Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2015 (2-3006/2014;) ~ М-2879/2014 от 18.11.2014

Дело № 2-83/2015 (2-3006/2014) <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2015 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Н.В. Гладких,

при секретаре Е.А. Городиловой,

с участием помощника прокурора Пермского района Форсюка Р.А.,

заявителя Карпова П.В.,

представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района – Ермакова С.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному округу № 7 Карпова П.В. о признании бездействия Территориальной избирательной комиссии в отказе предоставить повестки заседаний, в не рассмотрении заявлений о нарушении выборного законодательства, о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии в отказе предоставить решения, незаконными действий по не опубликованию решений комиссии об изготовлении бюллетеней, о форме и тексте бюллетеня, числе бюллетеней, порядку осуществления контроля за изготовлением бюллетеней, о месте и времени передачи бюллетеней, о распределении бюллетеней, о регистрации кандидатов, об отказе в регистрации кандидатов; признании бездействия участковых избирательных комиссий № 2704 и 2715 в отсутствии работы до дня голосования; об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 16.09. 2014 года № 62/2 «Об определении общих результатов выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатным избирательным округам № 1-19» в части определения результатов выборов по избирательному округу № 7,

УСТАНОВИЛ:

    Карпов П.В. обратился с заявлением:

о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, выразившееся в отказе предоставить повестки заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района;

о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, выразившееся в не рассмотрении поданных им заявлений о нарушении выборного законодательства;

о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, выразившихся в отказе предоставить решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района;

о признании незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, выразившиеся в не опубликовании решений комиссии (решение об изготовлении бюллетеней, решение о форме и тексте бюллетеня, числе бюллетеней, о порядке осуществления контроля за изготовлением бюллетеней, решение о месте и времени передачи бюллетеней, решение о распределении бюллетеней, решения о регистрации кандидатов, об отказе в регистрации кандидатов);

о признании незаконным бездействия участковых избирательных комиссий, выразившееся в отсутствии работы до дня голосования;

об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 16 сентября 2014 года № 62/2 «Об определении общих результатов выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатным избирательным округам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19» в части определения результатов выборов по избирательному округу № 7.

В обоснование данных требований заявитель указал, что 14 сентября 2014 года состоялись выборы депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района по избирательному округу № 7. Решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 16 сентября 2014 года № 62/2 «Об определении общих результатов выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатным избирательным округам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19» определены результаты выборов по избирательному округу № 7. При проведении выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района по избирательному округу № 7 были допущены нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не обеспечила должную подготовку к проведению выборов депутата Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 7, не обеспечила условия для проведения открытых, гласных и демократических выборов. Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не рассматривала его заявления на нарушения избирательного законодательства. Он как кандидат не извещался должным образом о заседаниях Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района. Ему отказывали в получении повесток заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района и решений Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района. Решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, касающиеся процесса подготовки к выборам, не были опубликованы, в силу этого действия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по подготовке выборов носили незаконный характер. Не опубликованы следующие решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района: об утверждении текста избирательных бюллетеней по выборам депутата Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 7; о заказе бюллетеней в типографии; о передаче бюллетеней из типографии членам Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района; о передаче бюллетеней в участковые избирательные комиссии.

    Он как кандидат в депутаты не был должным образом извещён о месте и времени передачи избирательных бюллетеней из типографии членам Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, а также о передаче бюллетеней в участковые избирательные комиссии. Он не имел возможности проверить процедуру изготовления и передачи бюллетеней. Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не исполнила полномочия избирательной комиссии, организующей выборы, по осуществлению на территории муниципального образования мер по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов. Участковые избирательные комиссии по избирательному округу № 7 не приступали к работе до дня голосования, не была обеспечена возможность ознакомиться со списками избирателей.

    В дальнейшем, 25 декабря 2014 года и 15 января 2015 года Карпов П.В. подал уточнённые заявления, в которых дополнил основания предъявленных требований.

    В уточнённых заявлениях Карпов П.В. дополнительно указал, что 09 сентября 2014 года он подал заявление на нарушение выборного законодательства участковыми избирательными комиссиями № 2704 и 2715, которые не приступили к работе. Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не рассмотрела данное заявление, он не приглашался на заседание комиссии по рассмотрению данного заявления, не получил ответа на заявление. 08 июля 2014 года он подал заявление о несоответствии решения ТИК Пермского муниципального района № 08/06 от 27 июня 2014 года федеральному законодательству о выборах. Данное заявление не было рассмотрено по существу, он не приглашался на заседание комиссии. Ответ на заявление был дан ему председателем ТИК Пермского муниципального района. Полагает, что председатель ТИК Пермского муниципального района не имел полномочий давать ответ на поданное заявление. 05 сентября 2014 года он подал заявление о незаконных действиях члена ТИК Пермского муниципального района ФИО8 ТИК Пермского муниципального района не рассмотрела поданное им заявление, он не приглашался на заседание комиссии, не получил ответ на поданное заявление. В нарушение статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ он, как кандидат в депутаты, не извещался должным образом о заседаниях ТИК Пермского муниципального района. 01 сентября 2014 года он подал заявление на получение копий повесток заседаний ТИК Пермского муниципального района за период с 01 августа по 31 августа 2014 года. 09 сентября 2014 года ТИК Пермского муниципального района предоставила ему копии повесток заседаний только за 01, 06, 07, 08, 12 августа 2014 года. Копии повесток заседаний от 03, 15, 16, 21, 25, 27, 28, 29 и 30 августа 2014 года не были предоставлены. Причины отказа в предоставлении информации о других заседаниях ТИК Пермского муниципального района не были даны в письменном виде. В нарушение статьи 19 Федерального закона № 8-ФЗ ТИК Пермского муниципального района не предоставила информацию о своих заседаниях. Данная информация должна быть размещена на информационном стенде Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района и не имеет статуса информации ограниченного доступа.

    05 сентября 2014 года он подал заявление на получение копий решений ТИК Пермского муниципального района, принятых в период с 01 по 03 сентября 2014 года. 09 сентября 2014 года он подал заявление на получение копий решений ТИК Пермского муниципального района, принятых в период с 04 по 08 сентября 2014 года. 09 сентября 2014 года он узнал, что его устное заявление на получение копий решений ТИК Пермского муниципального района, принятых 27 августа 2014 года, не зарегистрировано, копии решений не подготовлены, поэтому он написал заявление о предоставлении копий решений и за 27 августа 2014 года. В нарушение статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 23 Закона Пермского края № 525-ПК запрошенные им копии решений не были предоставлены.

    В нарушение статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ не опубликованы или иным образом не доведены до сведения избирателей решения ТИК Пермского муниципального района, касающиеся процесса подготовки к выборам: об изготовлении бюллетеней; о порядке осуществления контроля за изготовлением бюллетеней; об утверждении формы и текста избирательных бюллетеней по выборам депутата Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 7; о сроках передачи бюллетеней в участковые избирательные комиссии; о распределении бюллетеней; о месте и времени передачи бюллетеней из ТИК Пермского муниципального района в участковые избирательные комиссии; о регистрации кандидатов в депутаты; об отказе в регистрации кандидатов в депутаты.

    Он как кандидат в депутаты не был должным образом извещён о месте и времени передачи избирательных бюллетеней из типографии членам ТИК Пермского муниципального района, а также о передаче бюллетеней в участковые избирательные комиссии. При данных условиях он не имел возможности проверить законность процедуры изготовления и передачи бюллетеней.

    ТИК Пермского муниципального района не выполнила требования статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, то есть не осуществила на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов.

    06 сентября 2014 года он совместно с другим кандидатом в депутаты ФИО5 не обнаружили вывески о том, что по адресу: деревня Кондратово, улица Карла Маркса, дом 1а, в здании МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа, осуществляют работу участковые избирательные комиссии № 2704 и 2715. Охрана не пропустила их в здание школы, пояснив, что избирательные комиссии в здании школы не работают. Таким образом, было нарушено требование избирательного законодательства, обязывающее участковые избирательные комиссии предоставлять списки избирателей для ознакомления и его дополнительного уточнения, нарушено требование законодательства, обязывающее территориальную избирательную комиссию извещать избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий. В нарушение статей 20 и 30 Федерального закона № 67-ФЗ он как кандидат в депутаты не извещался участковыми избирательными комиссиями о том, когда и где проводилась работа с избирательными документами, а именно со списками избирателей и избирательными бюллетенями. Он полагает, что до дня досрочного голосования, указанные участковые избирательные комиссии не работали. Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не извещала избирателей о сроках и порядке осуществления действий по уточнению списков избирателей.

    В нарушение статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не предоставила документы, подтверждающие полномочия избирательной комиссии муниципального района, то есть не подтвердила полномочия на проведение выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва.

    В нарушение статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ был нарушен порядок формирования Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, поскольку более половины членов данной избирательной комиссии являются муниципальными служащими (6 членов): ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11

    В соответствии с результатами итогов голосования по избирательному округу № 7 на выборах депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва явка избирателей составила 17 % (число избирателей, внесённых в список избирателей – 4 671, количество выданных бюллетеней – 826). На выборах Президента Российской Федерации явка избирателей по избирательным участкам № 1704 и 1715 составила 59 % (число избирателей, внесённых в список избирателей – 5 105, количество выданных бюллетеней – 3 024). Сравнивая данные по явке, фактически получается, что более 40 % избирателей, включённых в список, проигнорировали выборы, организованные Территориальной избирательной комиссией Пермского муниципального района. Кандидат, назначенный депутатом по итогам результатов выборов депутатов Земского собрания Пермского муниципального района по избирательному округу № 7, ФИО12 набрал всего лишь 580 голосов. Значительно большее количество избирателей проигнорировало выборы, организованные ТИК Пермского муниципального района. Избиратели явно выразили своё недоверие к законности деятельности ТИК Пермского муниципального района и самому процессу организации выборов. Мероприятия, предпринятые ТИК Пермского муниципального района в период избирательной компании, нельзя назвать выборами в смысле, который в данное понятие вкладывает российское законодательство. При подготовке выборов были нарушены положения Конституции Российской Федерации (статьи 2 и 15) и не выполнены в основной части полномочия избирательной комиссии муниципального образования по организации выборов. Данные мероприятия не могли выявить действительную волю избирателей.

    В судебном заседании заявитель Карпов П.В. просил об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, изложенных в уточнённых заявлениях.

    В судебном заседании представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района Ермаков С.В. не согласился с заявленными требованиями по доводам, изложенным в письменных возражениях, и пояснил, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленных требований, поскольку все решения ТИК Пермского муниципального района были опубликованы, все заявления, поданные Карповым П.В., рассмотрены. Участковые избирательные комиссии № 2704 и 2715 осуществляли свою деятельность со дня формирования (л.д.113-117, 153-159).

    В судебном заседании представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2704 Каменских Н.А. не согласилась с предъявленными требованиями, поддержала пояснения представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района.

Заинтересованное лицо участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2715 не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства. В предварительном судебном заседании представитель указанной участковой избирательной комиссий избирательного участка не согласились с предъявленными требованиями, пояснила, что участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2715 осуществляла деятельность со дня формирования.

Выслушав пояснение заявителя, представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, представителя заинтересованного лица участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2704, заключение помощника прокурора Пермского района, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Карпов П.В. являлся кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

На основании части 2 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

При таком положении в силу действующего процессуального законодательства заявитель Карпов П.В. обязан доказать утверждения о нарушении его прав решениями, действиями (бездействием) Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2704 и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2715.

Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 25 июня 2014 года № 466 назначены выборы депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва на 14 сентября 2014 года.

Данное решение опубликовано в сети Интернет на сайте Пермского муниципального района в разделе «Выборы».

Решением ТИК Пермского муниципального района от 27.06.2014г. № 08/02 возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района по всем одномандатным избирательным округам (л.д.162).

Из Постановлений Избирательной комиссии Пермского края от 18 августа 2011 года № 06/04-2, от 29 мая 2012 года № 77/08-2, от 07 августа 2013 года № 115/02-2, от 19 сентября 2013 года № 124/01-2, от 17 октября 2013 года № 127/12-1, от 31 января 2014 года № 134/02-2, от 31 января 2014 года № 134/03-2 следует, что:

сформирована территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района в количестве 10 членов с правом решающего голоса в составе: ФИО14, ФИО15, ФИО7, ФИО16, ФИО49., ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО6, ФИО20;

досрочно прекращены полномочия членов территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом решающего голоса ФИО49., ФИО14, ФИО16, ФИО15;

назначены членами территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом решающего голоса ФИО8, ФИО10, ФИО21, ФИО9;

председателем данной комиссии назначен ФИО6 (л.д.11-21).

В силу пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

Члены Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом решающего голоса ФИО7 и ФИО9 не являются государственными или муниципальными служащими, что следует из сообщений работодателей указанных лиц (л.д.209, 210).

Следовательно, количество членов Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом решающего голоса, являющихся государственными (муниципальными) служащими, составляет менее одной второй от общего числа членов данной комиссии, поэтому суд считает, что состав избирательной комиссии соответствует требованиям закона, а соответствующий довод заявителя не подтверждён доказательствами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальная комиссия:

а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;

в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;

г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Согласно решениям Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района № 05/05 и № 05/65 от 12 апреля 2013 года, № 30/16 и № 30/17 от 15 августа 2014 года, № 36/10 от 03 сентября 2014 года:

сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2704 в количестве 12 членов с правом решающего голоса в составе: ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32;

председателем данной комиссии назначена ФИО13;

в состав данной комиссии зачислены ФИО33 и ФИО34 вместо досрочно прекративших полномочия членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО26 и ФИО24 (л.д.40-45).

Из решений Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района № 05/16 и № 05/76 от 12 апреля 2013 года, № 29/04 и № 29/07 от 12 августа 2014 года, № 36/15 от 03 сентября 2014 года следует, что:

сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2715 в количестве 12 членов с правом решающего голоса в составе: ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО45, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44;

председателем данной комиссии назначена ФИО45;

в состав данной комиссии зачислены ФИО46 и ФИО47 вместо досрочно прекративших полномочия членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО44 и ФИО36 (л.д.46-52).

На основании пункта 6 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

е) выдает открепительные удостоверения;

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 22 августа 2014 года № 22/02 определены место для организации и проведения досрочного голосования в помещении Территориальной избирательной комиссии и помещениях участковых избирательных комиссий, в том числе помещениях участковых избирательных комиссий избирательных участков № 2704 и № 2715: указаны местонахождения избирательных комиссий и график работы. Данное решение опубликовано в муниципальной газете «Нива» № 35 (8268-1) за 04 сентября 2014 года (л.д.220).

Решениями Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района № 11/07 от 14 июля 2014 года и № 35/05 от 28 августа 2014 года определён следующий режим работы участковых избирательных комиссий в период избирательных компаний по выборам депутатом Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва:

рабочие дни с 08 до 20 часов, с участниками избирательного процесса (дежурство в помещении участковой избирательной комиссии) с 14 до 20 часов;

выходные дни с 14 до 20 часов, с участниками избирательного процесса (дежурство в помещении участковой избирательной комиссии) с 10 до 15 часов;

в период досрочного голосования с 10 по 13 сентября 2014 года – с 16 до 20 часов (л.д.53-54).

Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 18 августа 2014 года № 3440 определён список избирательных участков (участков референдума) для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей (участников) референдума, согласно которому участковые избирательные комиссии избирательных участков № 2704 и № 2715 расположены по адресу: деревня Кондратово, улица карла Маркса, дом 1а, МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа» (телефон 296-53-30).

Данное постановление опубликовано в муниципальной газете «Нива» № 33 (8266) от 21 августа 2014 года (л.д.222).

Суд установил, что участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2704 и участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2715 осуществляли свою деятельность по обеспечению процесса голосования избирателей по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района со 02 сентября 2014 года.

Данные обстоятельства подтверждаются графиком работы комиссий, решениями, принятыми указанными избирательными участковыми комиссиями и протоколами заседаний комиссий, табелями учёта рабочего времени (л.д. 55-101, 119-120).

Суд находит, что отсутствие табличек, размещённых на здании МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа» и указывающих на местонахождение в данном здании участковых избирательных комиссий избирательных участков № 2704 и № 2715, невозможность посещения заявителем помещения участковых избирательных комиссий в определённый момент времени не указывают на отсутствие деятельности участковых избирательных комиссий.

Заявитель Карпов П.В. не представил доказательства того, что невозможность посещения им помещения участковых избирательных комиссий произошла по причинам, вызванными действиями (бездействием) членов данных комиссий и свидетельствует о невозможности избирателей в ознакомлении со списками избирателей. Заявитель не отрицал, что кроме 06.09.2014г., в другие дни по месту расположения указанных участковых избирательных комиссий не приходил.

При таком положении суд находит, что доводы заявителя Карпова П.В. о том, что участковые избирательные комиссии избирательных участков № 2704 и № 2715 не осуществляли свою деятельность до дня голосования по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района (14 сентября 2014 года) не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, поэтому соответствующие требования не являются правомерными и не подлежат удовлетворению.

На основании пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Суд находит, что закон не содержит указание на определённый способ оповещения зарегистрированного кандидата о времени заседания избирательной комиссии, в том числе не обязывает избирательную комиссию извещать лично каждого зарегистрированного кандидата об этом.

Суд установил, что повестки заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с указанием даты и времени проведения таких заседаний размещались на информационном стенде, находящемся в помещении избирательной комиссии, то есть в свободном доступе.

При таком положении суд находит, что Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района исполняла обязанность по обеспечению оповещения заинтересованных лиц о своих заседаниях, бездействие избирательной комиссии в данном случае отсутствует, поскольку у Карпова П.В. имелась возможность получить данную информацию, размещённую в свободном доступе.

Согласно Примерной инструкции по делопроизводству в Территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования, утверждённой Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 октября 2011 года № 48/406-6, регистрация поступающих документов производится председателем (секретарём) территориальной комиссии или ответственным за ведение делопроизводства с использованием журнальной системы регистрации документов ежедневно в часы работы территориальной комиссии; при регистрации поступившего документа в регистрационной форме вводятся следующие реквизиты: вид документа, его исходящий номер и дата, данные о корреспонденте (адресате) (фамилия, имя, отчество физического лица или название организации, местонахождение отправителя), краткое содержание документа, количество листов основного документа и листов приложения, количество экземпляров; на поступающем документе проставляется регистрационный штамп с указанием входящего номера, даты и времени регистрации; зарегистрированные документы подлежат рассмотрению.

Кандидат в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному округу № 7 Карпов П.В. обращался в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района со следующими письменными заявлениями:

с заявлением от 08 июля 2014 года о приведении решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района № 08/06 от 27 июня 2014 года в соответствие с выборным законодательством (л.д.31);

с заявлением от 20 августа 2014 года о предоставлении копий повесток заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района за период с 15 июня по 30 июля 2014 года (л.д.34);

с заявлением от 01 сентября 2014 года о предоставлении копий повесток заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района за период с 01 по 31 августа 2014 года (л.д.33);

с заявлением от 01 сентября 2014 года о предоставлении копии решений Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, принятых 25 июня 2014 года (л.д.35);

с заявлением от 05 сентября 2014 года о предоставлении копий решений Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, принятых в период с 01 по 03 сентября 2014 года (л.д.29);

с заявлением от 09 сентября 2014 года о предоставлении копий решений Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, принятых 27 августа 2014 года (л.д.27);

с заявлением от 09 сентября 2014 года о предоставлении копий решений Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, принятых в период с 04 по 08 сентября 2014 года (л.д.30);

с заявлением от 05.09.2014г. о признании незаконным отказа в принятии устного обращения по телефону Ардашевой Н.М. (л.д.110);

с заявлением от 09 сентября 2014 года о принятии мер для прекращения нарушений избирательного законодательства, выразившегося в отсутствии нахождения участковых избирательных комиссий № 2704 и № 2715 в здании МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа» по адресу: деревня Кондратово, улица Карла Маркса, дом 1а, отсутствии табличек, извещающих о работе указанных участковых избирательных комиссий, в здании школы (л.д.28).

Каждое из указанных заявлений зарегистрировано в Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, что подтверждается штампами о проведении регистрации на заявлениях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

12 июля 2014 года Карпов П.В. получил письменный ответ Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района на обращение от 08 июля 2014 года о приведении решения комиссии № 08/06 от 27 июня 2014 года в соответствие с выборным законодательством, что следует из расписки в получении ответа (л.д.32).

Из расписок Карпова П.В., выполненных в журнале регистрации заявлений (жалоб), поданных в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района, следует, что 23 августа 2014 года Карпов П.В. получил копии повесток заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района за период с 15 июня по 30 июля 2014 года; 09 сентября 2014 года он получил копию решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, принятого 25 июня 2014 года; 09 сентября 2014 года он получил копии повесток заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района за 01, 06, 07, 08 и 12 августа 2014 года (л.д.36-39).

Неполучение Карповым П.В. копий повесток заседаний Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, состоявшихся в другие дни, не указывает на бездействие указанной комиссии, нарушении прав заявителя, поскольку у Карпова П.В. имелась возможность получить данную информацию, размещённую в свободном доступе.

На заявлениях, поданных Карповым П.В. 05 и 09 сентября 2014 года, о предоставлении копий решений Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, принятых в период с 01 по 08 сентября 2014 года, имеются рукописные записи председателя комиссии ФИО6 о том, что заявителю разъяснено, что в решениях не отражены вопросы, касающиеся избирательного округа № 7 (л.д.29-30).

Суд считает, что указанные заявления фактически рассмотрены, заявителю отказано в предоставлении запрошенных документов; предоставление ответа на обращения в устной форме не противоречат закону, поскольку поданные заявления не являются обращениями о нарушении закона, закон не запрещает предоставление ответа на обращение, в котором не указано о нарушении закона.

Заявление Карпова П.В. от 05.09.2014г. о признании незаконным отказа ФИО8 принять его устное обращение по телефону, было оставлено ТИК Пермского муниципального района без рассмотрения, что подтвердил в судебном заседании представитель ТИК, поскольку в самом заявлении не указывается о чем было обращение Карпова П.В., которое не приняла ФИО8, и касалось ли данное обращение вопросов, подлежащих рассмотрению ТИК Пермского муниципального района.

При таком положении суд усматривает, что Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не допустила бездействия при рассмотрении поданных заявлений, поэтому соответствующие требования не могут быть признаны правомерными.

В то же время, Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не представила документы, подтверждающие вручение (направление) Карпову П.В. письменного ответа на заявление от 09 сентября 2014 года об отсутствии участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2704 и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2715 по месту их нахождения.

Возражение представителя Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района о том, что ответ на указанное обращение был дан заявителю в устной форме, что следует из соответствующей отметки на заявлении, не может быть принят судом, поскольку в силу закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.

Следовательно, ответ на обращение о нарушении закона, предоставленный в устной форме, не указывает на надлежащее исполнение Территориальной избирательной комиссией Пермского муниципального района обязанности, установленной законом, свидетельствует о допущенном бездействии по исполнению указанной обязанности.

Сам заявитель отрицает получение им устного ответа на вышеуказанное его заявление. На самом заявлении имеется отметка председателя ТИК Пермского муниципального района ФИО6 «разъяснено устно», при этом не указано какие разъяснения, когда и кому были даны (л.д.28).

При таком положении суд считает, что требование о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09 сентября 2014 года об отсутствии участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2704 и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2715 по месту их нахождения является правомерным.

Суд находит, что обязанность по рассмотрению данного заявления фактически не исполнена, поэтому приходит к выводу о необходимости возложения на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района обязанности по рассмотрению указанного заявления Карпова П.В. в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.

На основании части 4 статьи 3 Закона Пермского края от 09 ноября 2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, подлежат опубликованию в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным способом, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через три дня после их принятия.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 14 Закона Пермского края от 20 февраля 2007 года № 4-ПК «О территориальных избирательных комиссиях Пермского края» нормативные решения территориальных избирательных комиссий подлежат официальному опубликованию. Иные решения комиссий подлежат официальному опубликованию в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Нормативные решения территориальной избирательной комиссии вступают в силу с момента их опубликования, если иной срок не определен федеральным законом, законом Пермского края, решением комиссии об утверждении акта. Иные решения вступают в силу с момента принятия. Неопубликованные нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и организаций, применению не подлежат.

Суд установил, что нормативные решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва, опубликованы в сети Интернет на сайте Пермского муниципального района в разделе «Выборы».

Согласно частью 1 статьи 37 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

В силу положений статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень; бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии; форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования; изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.

Из содержания статьи 64 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» следует, что для участия в голосовании избиратель получает избирательный бюллетень. Бюллетени изготавливаются исключительно на основании решения соответствующей избирательной комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней утверждается избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Для проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований изготавливаются избирательные бюллетени для голосования по единому избирательному округу и одномандатному (многомандатному) избирательному округу, которые должны различаться по форме. Форма избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней для голосования по единому избирательному округу, а также форма избирательного бюллетеня по одномандатному (многомандатному) избирательному округу утверждаются избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня по единому избирательному округу утверждается избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем за 22 дня до дня голосования. Текст и число избирательных бюллетеней по одномандатному (многомандатному) избирательному округу утверждаются соответствующей окружной избирательной комиссией, а в случаях, когда полномочия окружной избирательной комиссии возложены на иную комиссию, - то данной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избирательные бюллетени для голосования по единому избирательному округу изготавливаются не позднее чем за 15 дней до дня голосования на основании решения избирательной комиссии, организующей выборы. Избирательные бюллетени для голосования по одномандатным (многомандатным) избирательным округам изготавливаются не позднее чем за 15 дней до дня голосования на основании решения соответствующих окружных избирательных комиссий. Избирательные бюллетени изготавливаются на основании решения соответствующей избирательной комиссии в полиграфических организациях, технически оснащенных для изготовления избирательной документации. Число избирательных бюллетеней, изготовленных для голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных в данном одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Число избирательных бюллетеней, изготовленных для голосования по единому избирательному округу, не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных в едином избирательном округе.

Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление избирательных бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия, разместившая заказ на изготовление избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, вправе подписать акты, указанные в настоящей части.

Избирательная комиссия, организующая выборы, после передачи ей полиграфической организацией избирательных бюллетеней для голосования по единому избирательному округу, одномандатным (многомандатным) избирательным округам передает их соответствующим окружным избирательным комиссиям в срок, установленный избирательной комиссией, организующей выборы, на основании принятого ею решения о распределении избирательных бюллетеней.

Окружная избирательная комиссия после получения ею избирательных бюллетеней для голосования по единому избирательному округу и соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу от избирательной комиссии, организующей выборы, передает их участковым избирательным комиссиям в срок, установленный избирательной комиссией, организующей выборы, на основании принятого ею решения о распределении избирательных бюллетеней.

О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящим избирательным комиссиям составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней.

Передача избирательных бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым избирательным комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами окружной избирательной комиссии, о чем составляется акт.

При передаче избирательных бюллетеней окружным, иным комиссиям, на которые возложено исполнение их полномочий, и участковым избирательным комиссиям, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать лица, указанные в части 10 настоящей статьи. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи избирательных бюллетеней осуществляется комиссией, организующей выборы, окружной избирательной комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому лицу, указанному в части 9 настоящей статьи, присутствовать при передаче избирательных бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).

На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.

В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата после изготовления избирательных бюллетеней участковые комиссии по указанию избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, эти изменения по решению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием технических средств.

В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, единого списка кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, единый список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные избирательные бюллетени сведений о таком зарегистрированном кандидате, едином списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.

Суд находит, что решения об изготовлении бюллетеней, о форме и тексте бюллетеня, числе бюллетеней, о порядке осуществления контроля за изготовлением бюллетеней, о месте и времени передачи бюллетеней, решение о распределении бюллетеней, о регистрации кандидатов и об отказе в регистрации кандидатов не носят нормативного характера, то есть не устанавливают общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.

Следовательно, в силу закона опубликование таких решений не носит обязательного характера, применение (действие) данных решений не связано с моментом их опубликования.

Суд находит, что не опубликование указанных решений не нарушало права Карпова П.В., не создало препятствий в осуществлении им каких-либо прав и свобод.

     При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не совершала бездействия, выразившегося в не опубликовании указанных решений, нарушающих права заявителя Карпова П.В.

    Решения ТИК Пермского муниципального района по вопросам касающихся бюллетеней, кандидатов в депутаты принимались, что подтверждается материалами дела (л.д. 163-177).

Суд не принимает во внимание доводы заявителя Карпова П.В. о том, что Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не имела полномочий на осуществление мероприятий, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района, поскольку данная позиция заявителя не соответствует Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закону Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», Закону Пермского края «О территориальных избирательных комиссиях Пермского края», постановлениям Избирательной комиссии Пермского края о формировании Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района.

    Суд находит, что утверждение Карпова П.В. о том, что Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района не исполняла обязанности по организации и проведению выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района опровергается доказательствами, собранными по делу.

    Решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 16 сентября 2014 года № 62/02 «Об определении общих результатов выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатным избирательным округам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19»:

признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатным округам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19;

установлено, что по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 избран депутат ФИО12, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (л.д.25-26).

Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе заседания Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от 16 сентября 2014 года № 62, данное решение принято единогласно, за принятие указанного решения проголосовало шесть присутствующих на заседании членов Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом решающего голоса (л.д.22-24)

Указанное решение Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района опубликовано на официальном сайте Пермского муниципального района в разделе «Выборы» в информационно-телекоммуникативной сети «Интернет» (www.permraion.ru).

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Из статьи 81 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» следует, что:

основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие установленные судом обстоятельства:

1) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом;

2) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

3) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

4) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (часть 4);

в соответствии с Федеральным законом суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (часть 5).

Суд считает, что заявитель Карпов П.В. не представил доказательства, указывающие на обстоятельства, с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов, в том числе доказательства, подтверждающие нарушение правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, другие нарушения избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей.

Суд находит, что все доводы заявителя Карпова П.В., изложенные в поданных в суд заявлениях, не указывают на нарушения избирательного законодательства, не позволяющие выявить действительную волю избирателей.

Суд считает, что неучастие значительного числа избирателей в голосовании по выборам депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района, состоявшегося 14 сентября 2014, года по сравнению с выборами Президента РФ, проводимых Центральной Избирательной Комиссией РФ, не указывает на незаконность деятельности Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, в том числе на невозможность выявления действительной воли избирателей, принявших участие в голосовании.

Заявитель Карпов П.В. не отрицал, что с аналогичными заявлениями на нарушение его прав действиями ТИК Пермского муниципального района он обращался в Избирательную Комиссию Пермского края, и все его заявления оставлены без удовлетворения вышестоящей комиссией.

Наличие бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района в рассмотрении заявления Карпова П.В. от 09 сентября 2014 года не является таким нарушением законодательства, которое является основанием для отмены результатов выборов депутатов Земского Собрания Пермского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 7, поскольку оно не допущено при подсчёте голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не связано с установлением действительного волеизъявления избирателей и не имело влияния на определение результатов выборов.

При данных обстоятельствах требования Карпова П.В. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному округу № 7 Карпова П.В. удовлетворить частично.    

Признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по не рассмотрению заявления кандидата в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района по одномандатному округу № 7 Карпова П.В. от 09.09.2014 об отсутствии участковых избирательных комиссий и 2715 по месту их нахождения.

Возложить на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района обязанность рассмотреть указанное заявление заявителя в соответствии с действующим законодательством.

Остальные требования Карпова П.В. оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

    

Судья Пермского районного суда (подпись)

Справка

Решение принято в окончательной форме 21 января 2015 года

<данные изъяты>

Судья Гладких Н.В.

2-83/2015 (2-3006/2014;) ~ М-2879/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карпов Павел Владимирович
Другие
Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района:
Участковая избирательная комиссия № 2704
Участковая избирательсная комиссия № 2715
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Гладких Надежда Васильевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
18.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2014Передача материалов судье
21.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.12.2014Предварительное судебное заседание
15.01.2015Судебное заседание
16.01.2015Судебное заседание
21.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2015Дело оформлено
10.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее