Дело №12-825/18-12
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петрозаводск 05 декабря 2018 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Охранное агентство «Застава» Чаблина А.Б. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 10 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Охранное агентство «Застава», ИНН 1001174940, юридический адрес: г. Петрозаводск, ул. Заводская, д.2А, каб.100,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 10 октября 2018 года ООО «Охранное агентство «Застава» привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 40000 рублей по тем основаниям, что допустило нарушение норм трудового законодательства, предусмотренных п.6 ч.2 ст.22, ст.84.1, ч.6 ст.136, ч.1 ст.140, ч.1 ст.236 ТК РФ, регламентирующих порядок оплаты труда работников.
В жалобе выражается несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и ставится вопрос о его отмене со ссылкой на вынесения оспариваемого постановления за пределами установленного срока проведения проверки.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, не явился.
Защитник Чаблин А.Б. жалобу поддержал в полном объеме, указав на не извещение юридического лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы и проверив производство по делу в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что 03.04.2016 работодатель в лице ООО «Охранное агентство «Застава» (г. Петрозаводск ул. Заводская д.2а каб.100) не обеспечил выплату заработной платы за март 2018 года в отношении работника ФИО1 на общую сумму 12355 рублей и денежной компенсации за 51 день задержки заработной платы, а также не произвел полный расчет при увольнении работника, тем самым нарушены положения п.6 ч.2 ст.22, ст.84.1, ч.6 ст.136, ч.1 ст.140, ч.1 ст.236 ТК РФ.
Действия юридического лица квалифицированы по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
При вынесении постановления о назначении административного штрафа в качестве доказательства вины ООО «Охранное агентство «Застава» в совершении административного правонарушения использовался протокол об делу об административном правонарушении, составленный 20 сентября 2018 года.
В соответствии с ч.1 ст.1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании п.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст.28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В протокол об административном правонарушении вносятся объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ), при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3 ст.28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица допускается лишь при извещении последнего в установленном порядке о месте и времени возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
На основании ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Закон не содержит каких-либо ограничений по способу извещения заинтересованных лиц, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату), при условии, что это позволит проконтролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Как следует из материалов дела, почтовым отправлением от 18.09.2018 по месту регистрации ООО «Охранное агентство «Застава»: г. Петрозаводск ул. Заводская д.2А каб.100 направлялось уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 20 сентября 2018 года в 15 часов 10 минут.
Уведомление (исх.10/10-1192-18-И) с указанием места и времени составления протокола об административном правонарушении датировано 16.07.2018, однако фактически предъявлено в отделение почтовой связи лишь 18.09.2018, то есть за два дня до возбуждения дела об административном правонарушении, о чем свидетельствуют сведения почтового конверта с указанием номера исходящей корреспонденции.
Согласно распечатки сведений почтового идентификатора 19.09.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции, а также отражено, что почтовое отправление выслано обратно отправителю 19 октября 2018 года.
В протоколе об административном правонарушении от 20 сентября 2018 года содержатся сведения о том, что юридическое лицо извещено о месте и времени его составления уведомлением (исх.10/10-1192-18-И) от 16.07.2018.
Вместе с тем, в соответствии со сведениями ФГУП «Почта России» почтовое отправление, содержащее уведомление о месте и времени составления указанного протокола не было получено адресатом по состоянию на 20 сентября 2018 года, поскольку находилось на хранении в отделении связи, и лишь 19 октября 2018 года возвращено в административный орган, поэтому у должностного лица отсутствовали сведения о надлежащем извещении законного представителя привлекаемого юридического лица, что в силу ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ препятствовало возбуждению дела об административном правонарушении.
В связи с тем, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя привлекаемого юридического лица, а достоверных сведений о его извещении материалы дела не содержат, в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ составленный по настоящему делу протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством, подтверждающим факт совершения административного правонарушения.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то признание его недопустимым доказательством, не позволяет установить виновность привлекаемого лица посредством иных материалов дела.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в отсутствие достоверных данных о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, при этом должным образом не была проверена правильность его составления, что повлекло использование недопустимого доказательства.
Допущенные при производстве по настоящему делу процессуальные нарушения являются существенными и не устранимыми, поэтому постановление должностного лица о назначении административного штрафа не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Охранное агентство «Застава» состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 10 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Охранное агентство «Застава» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Р.Ю. Парамонов