, принадлежащем её отцу, начиная с 04.08.2017г. Медведева О.О. стала неоднократно изменять адрес временного проживания, а потому с её стороны имеет место злоупотребление правом, что подтверждается также и решением Правобережного районного суда г. Липецка от 20.12.2017г.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Правобережного районного суда г. Липецка от 06 декабря 2018 года подлежит отмене с вынесением нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований Медведевой О.О.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Правобережного районного суда г. Липецка от 06 декабря 2018 года отменить и постановить новое решение, которым в иске Медведевой О.О. к управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на состав семьи три человека отказать.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Копия верна: судья

секретарь

33-658/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Медведева О.О.
Медведева Ольга Олеговна
Ответчики
Управление СОЦЗАЩИТЫ населения ЛО
Другие
администрация сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области
УВМ УМВД России по Липецкой области
Администрация Липецкого муниципального района
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Давыдова Н.А.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
27.02.2019Судебное заседание
05.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2019Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
27.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее