РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2013 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Попик А.А.,
в отсутствие:
представителя истца Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области,
представителя ответчика «Усть-Илимской городской общественной организации по социально-правовой защите военнослужащих»,
третьих лиц на стороне ответчика Дьяконовой З.М., Капканенко Л.Н., Карбовской Г.С., Прокопьевой С.Н.,
представителя третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3662/2013
по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к «Усть-Илимской городской общественной организации по социально-правовой защите военнослужащих» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указал, что **.**.**** Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области зарегистрирована «Усть-Илимская городская общественная организация по социально-правовой защите военнослужащих» за основным государственным регистрационным номером *** с указанием на место нахождения постоянно действующего исполнительного органа: ****, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.****. **.**.**** в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение требований законодательства организация не представила в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, либо информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности за **.**.****, **.**.**** по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Установленные нарушения законодательства организацией не устранены. Таким образом, организация неоднократно с **.**.**** до настоящего времени не исполняет обязанность по предоставлению в Управление информации, предусмотренной абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», что в соответствии с ч. 4, 5 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации организации. Просит суд признать «Усть-Илимскую городскую общественную организацию по социально-правовой защите военнослужащих» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены учредители «Усть-Илимской городской общественной организации по социально-правовой защите военнослужащих» Дьяконова З.М., Капканенко Л.Н., Карбовская Г.С., Прокопьева С.Н.
Представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своевременно. Согласно поступившему в адрес суда заявлению от **.**.**** представитель Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области Елеонская А.В., действующая на основании доверенности *** от **.**.**** с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по **.**.****, просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика «Усть-Илимской городской общественной организации по социально-правовой защите военнослужащих» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по последнему известному месту нахождения. Причины не явки суду не известны. Ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало. Суд признает извещение ответчика надлежащим, поскольку почтовые уведомления направлены судом по имеющемуся в материалах дела и уставных документах юридическому адресу.
Представитель третьего лица на стороне истца Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своевременно.
Третьи лица на стороне ответчика Дьяконова З.М., Капканенко Л.Н., Карбовская Г.С., Прокопьева С.Н. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по последнему известному месту жительства. Причины не явки суду не известны. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно представленной справке от **.**.**** из Единого государственного реестра юридических лиц **.**.**** была произведена государственная регистрация юридического лица при создании «Усть-Илимской городской общественной организации по социально-правовой защите военнослужащих» на основании решения о государственной регистрации, принятого Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам № 9 по Иркутской области.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 65 ГК РФ ликвидация юридического лица производится на основании решения суда.
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 44 указанного Закона основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности».
Как следует из материалов гражданского дела, Министерством юстиции Российской Федерации проведена документарная проверка соответствия деятельности Организации уставным целям и законодательству Российской Федерации.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" устанавливает, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой статьи 29).
В ходе проверки установлено, что Организацией не соблюдаются положения действующего законодательства Российской Федерации и собственного Устава.
В соответствии с абзацем восьмым пункта первого статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абзацу четвертому пункта первого статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Неоднократное непредставление общественной организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1313) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Между тем ответчиком не были представлены доказательства, что на протяжении всего периода «Усть-Илимская городская общественная организация по социально-правовой защите военнослужащих» осуществляет деятельность, соответствующую его уставным целям, предоставляет отчетность в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.
Принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ, а также то, что «Усть-Илимская городская общественная организация по социально-правовой защите военнослужащих» не осуществляет деятельность, соответствующую ее уставным целям, фактически прекратила оказывать в соответствии с Уставом услуги, ответчиком не были устранены допущенные нарушения закона и не представлены соответствующие документы, суд приходит к выводу о том, что непредставление ответчиком в Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", является достаточным основанием для ликвидации указанного юридического лица, поскольку характер допущенных им нарушений является существенным.
Ответчиком доказательства осуществления деятельности организации за период **.**.****, как и исполнения обязанности по предоставлению в Управление информации, предусмотренной абз. 4, 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», суду не представлено.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона ««Об общественных объединениях» ликвидация общественной организации считается завершенной, а общественная организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку нарушения, установленные в деятельности организации, являются основанием для ее ликвидации, то ликвидация организации влечет исключение общественной организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Как установлено в пункте 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Поскольку обязанность по ликвидации юридического лица возложена на регистрирующий орган, то суд не определяет дату внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к «Усть-Илимской городской общественной организации по социально-правовой защите военнослужащих» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать «Усть-Илимскую городскую общественную организацию по социально-правовой защите военнослужащих» прекратившей свою деятельность.
Исключить «Усть-Илимскую городскую общественную организацию по социально-правовой защите военнослужащих» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: Н.С. Банщикова